UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ИЗРАИЛЕ СТАРТОВАЛИ ВЫБОРЫ.

Вот уже больше недели продолжаются систематические авиа- и артобстрелы южной и восточной частей Л...

Автор: Ростислав Хотин

Вот уже больше недели продолжаются систематические авиа- и артобстрелы южной и восточной частей Ливана израильскими вооруженными силами, спровоцированные в свою очередь обстрелами северного Израиля боевиками проиранской исламской радикальной организации хисбалла. Если с самого начала радикальные палестинцы старались попасть в израильские поселения, то израильские бомбы и снаряды предназначались для баз хисбаллы в Ливане. И, похоже, с начала совместных обстрелов мировое сообщество где-то смирилось с таким ходом сценария, понимая, что израильтянам в конце мая придется выбирать новый парламент и, что произойдет впервые, принимать участие в прямых выборах премьер-министра страны. Смирение можно объяснить тем, что премьеру Шимону Пересу, представляющему Партию труда, предстоит держать экзамен не самому: вместе с ним экзаменироваться должны будут и политика израильского кабинета, направленная на установление нормальных отношений с арабскими соседями, да и весь мирный процесс на Ближнем Востоке. А главным соперником Шимона Переса является лидер блока «Ликуд» Биньямин Натаниягу, критикующий «политику отдавания земель» арабам и всяческих уступок. У Шимона Переса не было бы столько проблем, если бы не недавние подрывы автобусов в Израиле с многочисленными человеческими жертвами, серьезно пошатнувшие и его позиции, и его политический курс. По замыслу предвыборных стратегов, имидж более жесткого политика, не склонного к любым компромиссам, а только к взвешенным, должен был бы помочь Шимону Пересу с переизбранием на пост премьер-министра. Даже предвыборный лозунг премьера Переса словно был вписан в программы его ликудовских оппонентов - «Сильный Израиль с Пересом!». Однако, похоже, на просчет своих военнослужащих и израильского оружия премьер-министр не рассчитывал, ибо снаряды и ракеты, пущенные по хисбалле в четверг, попали в лагерь ооновских миротворцев, где в то время находилось несколько тысяч мирных ливанских жителей, из которых 101 погиб. Теперь Шимон Перес в неловком положении: с одной стороны, нельзя отказаться от так необходимого имиджа жесткого политика, а с другой стороны, нет гарантий, что снаряды будут ложиться точно на базы хисбаллы, а не попадать в мирных жителей или миротворцев, провоцируя международное обсуждение и давая аргументы противникам мира с Израилем из арабской среды. И насколько хватит молчаливого согласия влиятельных покровителей мирного процесса, которые как бы согласились с развязыванием рук Пересу, дабы только тот победил на выборах?

Инцидент с гибелью мирных жителей на ооновской базе в Ливане немного затмил саммит «большой семерки» в Москве, еще раз напомнив о некоторых разногласиях в стане влиятельных государств - в том числе и в ближневосточной политике. Соединенные Штаты поставлены в очень неудобное положение. С одной стороны, Вашингтон должен был бы осудить Израиль, дабы не нарушить образа взвешенного и объективного миротворца и не растерять союзников среди арабов, а с другой, понимает, что негативная реакция может навредить Шимону Пересу да и себе лично, ибо без поддержки влиятельной американской еврейской диаспоры Билл Клинтон вряд ли сможет остаться на второй срок.

Очевидно, и французский лидер Жак Ширак, старающийся оптимизировать французскую внешнюю политику на Ближнем Востоке на основе давних и традиционных франко-арабских отношений, в следующий раз будет думать дважды перед тем, как делать важные политические шаги, такие, как случай с недавним визитом в Ливан. Тот визит в обустраивающуюся после гражданской войны страну, правительство которой не контролирует всю территорию из-за оккупации южных районов израильской армией, и находящуюся фактически под протекторатом соседней Сирии (обе страны не имеют мирных договоров с Израилем) вызвал неодобрительную реакцию французских соседей по общему европейскому дому, несмотря на то, что целью его как раз и была координация внешнеполитических усилий. Хотя в Париже, наверное, склонны не отступать от избранной линии Жака Ширака на Францию, как одного из главных рулевых мировой политики, чему свидетельством - челночное турне главы французской дипломатии по странам Ближнего Востока. Если раньше Ближним Востоком, в основном, частенько колесил главный американский дипломат, то сейчас еще и французский, а там и «друг Саддама Хусейна» - Евгений Примаков - вознамерится сыграть на осложнении в обстановке на Ближнем Востоке. Свидетельством этому является хотя бы его неожиданный звонок в Дамаск министру иностранных дел Сирии. Так что на израильской избирательной кампании внешнеполитический капитал сделают как минимум две страны - Франция и Россия. В то время как Соединенные Штаты постараются его не растерять. Ну а остальным придется подождать еще сорок дней до того момента, как израильтяне пойдут голосовать, и надеяться, что в случае победы Шимон Перес поймает-таки сознательно «выпихнутого» на свободу голубя мира, хотя принципиально вопрос остается: а все ли средства хороши для победы на выборах? После ближневосточных событий на этой неделе так и хочется назвать Бориса Ельцина этаким шалуном. Ибо его невизит в Киев - детские забавы, по сравнению с другими методами избирательной кампании.