UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЕВРОПУ — ВМЕСТЕ С… БЕЛОРУССИЕЙ?

Можно сколько угодно быть скептиком относительно европейской интеграции нашего государства, но все же нельзя не признать, что вода таки точит камень, даже если это камень из стены между ЕС и Украиной...

Автор: Татьяна Силина

Можно сколько угодно быть скептиком относительно европейской интеграции нашего государства, но все же нельзя не признать, что вода таки точит камень, даже если это камень из стены между ЕС и Украиной. После настойчивых попыток Киева растолковать Брюсселю необходимость принятия им «новой европейской повестки дня для Украины» ЕС таки признал необходимость построения новых отношений с нашей страной. Во всяком случае, в Киеве именно так интерпретируют результаты прошедшего в минувший понедельник в Люксембурге заседания Комитета министров иностранных дел Европейского Союза.

На этом заседании глава британского внешнеполитического ведомства Джек Стро в своем выступлении предложил рассмотреть возможность развития новых отношений с будущими новыми соседями Евросоюза — Украиной, Молдовой и Белоруссией, предоставив им «специальный статус соседа», который поможет этим государствам провести экономические и политические реформы и улучшить ситуацию с правами человека. Специальный статус также предполагает постепенную либерализацию торговли между ЕС и этими тремя государствами в случае успеха вышеуказанных реформ. После обсуждения предложений британской, а также шведской стороны Комитет министров иностранных дел ЕС своим решением уполномочил председательствующую в Евросоюзе в следующем полугодии страну — Данию и Верховного представителя Хавьера Солану в течение второй половины 2002 года внести предложения относительно возможности укрепления отношений с восточными соседями, «принимая при этом во внимание разное состояние отношений между ЕС и соответствующими странами, а также их уровень политического и экономического развития».

Любопытны нюансы, отличающие комментарии европейских СМИ от трактовки люксембургской дискуссии и решения Комитета министров украинскими дипломатами. Для западных журналистов «печкой», от которой они плясали, был негатив, и писали они о том, что после расширения Европейский Союз неизбежно столкнется с новыми проблемами на восточных рубежах — трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и пр. Вот почему, по их мнению, Евросоюз заинтересован в решении как внутренних, так и внешних проблем будущих восточных соседей и собирается устанавливать «новые отношения» с Белоруссией, Молдовой и Украиной — троицей, в отношении которой, по выражению британского министра (процитированного «Financial Times»), «трудно быть оптимистом».

В Киеве же, напротив, в будущее смотрят именно с оптимизмом. Например, госсекретарь украинского МИДа по вопросам европейской интеграции Александр Чалый уверен, что в Европейском Союзе Украину наконец услышали: «Мы приветствуем принятое решение и считаем его шагом вперед. Более того, это именно то, что мы все время предлагали, — пришло время задуматься, какой будет перспектива отношений ЕС с Украиной после расширения».

Что же касается конкретного предложения Великобритании по поводу общего для всех трех стран (Белоруссии, Молдовы и Украины) статуса, то украинский госсекретарь заявил, что эта инициатива, безусловно, будет изучаться в Киеве, однако уже сейчас можно сказать, что она «не отвечает позиции, которую Украина предлагала ЕС». А вот решение Комитета министров иностранных дел Евросоюза в большей степени, нежели британская инициатива, отвечает чаяниям Украины, поскольку не содержит ни одного слова о конкретных предложениях. Более того, Верховному представителю и датскому председательству предлагается при выработке предложений учитывать уровень отношений между ЕС и странами рассматриваемого региона, а также уровень их политического и экономического развития. Так что, считает А.Чалый, у украинской стороны есть возможность убедить страны Евросоюза заменить региональный подход, предложенный Великобританией, индивидуальным. Ведь в самом деле будет странным, если в отношении Украины, добивающейся ассоциации с ЕС и имеющей все-таки несколько больше достижений в области экономики и демократии, будет выработана такая же стратегия, как и относительно Белоруссии.

Но с другой стороны, включение в список стран, с которыми должны быть установлены «новые отношения», и Белоруссии, в определенном смысле можно отнести к посредническим успехам украинской дипломатии. Ведь до сих пор вотчина «бацьки Лукашенко», по сути, находилась в изоляции от европейских процессов, в которых она, если судить по заявлениям некоторых белорусских официальных лиц, и не прочь была бы поучаствовать, если бы Евросоюз оказал ей хоть каплю внимания. Но тот сам не знал, что ему «делать с Белоруссией», и задавал этот вопрос (примерно в такой же формулировке) украинцам на переговорах и консультациях разного уровня. Украинская же сторона, насколько нам известно, каждый раз пыталась убедить европейских партнеров в том, что изоляция — не лучшее средство в общении с Белоруссией, и предлагала европейцам начать диалог с нашей соседкой хотя бы на среднем уровне, а для начала поучаствовать в каких-нибудь форумах (например, ОЧЭС, где Украина председательствовала в последние месяцы), на которых будут присутствовать и белорусы, чтобы хотя бы в кулуарах наладить первые контакты. Возможно, что, решив налаживать с Белоруссией «новые отношения», Евросоюз перестал, наконец, считать эту страну «черной дырой», или «мертвой зоной» в Европе.

