UA / RU
Поддержать ZN.ua

Венгрия: ставка на Россию

Решение Вашингтона запретить въезд на территорию Соединенных Штатов ряда венгерских высокопоставленных чиновников и бизнесменов стало для правоконсервативного правительства Виктора Орбана настоящей пощечиной.

Авторы: Светлана Митряева, Мирослава Лендьел

Решение Вашингтона запретить въезд на территорию Соединенных Штатов ряда венгерских высокопоставленных чиновников и бизнесменов стало для правоконсервативного правительства Виктора Орбана настоящей пощечиной. Собственно, как и форма, в которой сообщила о санкциях американская сторона: временный поверенный в делах США в Венгрии Андре Гудфренд заявил о них в интервью венгерскому государственному телевидению. При этом дипломат так и не назвал ни конкретных имен правительственных чиновников, ни причин принятого решения. Венгерские масс-медиа сообщают, что речь идет о лицах из окружения премьер-министра Виктора Орбана и высокопоставленных чиновниках из налоговой службы.

Введение санкций вызвало панику в Венгрии. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто провел срочное заседание лидеров парламентских фракций и специальную пресс-конференцию, потребовав от Вашингтона официальных объяснений. Во вторник он намерен встретиться с заместителем государственного секретаря США Викторией Нуланд для обсуждения всех конфликтных вопросов.

Однако в самой Венгрии позиции премьер-министра Орбана только укрепляются.

Будапешт никогда не ходил в любимчиках США, которые называли Виктора Орбана приверженцем авторитарного капитализма, не намеренного покидать власть. Барак Обама однажды заметил, что бесчисленная бюрократия и открытое запугивание все больше угрожают гражданскому обществу в Венгрии.

Но теперь отношения Вашингтона и Будапешта находятся на самой низкой отметке за последние два десятилетия. И следует ожидать их дальнейшего охлаждения. Собственно, удивляться нечему. По мнению одних венгерских экспертов, персональные санкции против окружения Орбана связаны с тем, что фискальные органы Венгрии ведут расследование деятельности ряда американских фирм на территории страны. Издание Index.hu, например, сообщает о попытках высокопоставленных чиновников вымогать взятки у работающих в Венгрии американских фирм.

Другие эксперты считают, что санкции Вашингтона в адрес высоких должностных лиц главным образом объясняются сближением Будапешта и Москвы, в частности подписанием в последнее время ряда двусторонних соглашений. Например, с российской государственной корпорацией "Росатом" на строительство АЭС в городе Пакш. Кроме того, именно Венгрия, вместе с Сербией - самые преданные сторонники "Южного потока", который, наряду с созданием альтернативы транзиту российских энергоносителей через Украину, должен обеспечить газом Крым.

Бесспорно, можно искать сугубо экономические мотивы во всех этих действиях венгерского правительства. Тем более что заметен рост и китайских инвестиций в развитие этой страны. Однако политические заявления, провозглашенные Виктором Орбаном на протяжении последнего года, вынуждают находить причины внешнеполитического разворота не только в проблемах венгерской экономики. Речь идет о претензии Будапешта на роль основного российского центральноевропейского союзника. А это влияет и на политику Венгрии в отношении Украины.

Отказ от ценностей политического либерализма, увлечение социально-экономической моделью, которую реализует в России В.Путин, - все эти заявления венгерский лидер сделал в течение минувшего лета. Поиск собственного пути развития в условиях кризиса, отказ от классических понятий демократии, рынка - вполне понятные шаги, тем более что уже в течение нескольких десятилетий европейские государства, в частности скандинавские, стремятся найти оптимальную меру сочетания либерализма и государственной и общественной защиты. Эти аргументы были бы почти полными, если выпустить из поля зрения содержание и направление внешней политики Венгрии, которая вполне соответствует классическому примеру насаждения "мягкой силы", объектом которой является и Украина.

Официальный формат проявления "мягкой" экспансии Венгрии - политика защиты интересов зарубежных венгров, проживающих компактно в Словакии, Румынии, Сербии, Украине, а реальный мотив - желание объединить венгерское сообщество в границах, существовавших на время окончания Первой мировой войны, предлагая для этого автономистские модели.

Чрезмерная политизация деятельности венгерского меньшинства в Закарпатской области (151,5 тыс. человек, по данным переписи 2001 г.), в частности демонстрация ее структурами - Партией венгров Закарпатья и Демократической партией венгров Украины - стратегии "материнских партий" в отношении зарубежных венгров, дает основания говорить о латентных автономистских тенденциях в его среде. Они усилились с 2010 г., когда правящая коалиция и правительство были сформированы правоцентристской партией ФИДЕС В.Орбана, которая, среди прочего, декларировала поддержку этнических соотечественников за рубежом и способствовала созданию Министерства по делам зарубежных венгров.

Вызовом для национальной безопасности Украины уже стало массовое получение ее жителями гражданства Венгрии, учитывая трагические последствия такого сценария в Крыму (по данным венгерского правительства, гражданство Венгрии получили уже около 80 тыс. граждан Украины). Как известно, в январе 2012 г. вице-премьер-министр Венгрии по вопросам национальной политики Ж.Шемьен заявил, что официальный Киев, не отреагировав на введение в действие обновленного закона о гражданстве, фактически дал устное согласие на его реализацию...

