UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПОИСКАХ ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО ЛОББИ

В настоящий момент главные задачи европейской интеграции, стоящие перед Украиной, касаются прежде всего не внешней политики как таковой, а политических механизмов, ту и иную политику формирующих...

Авторы: Александр Сушко, Олесь Лисничук

В настоящий момент главные задачи европейской интеграции, стоящие перед Украиной, касаются прежде всего не внешней политики как таковой, а политических механизмов, ту и иную политику формирующих. Это касается не только проблемы системного соответствия отечественной политики демократическим европейским стандартам. Речь идет и об обеспечении широкой общественной поддержки проекта евро-атлантической интеграции Украины, демократичной по форме и содержанию. Без этого евро-атлантические шаги Украины едва ли могут быть легитимными, общественно значимыми и эффективными.

Украина официально стремится к членству в ЕС и НАТО. Несмотря на многочисленные поводы для сомнений, курс на евро-атлантическую интеграцию превращается в главную доминанту международной политики Украины. Официальный Киев в последние месяцы сделал беспрецедентно большое количество шагов в евро-атлантическом направлении. Впрочем, для многих наблюдателей все эти сдвиги выглядят имитационными мероприятиями, поскольку не вписываются в единую картину политической эволюции государства, правящая элита которого упрямо дистанцируется от норм и правил поведения, принятых в евро-атлантическом мире.

На уровне концептуальных аргументов нередко теряется важный, по нашему мнению, тезис о том, что именно возникновение Украины как независимого государства вследствие распада СССР является по сути составляющей частью победы евро-атлантизма в Восточной Европе. Об этом с одинаковой уверенностью утверждают и заокеанские атлантисты (Бжезинский), и хмурые евразийцы из Москвы (Дугин). Украинская независимость органично вписана в исторический ландшафт современной евро-атлантики, и вопрос лишь в том, как, когда, на каких условиях состоится полноценное включение украинского государства и общества в сложную, высокоорганизованную и динамичную систему взаимодействий трансатлантического пространства.

Запоздалое, на 11-м году независимости, решение интегрироваться в НАТО свидетельствует об определенной заторможенности онтологического мышления украинского политического класса, а также о справедливости выражения «от судьбы не убежишь».

Политически-парламентское измерение. Парламентские выборы, которые особенностями проведения давали достаточно оснований для скепсиса, своими результатами заметно ободрили проевропейские настроения в стране. Из крупных политических актеров в парламент попала лишь одна сила, оппонирующая проекту евро-атлантической интеграции Украины, — КПУ. Однако сейчас даже коммунисты де-факто не являются антизападной силой. Суммарно политические силы антизападного направления получили около 5% голосов (Блок Витренко, Русский блок, ЗУБР).

В то же время в предвыборных баталиях внешнеполитические дискуссии были маргинальной темой и интересовали преимущественно экспертов. Имеющиеся внешнеполитические позиции формулировались завуалированно, чтобы не сузить электорат. Изучение заявленных в программах партийных позиций по различным вопросам, в том числе и по внешнеполитической проблематике, — преимущественно малопродуктивные упражнения для понимания и объяснения особенностей политического процесса в Украине. Значительно более эффективным является анализ поведения партийных элит во время и после выборов.

Несмотря на то, что количество откровенных противников евро-атлантизма в новом парламенте значительно уменьшилось, мы не можем говорить о принципиальной победе проевропейских сил. Едва ли кого-то может ввести в заблуждение факт создания фракций с названиями типа «Европейский выбор». Оптимизм в этом смысле не может пойти дальше признания того, что со стороны нового парламента скорее всего будет менее ощутимым торможение евроинтеграционных шагов страны. Значительная часть депутатского корпуса парламента нового созыва совершенно индифферентна к возвращению Украины на европейский путь развития.

Дипломатическое измерение. Следует признать — украинская дипломатия достаточно последовательно поддерживает евроинтеграционный тонус, самоотверженно преодолевая последствия создаваемых высшей элитой резонансных скандалов, а также евроиндифферентность значительной части политической среды. Собственно, именно дипломатическая элита сегодня, наряду с тонким слоем экспертов и журналистов, наиболее компетентна в вопросах евро-атлантической интеграции Украины. Но дипломаты функционально не могут претендовать на роль ведущего общественного слоя — движущей силы этих процессов. К тому же дипломатия является частью более широкого и сложного бюрократического слоя.

