UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Индии решили отказаться от крайностей

Результаты выборов в Индии были, с одной стороны, неожиданными, но с другой — в чем-то вполне предсказуемыми...

Автор: Алексей Коваль

Результаты выборов в Индии были, с одной стороны, неожиданными, но с другой — в чем-то вполне предсказуемыми. Пока шел подсчет сотен миллионов бюллетеней (в Индии право голоса имеют более 700 млн. граждан), пресса гадала, какой из партий достанется большинство. Экзит-поллы предсказывали: его не получит ни один из крупнейших индийских политических блоков — ни правящий Объединенный прогрессивный альянс, ни Национально-демократический фронт. Индийский национальный конгресс, который составляет костяк Альянса, последний раз получал большинство в парламенте четверть века назад. А их оппоненты из индуистской партии Бхаратия Джаната (БДП), проигравшие выборы в 2004 году, к нынешнему голосованию пришли в еще более худшей форме и, казалось, теряют контроль над участниками Фронта. На протяжении последних пяти лет отсутствие стабильного большинства в парламенте вынуждало нынешнее правительство Манмохана Сингха — выдвиженца от Индийского национального конгресса, действовать во многом осторожно, идти на соглашения с левыми партиями, коммунистами. Тем не менее эта изворотливость и осмотрительность позволила продержаться кабинету Сингха весь положенный срок. Страна стабильно развивалась, несмотря на напряженную обстановку в регионе и глобальный финансовый кризис. Эти факторы и стремление электората к сохранению стабильности оказались решающими.

Нынешние выборы — 15-е за всю историю независимой Индии. В прошлом всегда находились те, кто предсказывал, что до следующих выборов страна не доживет. По своей пестроте, разнообразию и массовости индийские выборы — уникальное явление в демократическом мире. Ввиду многочисленности населения голосование длится больше месяца, выборы проходят в штатах страны поочередно по воскресеньям, и лишь после последнего круга голосования становятся известны итоги в национальном масштабе. В этот раз решающим днем стало 16 мая.

Правящая коалиция — Объединенный прогрессивный альянс — получила сразу 262 из 543 мандатов, из них 206 у Индийского национального конгресса. Оппозиционный Национальный демократический фронт, в котором главную роль играет индуистская Партия Бхаратия Джаната, называемая многими националистической, получила 158 голосов. 76 голосов у блока «Третья сила» — коммунистов с партиями региональной и кастовой ориентации, которые бросили партиям-тяжеловесам вызов, но потерпели неудачу.

Однако именно на них эксперты рекомендуют обратить пристальное внимание в будущем. Если две крупнейшие политические силы — Конгресс и БДП — проявят слабость, не смогут консолидироваться и предложить гражданам новый путь, «Третья сила» вполне способна в будущем перекроить политическую карту Индии, низвергнув с пьедестала власти прошлые элиты, которые забыли о простом индийце в погоне за масштабными достижениями. Вот почему нынешние выборы являются уникальными. После них пестрая политическая картина Индии приобрела стройность, некоторые аналитики говорят даже о «гармоничности». Такое впечатление лишь усиливает то обстоятельство, что нынешний кабинет получил мандат на следующий пятилетний срок. Этого не смог сделать ни один из трех предыдущих, каждый из которых сходил с политической арены после первого срока. Но если последние выборы 2004 года были своеобразным протестом избирателей против политики кабинета Бхаратия Джаната и авансом Национальному конгрессу, сегодня его победа вполне заслуженна.

Многие говорят, что выборы в Индии были состязаниями незаурядных личностей. Можно даже сказать, битвой политических тяжеловесов. Альянс в глазах избирателей ассоциировался с личностью нынешнего премьера Манмохана Сингха. Именно ему следует воздать должное за стабильное развитие страны в минувшие годы, с ним же связывают надежды на будущее. Многие удивляются, как этот интеллигентный, с виду благодушный человек выжил в жестких баталиях на индийской политической арене. Достаточно сказать, что он первый премьер-министр не индус. Он — сикх, выходец из племени воинов. Однако это тот случай, когда его сила в его слабости. Его рецептами как экономиста Индия воспользовалась в конце 90-х для того, чтобы, постепенно открываясь для остального мира экономически, оставаться одновременно защитницей интересов для своих граждан и национального производителя. Страна привыкла жить в условиях, когда ВВП рос темпами более 8% в год, и сегодня, несмотря на кризис, Индия наряду с Китаем может продемонстрировать экономический рост на уровне 5%. Уже этого было вполне достаточно, чтобы серьезно подумать, за кого отдать свой голос.