Лидеры парламентской радикальной правой партии "Йоббик" откровенно выступают за создание "Великой Венгрии" на этнических землях Словакии, Румынии и Украины, отделенных на основании Трианонского (1920 г.) и Парижского (1947 г.) мирных договоров, и первым шагом для достижения этой цели видят формирование национально-территориальных автономий. Эта партия, несмотря на очевидную антиукраинскость своих лозунгов, с декабря 2010 г. имела официальную приемную независимого депутата Европейского парламента Бейлы Ковача в украинском городе Берегово Закарпатской области, которую закрыли только этой осенью, после откровенных заявлений о поддержке аннексии Крыма и террористических группировок на Донбассе.

Официальный Будапешт, осуждая откровенно сепаратистские заявления "Йоббика", что объясняется борьбой за электоральное поле между этой партией и правящим ФИДЕС, на самом деле с конца 1990-х пропагандирует идею Притысянского административного района Закарпатской области, с целью формирования территориальной единицы, в пределах которой проживало бы подавляющее большинство венгров региона. Понятно, в случае формирования такого района был бы создан дополнительный - если считать таким особый режим на Донбассе - прецедент изменения административной карты Украины.

По меньшей мере допускается формирование в определенных регионах Украины сети органов местного самоуправления, в которых, учитывая структуру населения новообразованных районов, доминировали бы представители одного этнического меньшинства. Особо обостряется эта тема накануне избирательных кампаний, когда политическое руководство украинских венгров подчеркивает аксиоматичность необходимости своего представительства в национальном парламенте, требуя в качестве компромиссного решения формирования электорального округа, который бы географически совпадал с территорией проектируемой автономии.

Нельзя не заметить, что немногочисленное, но довольно эпатажное крыло политического русинства, чьи лозунги варьируются от создания самоуправляемой территории, формирования автономной "Подкарпатской Руси" - и вплоть до ее независимого статуса, поддерживают некоторые круги Венгрии, прикрываясь ностальгией по временам до Первой и во время Второй мировой войны, опять-таки, акцентируя на искусственности украинского государства. Аналогии с заявлениями В.Жириновского и разоблачениями Р.Сикорского - очевидны.

Как и то, что самозванный лидер "республики" П.Гецко на протяжении последнего года находится в Москве, акцентируя на естественности защиты интересов закарпатцев именно славянской Россией. Временное совпадение целей политических групп, ориентирующихся на Будапешт и Москву, можно бы было считать еще одной случайностью, если бы не международный фон украинского кризиса.

Именно Венгрия, наряду со Словакией, принадлежит к наибольшим критикам политики европейских санкций против России. Однако если осторожность Братиславы можно объяснить экономическими аргументами, энергетической зависимостью от России, ориентацией на политические акценты, предлагаемые Берлином, то Будапешт одновременно продвигает идею "венгерской автономии" в разных форматах. А уже упомянутый "Йоббик" открыто признает аннексию Крыма, поддерживает донбасских сепаратистов, акцентируя на возможности возврата в лоно Венгрии Закарпатской области Украины.

Отметим, что в марте нынешнего года МИД Украины едва ли не впервые выразил обеспокоенность по поводу заявлений В.Орбана на тему автономии, нерешенности венгерского вопроса со времен Второй мировой войны. Однако это не дало результата. Уже в мае лидер Венгрии заявил, что вызовом для Европы является не только политика России, но и Украина сама по себе, которая, не имея видения дальнейшего развития, должна гарантировать обеспечение прав национальных меньшинств.

Тревогу вызывает и политика содействия созданию для Москвы альтернативных возможностей для транспортировки газа в обход Украины. Именно венгерская кампания MVM недавно подписала соглашение о хранении сырья "Газпрома" в своих подземных хранилищах (700 млн куб. м). Такая сделка коррелирует с покупкой российским монополистом крупнейшего подземного хранилища газа в Германии, передачей ему ПХГ также в Австрии. Вместе с тем Венгрия в конце сентября приостановила реверс газа в Украину, заявив о возможности возобновления проекта не ранее 1 января 2015 г. и сообщив, что прекращение реверсной поставки газа - лишь временная мера на период обеспечения собственной энергетической безопасности.

В условиях внешней агрессии на востоке Украина рассматривает западные центральноевропейские страны-соседи как своих надежных партнеров. Хотя, что нетрудно заметить, "мягкая" политика Венгрии содержит вызовы нашей национальной безопасности. Поэтому актуальная задача для Киева в плоскости политики сотрудничества с центральноевропейскими партнерами, прежде всего с Будапештом, - установление четкого размежевания между политикой поддержки зарубежных соотечественников и стимулированием автономистских тенденций, которое демонстрируют, в частности, политические силы Венгрии. Учитывая уроки аннексии Крыма и войну с террористами и оккупантами на востоке, места для компромиссов здесь нет.