Завершение Украиной в конце прошлого года нашумевшего украинско-пакистанского танкового контракта заставляет активизировать усилия именно в бронетанковой отрасли, которая, с одной стороны, является одной из наиболее развитых в стране и может принести не только реальные деньги в казну, но и улучшить имидж страны за рубежом, а с другой, если останется без заказов, может превратиться в непосильную ношу для небогатой Украины. Именно благодаря бронетанковой отрасли и мастерству людей от оружейного бизнеса Украина состоялась на мировом рынке вооружений. Не так давно на одном из заседаний избранный российский президент Владимир Путин порекомендовал своим торговцам оружием подучиться у конкурентов из Украины, как надо заключать контракты.
Но объективно мировой рынок бронетехники сужается, по прогнозам, будет сужаться еще больше. Некоторые страны уже приняли решение о значительном уменьшении и даже свертывании танкового производства. Например, налицо признаки сворачивания Великобританией производства некогда знаменитых «Челленджеров». Для Украины такая ситуация стала бы катастрофой не только для Харьковского завода им. Малышева, но и еще для двух сотен предприятий. Осознавая сложность ситуации со сбытом бронетехники, украинские оружейные бизнесмены неслучайно нажали на международные выставки, где хоть и весьма редко подписываются, но зато достаточно интенсивно продвигаются переговоры. И если в серии авиавыставок Украина уже сделала один пропуск хода на латиноамериканском рынке, то за последние два года ею не было пропущено практически ни одной выставки, где выставлялась бронетехника, и практически ни одного танкового тендера. Нынешняя весна была отмечена редким изобилием танковых мероприятий, а решение об отнюдь не дешевом участии в них порой приходилось принимать на уровне главы державы. Благо, сегодня на Банковой поддерживают стратегию оружейного бизнеса и даже в условиях экономического кризиса находят необходимые средства.
МАЛАЙЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ
Украинскую бронетехнику отправляли на международную выставку вооружений DSA-2000, как говорится, без лишнего шума и трепа. Однако, как сообщил автору директор государственного предприятия «Прогресс» (дочерняя структура госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт») Сергей Самойленко, представлявший украинскую экспозицию, Украина рассчитывает на победу в танковом проекте, предусматривающем поставки нескольких десятков танков в Малайзию.
Речь о том, что выступление на выставке было обязательным условием для экспортеров оружия, желающих продать танки в эту страну. На первый взгляд продажа нескольких десятков машин в далекий регион после реализации 320 танков Исламабаду может показаться не слишком крупным достижением. Однако лишь на первый взгляд. На самом деле Малайзия является ключевой страной региона с достаточно весомым политическим влиянием на соседей. В «Прогрессе» говорят, что если Азиатско-Тихоокеанский регион является привлекательной мишенью, то Малайзия — как раз ее яблочко. Поэтому понятно, что успешная реализация контракта, в случае если предпочтение будет отдано Украине, может стать серьезной позицией при закреплении в регионе.
Что касается предпочтения, то реально в проекте принимают участие две страны, Украина с танком Т-84 и Россия, представившая танк Т-90С. По мнению директора «Прогресса», Украина, предлагающая Т-84, разработанный Харьковским конструкторским бюро им. Морозова, имеет ряд технологических преимуществ. В частности, на машине установлен новый более мощный двигатель 1200 л.с. вместо двигателя в 1000 л.с. на машинах предыдущего поколения и на российском Т-90С. Кроме того, Т-84 оборудован абсолютной новинкой — дополнительным стояночным двигателем, позволяющим при выключенном основном двигателе поддерживать в боевой готовности все узлы. И наконец, расширенные гусеницы, разработанные с учетом местных мягких грунтов. К слову, именно эти грунты, высокая рельефность Малайзии и большое количество мостов грузоподъемностью до 50 тонн и определили невозможность участия западных танкоразработчиков в этом проекте. Ибо если украинский и российский танки весят около 45 тонн, то западные конкуренты — более 55 тонн.
Уже на выставке выяснилось, что украинское лобби в этой стране достаточно весомо. Т-84 лично осмотрели и король Малайзии, и военный министр. Не говоря уже о высоких делегациях Индонезии, Вьетнама, Таиланда и других стран региона. И не говоря уже о местной прессе, которая украинской экспозиции уделила едва ли не центральное внимание. Кроме того, вчера в городе Куала- Лумпур состоялась официальная презентация украинской машины как участника проекта. После этого пройдут ходовые и огневые испытания.
Еще до финансово-валютного кризиса 1998 г. Украина заключила несколько контрактов с Индонезией и Вьетнамом, которые потом успешно реализовала. Ныне же, кроме Малайзии, интенсивные переговоры о поставках украинской военной продукции ведутся с Филиппинами, Индонезией и Вьетнамом.
