На минувшей неделе президент России отклонил сразу два предложенных ему на подпись закона. Первый из них касался выборов депутатов нижней палаты Федерального собрания — Государственной думы, второй — судьбы Общественного российского телевидения. Собственно, президент думал о выборах и в первом, и во втором случаях, потому что в сегодняшнем своем виде ОРТ-1 канал «Останкино» представляет из себя мощную пропагандистскую решетчатообразную машину, сквозь прутья которой не пробраться никакому Жириновскому... Впрочем, телевизионные страсти — совсем отдельная тема, а пока посмотрим, что президента Ельцина не устроило в предложенном Госдумой законе (собственно, не только Ельцина, но и верхнюю палату парламента — Совет Федерации).
Дума фактически оставила без изменений предложенную самим Ельциным после октябрьских событий 1993 г. избирательную систему, когда половина депутатов избирается по округам, а половина — по партийным спискам. Осталась неизменной и норма участия в выборах зарегистрированных избирателей (президент требует увеличить ее до 50 процентов и проводить второй тур, если ни один из зарегистрированных кандидатов не получит более 50 процентов голосов пришедших голосовать избирателей). Кроме того, предложено, чтобы представители исполнительных и муниципальных структур, желающие участвовать в выборах, оставляли свои посты. Это — нововведение, предложенное депутатами Думы буквально в самый последний момент, когда уже стало известно о триумфальном шествии по России блока Виктора Черномырдина. Однако все остальное устраивало, казалось бы, тогдашнюю партию власти и самого президента. Устраивало до знаменитой встречи нового политического года, когда стало ясно, что наспех разработанный предвыборный закон принес победу не блоку «Выбор России» или каким-то левоцентристским течениям, а «самому» Жириновскому. Сторонникам демократии или умеренности удалось восстановить баланс сил в парламенте только за счет выборов по округам.
Не удивительно, что избранная таким образом Государственная дума хочет во что бы то ни стало сохранить статус-кво, то есть равное представительство депутатов по округам и партийным спискам. Не удивительно, что Борис Ельцин требует смещения пропорции в сторону выборов по округам. Не для того создавался блок «Наш дом — Россия», тут же перекрещенный острословами в «Наш дом — Газпром», чтобы бесславно проиграть выборы. Между тем, выборы-93 продемонстрировали, что местные элиты — а они весьма сочувствуют начинаниям Виктора Черномырдина в надежде на новые кредиты и суверенизационные уступки — могут проконтролировать многое, но не партийные списки. Именно поэтому позиция Ельцина совпала с позицией верхней палаты парламента, подавляющее число депутатов которой — руководители местных органов власти. Чем больше депутатов по партийным спискам — тем меньше регионального влияния.
То, с какой энергичностью Виктор Черномырдин принялся доказывать необходимость президентского вето, демонстрирует, что премьер ясно отдает себе отчет в сложившейся ситуации и понимает, где заканчиваются его возможности. Думе так и не удалось преодолеть ельцинское сопротивление. Для этого требуется две трети голосов зарегистрированных депутатов, то есть конституционное большинство, а этого в нынешнем парламенте не добиться — хотя во время обсуждения сложившейся ситуации у президента оказалось совсем немного сторонников, всего ничего (и среди них, кстати, весьма влиятельная группа «Новая региональная политика», сложившаяся как раз из избранных не по списку депутатов). Так что теперь заработает согласительный механизм и, скорее всего, президенту удастся добиться от депутатов значительных уступок. А это означает, что число партийных мест будет резко уменьшено — и это как раз те места, которые потеряют демократы и жириновцы — «партия власти» и коммунисты вполне способны проводить своих депутатов по округам.
Вообще, партийные списки в нынешней Думе — довольно странная затея. Депутат, избранный по списку, в случае своего выхода из фракции не уступает место следующему по списку кандидату, как это принято во всем цивилизованном мире, а просто... переходит в ряды другой фракции. Из-за того, что многие избирались и по спискам, и по округам, возникла жуткая неразбериха. Так, Борис Федоров и Андрей Козырев выиграли выборы в округах, в которых баллотировались, и поэтому их уход из фракции «Выбор России» вполне правомочен. А вот Константин Затулин выборы в Сочи продул и оказался в парламенте только благодаря списку шахраевской Партии российского единства и согласия (ПРЕС). Покинув эту фракцию и перейдя во фракцию Демократической партии России, Затулин, «по идее», должен был бы расстаться с депутатским мандатом. Однако это — не русская идея. И перебежчик остается не только депутатом, но и председателем парламентского комитета, хотя должности в этих комитетах тоже распределялись не как-нибудь, а по межфракционному соглашению... И таких примеров можно привести множество... Однако ясно, что Бориса Ельцина, когда он накладывал вето на избирательный закон, интересовал не моральный облик народных избранников, а упрямое желание довести до конца свою идею о двух проправительственных предвыборных блоках, формируемых вокруг Виктора Черномырдина и Ивана Рыбкина, и обеспечить им максимальные условия для успешного выступления. Возможное уменьшение мест для партийных списков в Госдуме — первый шаг к успеху «партии власти». Следующий — успешно действующее в дни предвыборной борьбы ТВ, которое уже не повторит ошибок 1993 года. Но для этого, как я уже говорил, необходимо сохранить ОРТ. И Борис Ельцин уверенно перечеркивает соответствующий законопроект...