UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕНЕЦИАНСКИЕ АКЦЕНТЫ В РУМЫНО-ВЕНГЕРСКОМ СПОРЕ

В конце октября в румынских и венгерских средствах массовой информации снова возобновился спор о ...

Автор: Васыль Твердохлиб

В конце октября в румынских и венгерских средствах массовой информации снова возобновился спор о сущности и последствиях закона «О венграх из соседних стран», принятого венгерским парламентом весной этого года и вступающего в действие со 2 января следующего. Это вызвано, конечно, тем, что свои оценки и заключения по вышеупомянутому закону сделала известная Венецианская комиссия Совета Европы. Напомним, что закон «О венграх из соседних стран» предполагает целый набор льгот и привилегий для лиц венгерской национальности, которые они получат на территории Венгрии, имея специальное удостоверение. Документ был принят с подачи правительства Виктора Орбана, и потому именно в лице кабинета министров Адриана Нэстасе он получил самого нелицеприятного критика. Главные упреки сводились к тому, что в Будапеште приняли закон «антиевропейский, экстратерриториальный и дискриминационный». Антиевропейский не в смысле новизны и необычности, а в том, что во главу предоставления льгот ставить не гражданство, а национальность человека. Экстратерриториальный потому, что его действие не будет ограничено только территорией Венгрии, а предполагает распространение на территории соседних стран. Дискриминационный, поскольку, предоставляя льготы гражданам Румынии венгерской национальности, он тем самым будет ущемлять права и достоинство граждан Румынии иных национальностей.

Представители румынской школы дипломатии, считающейся одной из сильнейших в Европе, сделали все возможное, чтобы заблокировать или, в крайнем случае, добиться внесения изменений в закон «О венграх из соседних стран». Именно по настоятельному обращению румынских парламентариев, работающих в Совете Европы, упомянутый закон попал на экспертизу в Венецианскую комиссию. Как известно, заключения и рекомендации этой комиссии не являются обязательными для выполнения, но ее авторитет и высочайшая компетенция в вопросах национальных отношений почти непререкаемы, а потому ее оценки в своем большинстве служат моделью для разрешения тех или иных проблем именно с точки зрения международного права.

Следует знать, что эксперты Венецианской комиссии во многих своих заключениях подтверждают обоснованность претензий румынской стороны относительно закона «О венграх из соседних стран». Подобные нормативные акты, принятые в одном государстве, но имеющие отношение к гражданам другого государства, не могут распространять свое действие на территорию другого государства иначе, как с предварительного согласия этого государства. Причем последнее считается абсолютно необходимым условием для выполнения закона. Таков первый вердикт Венецианской комиссии. Второй серьезный вывод экспертов комиссии состоит в том, что любое государство не может при посредстве принятых им законов делегировать любую официальную или полуофициальную функцию неправительственной организации, являющейся юридическим лицом другого государства. Что это означает? А то, что на территории Румынии предполагаемое законом «О венграх из соседних стран» удостоверение венгра может издавать только румынское правительство. Третья рекомендация Венецианской комиссии представляет собой положение, согласно которому удостоверение венгра не должно базироваться на определении национальности той или иной личности, а только на определении льгот лишь в двух областях — образовании и культуре.

Наконец, согласно четвертой рекомендации, единственными сферами, в которых могут предоставляться определенные льготы личностям, имеющим гражданство другого государства, могут быть лишь образование и культура. При этом предоставляемые льготы должны служить единственной цели — сохранению национальной и культурной идентичности той или иной личности.

Таким образом, Венецианская комиссия своими рекомендациями фактически поддержала обоснованность некоторых претензий официального Бухареста. Для последнего это, конечно, не повод для триумфа, а солидная база для дальнейших румыно-венгерских переговоров относительно усовершенствования столь противоречивого закона и возможного его воплощения в жизнь.

P.S. Уже после «венецианской» экспертизы закона «О венграх…» румынский премьер А.Нэстасе предложил лидерам партии этнических венгров Румынии заменить пресловутое удостоверение венгра билетом члена этой партии. Румынская оппозиция встретила такое предложение резкой критикой по двум причинам: во-первых, подобное решение не ликвидирует, а лишь усугубляет дискриминационный характер закона, во-вторых, в случае его воплощения в жизнь, оно становится дополнительным политическим агентом упомянутой партии в ее будущих электоральных состязаниях.