UA / RU
Поддержать ZN.ua

В СЛУЧАЕ ПОБЕДЫ НА ВЫБОРАХ ОППОЗИЦИЯ ОБЕЩАЕТ «МАЛЕНЬКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ»

3 марта в Испании состоятся внеочередные парламентские выборы. Несколько громких политических ск...

Автор: Алла Лазарева

3 марта в Испании состоятся внеочередные парламентские выборы. Несколько громких политических скандалов, тщательно отслеженных и расписанных во всех деталях оппозицией, укоротили пребывание у власти нынешнего депутатского корпуса и, возможно, правительства почти на год. Прогнозы обещают уверенную победу правой оппозиции, и соответственно - уход нынешнего премьера-социалиста Филиппа Гонзалеса.

Филипп Гонзалес - один из крупнейших деятелей европейской политики - пребывает у власти долгих тринадцать лет. В отличие от Гельмута Коля, который столь же долго продержался у власти в Германии, Гонзалес переживает не лучший период своей политической карьеры. Руководимая им социалистическая партия из символа противостояния франкистскому режиму превратилась в удобную кормушку для многих ее высоких функционеров: только с начала 1991 года по подозрению в коррупции в отставку вынуждены были уйти восемь министров и два вице-премьера правительства Гонзалеса. Прошлым летом разгорелся скандал вокруг телефонных прослушиваний, которые проводились с ведома руководителя испанских спецслужб Эмилио Алонсо Манглано в течение 14-ти лет и не обошли вниманием даже короля Хуана Карлоса. Вскоре после этого раскрылся еще один скользкий пассаж современной испанской политики: речь идет о секретных формированиях по борьбе с терроризмом, которые занимались практически отстрелом лидеров террористических групп, что, мягко говоря, не вполне соответствует нормам международного права. Оппозиции удалось доказать, что антитеррористические бригады действовали не без прикрытия со стороны высоких испанских чиновников, и маловероятно, чтобы премьер-министр оказался при этом в полном неведении.

«Никто не сомневается в личной порядочности Филиппа Гонзалеса, - утверждает французский журнал «Ле Пуен». - Однако этого не скажешь об его окружении. Что можно подумать о государстве, в котором руководитель Центрального банка восемь лет занимался мошенничеством? Где руководитель гражданской обороны страны не в меру разбогател за семь лет пребывания на посту? Теперь, когда Гонзалес просит испанцев «потерпеть еще двадцать пять лет», чтобы внедрить проект социалистов по реформированию общественно-экономической системы, его не хотят поддерживать. Для личности, которая некогда ощущала настоящую народную любовь, это жестокий удар».

Когда-нибудь именем Гонзалеса в Испании будут называть улицы, как случается во всякой стране, глубокая реформа которой связана с деятельностью одной сильной харизматической личности. Он имел смелость состоять в рядах Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), когда она была официально запрещена режимом Франко. Придя к власти через семь лет после смерти диктатора, в 1982 году, Гонзалес получил в руки политически и дипломатически изолированную страну, закрепощенную интеллектуально, народное хозяйство которой развивалось безо всякого учета европейских и мировых процессов. При нем Испания вступила в НАТО, немногим позже - в Европейский союз. Ему удалось реформировать соцпартию, переориентировав структуру с принципиальной оппозиционности, категоричного марксизма на гибкую, умеренную социал-демократическую позицию. Однако долгое пребывание у власти разъело ИСРП изнутри: сила, которая выступила тринадцать лет назад импульсом обновления, нынче сама нуждается в замене. Опросы общественного мнения в стране, проводимые за неделю до парламентских выборов, не обещают социалистам более 32 - 35 процентов голосов. В лучшем случае. Что означает отсутствие всяких перспектив на формирование самостоятельного правящего большинства. Чтобы «дотянутся» до необходимого в таком случае 51 процента, надо искать союзников по блоку. Это не менее проблематично: формальным поводом к перевыборам в парламент стал выход из правительственной коалиции каталонской партии Сближение и Союз и соответственно - образовавшееся отсутствие какого бы то ни было реального большинства.

Прогнозы предсказывают успех порядка 44 - 46 процентов голосов оппозиционной право-центристской Народной партии (НП). Ее лидер - Хосе-Мария Азнар, бывший фининспектор сорока трех лет от роду, за шесть лет руководства НП почти полностью ее реформировал. Сегодня это команда молодых руководителей, не находивших себе достаточного применения в традиционных испанских политических структурах. Впервые Народная партия уверенно заявила о себе на предыдущих парламентских выборах в 1993 году, затем - на выборах в Европарламент в 1994-м. По результатам региональных и муниципальных выборов в мае 1995 года представители НП находятся у власти в одиннадцати из семнадцати автономиях страны, а также почти во всех крупных городах. Предвыборная программа НП - промышленный подъем до 4-х процентов уже в следующем году, создание новых рабочих мест, снижение налогов.

Не раскрывая заранее секретов своего будущего правления, Азнар обещает уже 4 марта, после выборов, начать обсуждение общественного договора между социальными партнерами по борьбе с безработицей, «по типу того, что заключен в Германии». Он старательно обходит идеологически скользкие места, разделяющие правых и левых в Испании, уверенно отказывается от всякого наследия Франко и обещает в интервью «Фигаро»: «3 марта Испании суждено пережить историческое событие. К власти придет центристская партия нового поколения. Я наметил осуществить «маленькую революцию»: нужно, чтобы правительство жестко ограничило свои собственные расходы. Этого еще никто не делал».

Западные наблюдатели отмечают, что как личность Азнар меркнет по сравнению с Гонзалесом, что ему явно не хватает харизмы и по-настоящему новых идей. Однако слишком много просчетов на счету у команды нынешнего премьер-министра. Нежелание замечать очевидные вещи часто обходятся слишком дорого.