Любопытно, что в докладе главы британского внешнеполитического ведомства ничего не было сказано по поводу России. В Киеве в этом факте с удовлетворением увидели намерение Евросоюза строить отношения с Украиной иначе, чем с РФ (которая не ставит перед собой цели стать полноправным членом ЕС), и соответственно, неприятие в ЕС любимого лозунга некоторых украинских политиков «В Европу — вместе с Россией». Британский же дипломат, как сообщает украинская служба радио «Немецкая волна», пояснил, что для России «специальный статус соседа» не нужен по двум причинам: во-первых, эта страна уже давно граничит с ЕС, во-вторых, отношения ЕС и Москвы развиваются и без того динамично. Согласитесь, что такие пояснения можно трактовать двояко. Одни могут расценить их как вежливую отговорку для России, почему ее не включили в список «специальных» соседей. Другие же — как признание лидерства России в отношениях с ЕС, до уровня которых тройке отстающих и «не вызывающих оптимизма» предстоит еще только подтягиваться.

Что на самом деле имеют в виду европейцы, покажут ближайшие полгода-год. Согласно процедуре Х.Солана и председатель Дания к следующему заседанию внесут перечень возможных вариантов, причем, по имеющейся информации, не указывая приоритетности того или иного предложения, после чего продолжится обсуждение. Не исключено, что оно продлится и во время председательства следующей страны — Греции (с которой у Украины более теплые отношения, чем с Данией, закрывающей в Киеве свое посольство). А поскольку в 2003 году завершается срок действия Совместной стратегии ЕС относительно Украины, то, по мнению А.Чалого, «конкретные модальности развития отношений Украины и ЕС мы сможем обсудить в рамках отработки новой совместной стратегии». Так что ключевым в украинско-еэсовских отношениях может стать именно следующий год, в течение которого необходимо продвинуться в отношениях с Евросоюзом максимально далеко. Ведь 2004-й, знаменательный для Европы расширением ЕС, для Украины является годом президентских выборов (если, конечно, они не случатся гораздо раньше), когда о евроинтеграции украинская элита будет думать меньше всего, а Европа, в свою очередь, будет выжидать, пока не станет ясно, куда двинется Украина после Кучмы. Остаток же нынешнего года осложняется для украино-еэсовских отношений не только поствыборной утряской парламента, но и выборами в таких влиятельных европейских странах, как Франция и Германия, председательством в ЕС не самого горячего поклонника Украины — Дании, да и набирающий обороты «оружейный скандал» может преподнести нашей стране очередные неприятные сюрпризы.

Кроме того, опасаются некоторые украинские эксперты, настойчивое навязывание Украине Россией идеи об интеграции в Евр-
АзЭС и муссирование этой темы в украинском политикуме могут обернуться для нашей страны потерей очередного исторического шанса. Вспомним начало 90-х: когда другие восточноевропейские и балтийские государства подписывали европейские соглашения, Украина выбрала СНГ. Кто где находится спустя десять лет, пояснять не надо. Сегодня же, когда у нашей страны появился шанс хоть как-то наверстать упущенное, нас снова пытаются развернуть на 180 градусов и обратить в евразийство. «Если мы говорим о том, что хотим одновременно интегрироваться и в ЕС, и в ЕврАзЭС, то это «квадратура круга», — считает госсекретарь А.Чалый. — Вступить одновременно в два таможенных или валютных союза невозможно. Украина двух интеграций просто не вынесет. Но у нас есть решение Президента, его указы, утвержденные Стратегия и программа интеграции в ЕС, где четко выписана главная цель Украины — членство в Европейском Союзе, а постановлением Верховной Рады евроинтеграция определена как стратегический курс внешней политики нашего государства. Конечно, вопрос о вступлении в ЕврАзЭС имеет право на обсуждение. Однако все должны хорошо понимать, каковы будут последствия принятия решения о вступлении в ЕврАзЭС. Это, по сути, будет означать смену стратегического внешнеполитического курса страны».

Пока же курс остается прежним, и внешнеполитическое ведомство продолжает «тактику малых дел» на европейском направлении. В частности, обсуждение с ЕС соглашения о реадмиссии и украинских предложений по взаимной либерализации визового режима, переданных Брюсселю месяц назад. На прошлой неделе Киеву была передана некая ответная записка, в которой растолковываются кое-какие шенгенские правила и поясняется, с кем Украине необходимо вести переговоры по тем или иным категориям виз. Возможно, формальная отписка Брюсселя, тем не менее, позволяет украинской стороне завалить европейцев очередными вопросами и предложениями. Кстати, украинская риторика в визовом вопросе в последнее время несколько изменилась, и Киев уже не пугает Брюссель и остальные европейские столицы просьбами сделать для Украины исключения из шенгенских правил. Украина, по словам А.Чалого, не ставит вопрос об отмене виз для своих граждан, а лишь хочет получить в рамках шенгенских соглашений наиболее благоприятный режим. И пытается добиться от ЕС четкого ответа, какие для этого требования она должна выполнить (обустроить границы, включая восточные, повысить уровень занятости, более эффективно бороться с нелегальной миграцией, что-либо еще?). Украинские эксперты сейчас внимательно изучают шенгенские правила и пытаются найти как можно больше прецедентов их «гуманного» применения, которые можно было бы использовать в качестве аргументов на переговорах. Например, после вхождения Италии в шенгенскую зону для граждан Алжира, обладающих дипломатическими и служебными паспортами, был сохранен безвизовый въезд в Италию, а Германия отменила визы для поляков вскоре после подписания соглашения о реадмиссии. Так почему бы не позволить сделать то же самое Украине и Польше? Почему бы не перестать унижать граждан Украины необходимостью и в снег, и в дождь часами простаивать возле европейских посольств в ожидании позволения зайти для подачи документов на оформление визы? Почему бы не ввести получение виз по почте или через туристические агентства? Думается, конкретных предложений у Киева с каждым месяцем будет все больше и больше.