Бюрократическое измерение. Сегодня бюрократические элиты — главные «солдаты» украинской интеграции в Европу, и в то же время главный ее тормоз. Более того, все текущие инициативы Киева по евро-атлантической интеграции являются номенклатурными проектами со всеми вытекающими из этого преимуществами и негативами. Сравнительно высокая, профессионально обусловленная исполнительная мотивация бюрократии в этом случае не только уравновешивается, но и значительно перевешивается фактической внешней неподконтрольностью. Ни политические силы, сосредоточенные в парламенте, ни общественность, ни СМИ не имеют демократических рычагов контроля и влияния на этот слой. Поэтому уровень чиновничьего волюнтаризма может достигать значительных высот. В то же время несправедливо было бы отрицать наличие сравнительно высокой осведомленности и возрастающей компетентности в технических вопросах среди части бюрократии, непосредственно работающей сейчас над вопросами европейской и евро-атлантической интеграции Украины.

Именно на этом уровне наличествует наивысшая формализация евроинтеграционных намерений Украины. Реорганизация министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, введение должности ответственного вице-премьера, создание специального правительственного секретариата продемонстрировали скорее схоластическое и схематическое понимание нынешнего этапа процессов евроинтеграции и масштабов задач претендентов на участие в них, нежели серьезную настроенность на системное самосовершенствование.

Общественное измерение. Сторонники евро-атлантической интеграции Украины присутствуют на многих, возможно, даже на большинстве общественных широт — и среди отдельных политических лидеров, и среди элит, и среди различных слоев социума. Однако утверждать о достижении консенсуса в понимании европейского выбора в украинском обществе было бы преувеличением. Структуру мотиваций последовательно объяснить не так уж и просто.

У граждан Украины сформировалось преимущественно положительное отношение к перспективам членства в Европейском Союзе. По результатам различных опросов идею вступления Украины в ЕС поддерживают 45—60% ее граждан. Не каждый политический проект в этой стране мог бы рассчитывать на такую поддержку. Но уровень осведомленности о практическом содержании процесса и ожидаемых результатах остается низким.

Без особого упрощения — спрос на европейскую интеграцию в украинском обществе характеризуется импульсивностью, низким знанием реалий. Можно отметить серьезный дефицит рационалистических подходов к проблеме. Проект евро-атлантической интеграции по-разному рефлектируется в системах мировосприятия и целенаправленности различных сегментов украинского социума.

Тезис о соответствии евроинтеграционного проекта национальным интересам Украины — еще не аксиома. Это, скорее, теорема, требующая теоретической и практической работы для ее доказательства. Убедительные же доказательства могут появиться лишь тогда, когда национальные интересы станут функционирующим элементом политической жизни в Украине.

Определенные усилия в этом направлении регулярно демонстрируют активисты украинских неправительственных организаций. Их влияние из года в год возрастает, но, как и раньше, касается преимущественно узкого круга экспертов.

Учитывая существующее положение вещей, реализация заявленных официально евро-атлантических амбиций для Украины — процесс революционный по своим возможным объективным последствиям. А революции, даже «бархатные», без широкого привлечения активных слоев населения имеют призрачные шансы на успех.

Как конституционный суверен, как главный источник власти украинский народ имеет все права претендовать на роль главного субъекта евро-атлантической интеграции Украины.

Таким образом, евроинтеграционный курс хотя медленно, но приобретает институциональные контуры во внешнеполитических, парламентских, административных измерениях. В то же время устойчивость на уровне политической среды и общественного коллективного действия если и не отсутствует, то очень фрагментарна. Ощутимая дистанция между «поводырями» и общественностью — характерный для всеукраинского политического процесса разрыв между интересами и действиями политических элит и интересами и действиями основной массы украинского общества.

Есть ли в Украине евро-атлантическое лобби?

В российском интернет-издании «Дуэль» можно ознакомиться с довольно своеобразной, хотя и устаревшей попыткой поименного реестра проводников евро-атлантической идеи в Украине. Красноречивое название — «Политический бестиарий Украины» — естественно, снимает необходимость специально говорить о (не)объективности этого списка. Тем более, что его автор объясняет евро-атлантическую интеграцию как «фактическую оккупацию евро-американскими «гуманистами» нашей страны». К более чем полусотне отечественных политических «бестий» отнесены известные публичные политики (Р.Бессмертный, И.Заец, Р.Зварич, О.Зарубинский, И.Плющ, Д.Табачник, В.Пустовойтенко), политологи и ученые (В.Будкин, О.Гончаренко, В.Гречанинов, О.Дергачев, С.Кульчицкий, И.Курас, Б.Парахонский, Г.Перепелица, М.Погребинский, Л.Поляков), дипломаты (В.Белашов, Е.Бершеда, А.Бутейко, А.Зленко, К.Грищенко, Ю.Кочубей, Б.Тарасюк), представители бюрократической элиты (В.Горбулин, В.Кремень, Е.Марчук), журналисты (В.Бадрак, К.Гудзык, В.Долганов, С.Згурец). Отнесены к проводникам евроинтеграции Украины и оба украинских президента Л.Кравчук и Л.Кучма, а также т.н. «олигархи» — А.Волков, В.Медвечук, Г.Суркис, В.Пинчук. З.Бжезинский и Б.Гаврилишин представляют зарубежную группу политических «бестий» Украины.