В то же время Индийский национальный конгресс перед выборами смог привлечь на свою сторону разношерстные, но весьма многочисленные слои населения. Прежде всего речь идет о крестьянстве. Конгресс предложил целую программу под­держки бедных — дешевые кредиты, возможность расширять свои хозяйства и земельные наделы, послабление в налогообложении. Крестьянство, естественно, проголосовало за Индийский национальный конгресс: оказалось, что экономический интерес значительно важнее в данном случае, чем конфессиональный и этнический. Именно так ИНК и выбил почву из-под ног коммунистов и БДП, которые по старой привычке построили стратегию на критике действий правительства не по сути, а исходя из своих программных лозунгов и предвыборных установок. Кроме того, Конгресс поддержал средний класс: не только бизнесмены, выигравшие от реформ, но и государственные чиновники.

Сегодня Индийский нацио­нальный конгресс уже не тот, что был пять лет назад. Из слабой, интеллектуально хиреющей партии он постепенно превращается в новую динамичную силу, пытающуюся сбросить с себя ярлык чванства, элитарности и стать ближе к народу. Некоторые эксперты предсказывают, что 75-летний Сингх может уйти с поста премьера еще до истечения пятилетнего срока.

Ему в спину, в хорошем смысле, дышит молодой политик — 38-летний Рахул Ганди. Он — правнук, внук и сын премьер-министров, и, видимо, у него тоже на роду написано возглавить правительство Индии. Но это случится, возможно, уже в ходе следующих выборов, а пока ему предоставляется хороший шанс в относительно благоприятных условиях сдать экзамен на политическую зрелость. Первый тест он уже выдержал в ходе нынешней кампании. Именно его усилиями Конгресс получил большинство голосов в наиболее густонаселенном штате страны Уттар-Прадеш. По мнению наблюдателей, для начала Ганди мог бы претендовать на пост министра образования. По крайней мере, Сингх уже заявил, что хотел бы видеть его в составе нового кабинета.

У семьи Ганди есть еще и запасной вариант — сестра Рахула Приянка Ганди. Некоторые уже сегодня видят в ней воплощение индийской железной леди Индиры Ганди. В любом случае, возвращение семьи Ганди на политическую арену Индии может стать еще одним результатом прошедших выборов, тем более что оба ее представителя имеют большой авторитет у индийцев, особенно у молодежи.

«Большая власть — большая ответственность» — так отреагировала одна из индийских газет на результаты выборов. Победители, однако, считают результаты голосования своеобразным карт-бланшем на продолжение начатых ранее реформ. Реформ, которые, судя по всему, будут проведены внутри страны, ибо именно там сосредоточены главные проблемы и вызовы.

Впрочем, ранее ради таких перемен Индия была готова на изоляцию во внешней политике. Сегодня это проявилось хотя бы в том, что Дели пассивно наблюдал, как на Шри-Ланке власти страны завершили ликвидацию сепаратистов из движения Тигры освобождения Тамил-Илама. Дата окончания 30-летнего конфликта фактически совпала с датой окончания индийских выборов. На юг Индостана хлынули тамильские беженцы. Но даже это не заставило Индию вмешаться. Дело в том, что нынешний премьер Манмохан Сингх в своих внешнеполитических предпочтениях ориентируется на Америку. Многие даже шутят, что, кроме нее, он вообще ничего не видит, а прочие направления внешней политики оставляет своим подчиненным. Вот почему «многовекторность» индийской внешней политики — дело будущего, и все отношения с остальным миром Индия строит исходя из экономических факторов.

В целом перспективы Индии на ближайшие годы можно назвать впечатляющими. И этот период будет для нее решающим. Индия оказалась на перекрестке, когда невиданный по силе кризис сам дает стране глобальные возможности. Однако именно политическая нестабильность может перечеркнуть рост, а под сомнение его поставят большая инфляция, безработица, бедность населения, преступность и коррупция в высших эшелонах власти. Это те основные проблемы, над которыми новому кабинету придется поработать основательно.