UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАВИЛОНСКИЕ СТРАСТИ

Военная антииракская кампания завершилась перед самым началом летнего зноя. Накал страстей — политических и стратегических — как раскалённый песок ближневосточной пустыни плавно перетёк в мирные часовые рамки...

Автор: Светлана Белоус

Военная антииракская кампания завершилась перед самым началом летнего зноя. Накал страстей — политических и стратегических — как раскалённый песок ближневосточной пустыни плавно перетёк в мирные часовые рамки. Ещё не остыла земля от гусениц танков союзников, а пепел пожарищ уже припорошила едкая рыжая пыль горячих ветров-хамсинов. По иракской земле в поисках неконвенционного оружия, «карточных тузов» и украденных археологических ценностей рыщут американские «следопыты».

Информация о находках той или иной значимости с завидной регулярностью мелькает в мировой прессе.

Последней добычей охотников за культурным и историческим наследием оказалось нечто другое, менее ценное в денежном эквиваленте, но более важное для разгадки и утоления политических страстей и амбиций. Попытка найти одну из древнейших копий Вавилонского Талмуда, относящуюся к VII веку, привела к обнаружению «побочных» материалов и явилась одной из самых странных миссий, которые приходилось выполнять в Ираке мобильной группе «Альфа». Задачей американцев на сегодняшний день является поиск запрещённых видов оружия, а не культурных и отнюдь не религиозных ценностей.

К оппозиционной группе Иракского национального конгресса обратился бывший высокопоставленный чиновник Мухабарата (тайной полиции Саддама Хусейна) и поведал душещипательную историю о том, как собственноручно спрятал древнюю еврейскую книгу в подвале своей штаб-квартиры. Для убедительности изложенных фактов он также сообщил, что здание сильно повреждено бомбардировками и что бесценный документ покрывают четыре фута грязной зловонной воды, на поверхности которой плавают трупы диких лисиц и крыс. Исторический Талмуд нельзя бросать на произвол судьбы, его необходимо спасти, поэтому он готов выступить в роли проводника, несмотря на препоны. Командир подразделения «Альфа» поколебавшись всё же принял решение начать операцию. Рано утром колонна, состоящая из семи машин, выехала из ворот Иракского охотничьего клуба, бывшего места отдыха баасовцев, а теперь штаб-квартиры Иракского национального конгресса. В сопровождении группы солдат «Альфа» к месту бывшей тайной полиции Ирака отправились сотрудники управления по реконструкции и гуманитарной помощи, учёные и журналисты. От здания Мухабарата остались лишь фрагменты, а лестница, ведущая в подземелье, была засыпана осколками стёкол, завалена глыбами камней и кусками стен — свидетельствами недавних бомбардировок. На какое-то время зловоние остановило группу, но затем командир подразделения и двое солдат нашли в себе мужество погрузиться в жижу. Пробравшись по сырому коридору, солдаты проникли в комнату, где в грязной воде плавали сотни книг. Они спасли три пачки старых еврейских книг, в том числе Вавилонский Талмуд из Вильно и бухгалтерские книги еврейской общины в Багдаде, относящиеся к 1949 —1953 годам. Талмуда VII века, увы, так и не нашли. Вместо него поисковая группа наткнулась на целый архив секретных документов. Вместо бесценной книги был обнаружен операционный центр израильско-палестинского департамента иракской полиции. В результате «Альфа» собрала и отвезла в управление военной разведки большой грузовик разведывательной информации, касающейся Израиля, а также предложений о продаже Ираку урана и других ядерных материалов.

Американские солдаты мобильной группы «Альфа» вытащили на свет карты, на которых обозначены мишени террористических актов против Израиля. На одной из таких карт отмечено, по каким объектам иракцы считали нужным наносить удары ракетами «Скад» во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Места ударов были обозначены красно-желтыми бумажными цветочками, приколотыми булавками к разным участкам карты. Из того же подвального помещения извлекли манекен (почему-то женской фигуры) в форме ВВС Израиля, который стоял на постаменте перед списком званий и знаков различия израильских офицеров.