Мы довольно полно перечислили главные имена, чтобы показать сюрреалистичность воображаемого персонального состава евро-атлантического лобби Украины. Значительная часть фигурантов «бестиария» по реальным критериям не может относиться к этой группе. Внесение некоторых из них в этот список может выглядеть смешным для компетентного в вопросах украинской политики читателя. Но само наличие подобного гротескного реестра свидетельствует, что реальный круг носителей украинского евро-атлантизма достаточно размытый и неопределенный. Если идеологические противники украинского евро-атлантизма уже провели инвентаризацию его человеческих ресурсов, то сторонникам тоже не помешало бы наконец выяснить круг своих единомышленников.

Кредо последовательного евроатлантиста в Украине выглядит примерно так: реализация фундаментальных стратегических интересов народа Украины возможна лишь при условии развития в Украине политических и общественных институтов европейского образца и включения Украины в политическое, общественное и экономическое пространство евро-атлантики на правах полного членства в НАТО и Европейском Союзе. Очевидно, что количество лиц, готовых подписаться под этим утверждением, весьма значительно и имеет тенденцию к росту. Об этом свидетельствует шестилетний опыт ЦМКВПУ проведения опросов экспертов и опубликованные недавно (в частности, УЦЭПИ им. Разумкова и Центром «Социальный мониторинг») опросы общественного мнения.

Курс на евро-атлантическую интеграцию — проект по определению демократический и, естественно, предполагает демократические пути его реализации. Без активного политического участия широких слоев населения это условие может быть не выполнено. Полагаем, что речь должна идти не о просвещении «народных масс», а о конструктивном демократическом сотрудничестве заинтересованных элит и социума от самоусовершенствования в сторону приближения к требованиям, предъявляемым к полноправным участникам евро-атлантических интеграционных процессов. Евро-атлантическая интеграция Украины должна перестать быть миссией элит и должна восприниматься в качестве будничной, хотя и сложной, «каменоломной» (как сказал бы В.Липинский) деятельности по артикуляции общественных интересов и реализации их через государственные решения.

По нашему мнению, важным шагом в этом направлении могло бы стать преобразование существующей сейчас проевропейской группы интересов в результативно функционирующее лобби. Наиболее оптимальным решение этой задачи видится через создание общественно-политического движения содействия евро-атлантической интеграции Украины.

Ресурсы евро-атлантического лобби

На принципиальный вопрос о том, кто будет платить и где брать средства на деятельность евро-атлантического лобби, ответят его менеджеры и активисты. Принципиальное значение здесь имеет четкое соблюдение норм законодательства и открытость процессов финансирования для общественности. Причем этими качествами нужно не только обладать, но демонстрировать и пропагандировать их перед общественностью.

Практика политического финансирования в Украине свидетельствует, что не стоит надеяться на альтруистически мотивированное меценатство. Разговор с потенциальным спонсором может идти о кооперации, о взаимовыгодном сотрудничестве. Общественно-политическое движение не может предлагать место в избирательном списке, поскольку не может быть официальным субъектом электорального процесса.

Одной из возможных форм финансового обеспечения деятельности потенциального общественно-политического движения могло бы стать создание особого фонда для аккумуляции соответствующих ресурсов. Основным донором такого фонда должен стать национальный капитал, ориентированный не только на бизнес-связи с Европой и США, но и, прежде всего, на утверждение в Украине европейской культуры ведения бизнеса.

Безусловным потенциальным преимуществом гипотетического движения по поддержке евро-атлантической интеграции могут быть человеческие и организационные ресурсы.

Интеллектуальный капитал в сочетании с энтузиазмом в отстаивании собственных ценностей — достаточно эффективный альянс даже при ограниченности финансовых ресурсов. В проевропейской группе интересов хватает не только известных публичных политиков, но также политических и общественных деятелей со значительным лидерским потенциалом, в том числе — лидеров общественного мнения и общественного доверия.

Форма общественно-политического движения является перспективной, учитывая необходимость неуклонного соблюдения им принципов демократического развития. Недостаточность непосредственной электоральной мотивации — также при определенных условиях является преимуществом. Общественно-политическое движение может сотрудничать с партийными политическими актерами, но не обязано четко позиционироваться в партийно-политической структуре. Эта форма деятельности предполагает влияние на власть, на процессы принятия и реализации решений, но не борьбу за власть как таковую. Последнее, разумеется, не препятствует сторонникам европейского лобби реализовывать собственное активное избирательное право через свои политические ниши. Словом, действующие политики вполне могли бы подключиться к деятельности подобной структуры.