СТАРЫЕ ПАРТНЕРЫ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Старых партнеров по ВТС Украина не забывает. И действительно, не напрасно. Индия объявила о значительном увеличении военного бюджета, Пакистан — о «поиске адекватного ответа» на новый вызов. Исламабад давно подумывает об еще одной крупной сделке — покупке новой танковой дивизии. Но даже если этого не произойдет, только в бронетанковой области остаются несколько перспективных проектов. Так, по словам С.Самойленко, вместе с Пакистаном и Китаем Украина активизировала работу по разработке нового танка для Пакистана «Аль Халид» (проект МБТ-2000). Летом текущего года после внесения Харьковским конструкторским бюро им.Морозова существенных конструкторских изменений танк пройдет еще один этап ходовых испытаний в условиях жары. Для Украины перспектива состоит в получении достаточно емкого заказа на партию трансмиссионных отделений и некоторых других узлов.
Помимо этого, Украина участвует и в модернизации пакистанских танков Т-59. Ранее за этот контракт боролись несколько стран, но, в конце концов, Украине на правах старого испытанного партнера нарезали приличный кусок работы. Ну и, конечно же, послегарантийное обслуживание 320 танков, пополнение комплектующих и ЗИП.
Среди новых перспектив мерцает пока еще достаточно далекая, но, как утверждают, вполне достижимая звезда — турецкий танковый тендер. По утверждению руководителя «Прогресса», который в Турции представляет интересы страны, Украина не только имеет равные с западными конкурентами шансы в этом тендере, но по некоторым позициям даже превосходит их. Сам С.Самойленко решительно не согласен с сообщениями некоторых зарубежных СМИ о том, что судьба тендера сегодня уже решена в пользу Германии. По его мнению, все решится на последнем этапе, который начинается в середине мая и предусматривает проведение стрельб. По условиям турецкой стороны, украинский танк Т-84 со стволом 125 мм будет заменен на аналогичную машину со стволом стандартов НАТО (120 мм). В «Прогрессе» утверждают, что украинская машина полностью готова к стрельбам боеприпасами стандартов Североатлантического альянса.
Объем партии поставляемых машин заказчиком пока не определен, но учитывая, что передача технологий производства танков может продлиться 10—15 лет, победитель тендера может рассчитывать на значительную часть от выделяемых 4—4,5 млрд. долл. на производство 1000 танков.
«SOFEX-2000». ЗОНА УКРАИНСКОГО ПРИСУТСТВИЯ
Именно так назвал Ближневосточный регион гендиректор «Укрспецэкспорта» Валерий Малев. Действительно, на международной выставке вооружений «SOFEX-2000», которая завершилась на этой неделе в столице Иордании — Аммане, Украина чувствовала себя очень уверенно. Еще эта выставка интересна тем, что хотя главным ее распорядителем является «Укрспецэкспорт», Харьковский завод им. Малышева впервые выступает совершенно самостоятельно.
Иордании уже приглянулись украинские бронетранспортеры БТР-94, партию которых Украина уже отгрузила. Не исключено, что руководство этой страны примет решение прикупить еще пару сотен бронированных машин. Есть новинка непосредственно от танкового завода. Совместно с военным ведомством Иордании Украина модернизировала старый английский танк «Центурион», превратив его в тяжелый бронетранспортер. По оценкам специалистов, всего в мире насчитывается около 1000 таких танков. Кроме того, модернизация коснулась и некоторых систем силового агрегата, в чем харьковская школа особенно сильна. Эксперты утверждают, что соотношение тактико-технических характеристик и цены модернизированных «Центурионов» может стать весьма привлекательным.
Правда, там не совсем адекватно оценивают усилия сразу нескольких украинских спецэкспортеров. Очевидцы поговаривают, что руководство танкового завода было не слишком разборчиво в выборе посредника, определив для такой роли представителя оппозиции официальной власти. Так что какое-то время даже существовала угроза потери рынка этой страны. А если учесть, что Иордания интересуется не только бронетехникой, но и, например, первой сделала выбор в пользу украинской новинки — «Зоопарка» (радиолокационный комплекс управления огнем 1Л220-В), а также очень близка к покупке станции пассивного обнаружения объектов «Кольчуга», то становится понятной тревога официальных торговцев украинским оружием.
Несмотря на заявление заместителя гендиректора ГП «Харьковский завод им. Малышева» Юрия Миргородского о том, что завод «осуществляет послетендерные работы по формированию контракта в Греции», ожидаемый танковый успех, как считают специалисты, под большим вопросом. Опять-таки, корифеи оружейного бизнеса кивают на выбор посредника. Дескать, для этого надо иметь и опыт, и разветвленную сеть специалистов внешнеэкономической деятельности.
Наверное, поэтому, несмотря на создание гибкой и достаточно эффективной схемы принятия решений в оружейном бизнесе, многие считают, что количество спецэкспортеров для такой страны, как Украина, завышено. Что, естественно, вызывает если не внутреннюю конкуренцию, то, по меньшей мере, нервозность.