Не последнюю роль могут сыграть ресурсы внешней поддержки, но это — скользкая, учитывая украинские реалии, тема.

Задача евро-атлантического лобби

Наиболее важными и актуальными для достижения главной цели — обретения членства в ЕС и НАТО — являются следующие задачи:

— координация и поддержка деятельности уже существующих общественных институтов, ставящих перед собой подобные задачи;

— отслеживание отношения элит и общественного мнения к евро-атлантической интеграции;

— общественный контроль над выполнением международных и принятых государственными органами документов, в частности, Программы и Стратегии интеграции в ЕС, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, Хартии Украина—НАТО, Стратегии отношений с НАТО;

— содействие преодолению существующей сейчас фактической бюрократической монополии на взаимодействие с центрами евро-атлантической интеграции;

— инициирование и поддержка программ образовательных и общественных обменов, направленных на распространение в Украине европейских стандартов управленческой и гражданской культуры;

— разработка и реализация разноплановых информационных и медиа-проектов;

— инициирование законопроектов по приближению к стандартам ЕС и НАТО;

— мониторинг и публичный контроль политического процесса с учетом интеграционных задач и европейских нормативов.

Несмотря на то что евро-атлантическая интеграция предполагает системные общественные преобразования, общественно-политическое движение по ее продвижению — весьма конкретная инициатива. Достижение главной цели — обретение членства в ЕС и НАТО — по сути должно означать конец ее существования в обсуждаемом формате.

Как воспользоваться шансом-2004?

Хотя потребность в деятельности евро-атлантического лобби остро чувствуется именно сейчас, решающий шанс проекту дадут лишь выборы Президента Украины 2004 года (если они не состоятся раньше). Организованная часть евроатлантистов в Украине могла бы провести целенаправленную подготовку к деятельности в условиях изменения политического руководства в стране. Опыт Албании, Словакии, Болгарии, Хорватии и Югославии свидетельствует о довольно высокой эффективности эксплуатации фактора политических изменений для стимулирования шагов навстречу со стороны центров евро-атлантической интеграции.

Если на смену нынешнему президенту придет политик европейского типа, носитель демократических ценностей (а надежда на это все еще тлеет), то уровень доверия к Украине со стороны западных партнеров существенно повысится. Гипотетическая новая власть будет требовать серьезной внешнеполитической поддержки (которая некоторое время будет оставаться важным фактором легитимации политического режима в стране). Таким образом, в 2004 году возможно воспроизведение ситуации 1991 и 1994 годов в смысле положительных ожиданий по отношению к Украине с соответствующим набором шансов.

Если следующим президентом будет выдвиженец нынешних властных элит, то поле для использования фактора изменений резко сузится, но все же останется — новая персона на властном олимпе всегда порождает новые ожидания.

Политическая кампания 2004 года также должна сопровождаться конституционной реформой — с целью отхода от существующей постсоветской монократии в сторону европейской плюралистической модели организации власти. Реформа политической системы, введение политического процесса в правовые рамки, отказ от практики «ручного управления» — непреложные условия реализации евро-атлантического курса Украины.

Фактор политических изменений, если таковые произойдут, будет способствовать преодолению фрустрации, скепсиса и продолжительной психологической угнетенности большинства населения Украины, остро чувствующего сейчас свое отчуждение от политического процесса и распределения материальных благ, испытывающего глубокое недоверие и антипатию к институтам власти. Новый нравственный подъем, рост общественной активности, массовые положительные ожидания могут послужить мощным инструментом внутренней общественной поддержки евро-атлантического выбора, ведь именно с реальным возвращением на европейский путь развития будет ассоциироваться «новый курс» Украины после 2004 года. Естественно, это — всего лишь оптимистические прогнозы, описание «шанса-2004», который может и не состояться.

Выводы

Онтологическая оправданность украинского евро-атлантизма состоит в том, что сама идея создания украинской государственности была и остается частью разворачивания евро-атлантического пространства до своих естественно исторических границ, поглощения им периферийных и переходных зон.

Общественная значимость евро-атлантического проекта состоит в максимальном соответствии его содержания самым актуальным целям внутреннего развития Украины, а именно, созданию эффективной демократической управленческой модели, социально ориентированной рыночной экономики и развития институтов гражданского общества.

Основой оптимизации внутриполитической поддержки евро-атлантического курса Украины могло бы стать создание действенного проевропейского лобби в форме общественно-политического движения.

Считаем, что сегодня имеются достаточные общественно-политические и экономические предпосылки для активной интеграции в Европу на уровне обществ, для преодоления монополии на «европейский выбор» государственной номенклатуры.