UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Страсбурге спустили флаг России

Российская Федерация разводится с Советом Европы по факсу.

Автор: Татьяна Анцупова

16 марта 2022 года на внеочередном заседании Комитет министров Совета Европы в контексте процедуры, начатой в соответствии со статьей 8 Устава этой международной организации, решил, что Российская Федерация с этого дня прекращает членство в Совете Европы.

За день до этого решения, 15 марта 2022 года, министр иностранных дел РФ подал заявление генеральному секретарю Совета Европы о добровольном выходе государства из состава организации, информировав о намерении денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года, согласно пункту 1 статье 58 Конвенции.

ZN.UA

Это заявление поступило факсом, к тому же генсек Совета Европы был проинформирован лишь о «намерении» денонсировать Конвенцию. Процедура денонсации любого международного договора происходит, в частности, в соответствии со статьями 65, 67 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, а также согласно положениям статьи 58 Конвенции. Там указано: «Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать эту Конвенцию только… через шесть месяцев после представления соответствующего сообщения генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны».

В случае поступления соответствующего сообщения в письменном виде о денонсации Конвенции от РФ шестимесячный период будет исчисляться от этого дня. При непоступлении такого сообщения участие РФ в Конвенции будет прекращено с началом нового финансового года, а именно: с 1 января 2023 года.

Последствия прекращения договора предусмотрены в статье 70 Венской конвенции:

«1. Если договором не предусматривается иное или если участники не договорились об ином, прекращение договора согласно его положениям или согласно этой Конвенции:

а) освобождает участников договора от всякого обязательства выполнять договор в будущем;

  1. b) не влияет на права, обязательства или юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
  2. Если государство денонсирует многосторонний договор или выходит из него, пункт 1 применяется в отношениях между этим государством и каждым из других участников договора со дня вступления в действие такой денонсации или выхода из договора».

Это означает, что за все нарушения Конвенции в период до окончания шестимесячного срока после подачи письменного сообщения о денонсации РФ должна отвечать как сторона международного договора. Все нарушения Конвенции в этот период подпадают под юрисдикцию Европейского суда по правам человека, решения которого должны быть исполнены. Иллюзий в отношении России у нас нет, однако помним, что решение международного суда было и будет источником международного права даже при условии кардинальных изменений в международно-правовом порядке после войны.

Общие последствия исключения РФ из Совета Европы для лиц, находящихся под юрисдикцией государства-агрессора, весьма неутешительны и даже ужасны. Право на жизнь, запрет истязаний, запрет рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд, никакого наказания без закона, право на уважение к частной и семейной жизни, свобода мнения, совести и религии, свобода выражения взглядов, свобода собраний и объединений, запрет дискриминации, защита права собственности — это далеко не полный каталог прав и свобод, международные гарантии защиты которых теряет население России. Так же, как теряет надежду на развитие демократических учреждений и на свободные выборы. Теряет именно надежду, потому что нельзя потерять то, чего не существовало.

Правозащитное движение в РФ, как и адвокатская деятельность, лишены теперь содержания и смысла. Огромный полк дипломатов и служащих, работавших в учреждениях Совета Европы и постоянном представительстве России при Совете Европы, будут уволены, но вряд ли захотят возвращаться домой.

Заявления официальных лиц РФ о целесообразности возвращения к смертной казни как наказанию за особо тяжкие преступления — очень реалистичный сценарий в близкой перспективе. При отсутствии справедливого суда и правосудия как такового это является возвращением к инквизиции.

Человеческая жизнь — абсолютная ценность в Европе. Так называемые отцы Конвенции разрабатывали ее текст в условиях после Второй мировой войны, чтобы никогда снова не допустить ужасов геноцида и варварства. Прибегнув к агрессии, геноциду Украинского народа и откровенно манипулируя фактами в тексте заявления о выходе из состава Совета Европы, РФ продемонстрировала, что никогда не разделяла эти ценности.

Вследствие исключения России из Совета Европы для лиц под ее юрисдикцией прекращают действовать правовые и политические механизмы Совета Европы. Прекращаются мониторинговые визиты и соответствующие отчеты ПАСЕ, миссии наблюдателей на выборах, визиты и доклады комиссара Совета Европы по правам человека и многие другие мониторинговые механизмы. После решения Комитета министров Совета Европы от 25 февраля 2022 года о приостановлении прав на представительство РФ в двух уставных органах произошло приостановление ее представительства во всех комитетах Совета Европы.

Вполне вероятно, что вместе с Конвенцией будет еще длинный перечень других договоров Совета Европы, которые Россия изъявит желание денонсировать, прежде всего тех, которые предусматривают собственные контрольные механизмы.

Речь идет, например, о Европейской конвенции по предотвращению пыток или нечеловеческого или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года, поскольку ее контрольный механизм — одноименный Комитет и механизм Конвенции о защите прав человека являются комплементарными. Таким образом, минимальные стандарты содержания под стражей и надлежащего обращения с осужденными в РФ исчезнут как понятия вместе с прекращением инспекций Комитета.

Государство-агрессор сделало свой антицивилизационный выбор и непрерывно движется в пропасть. В течение 26 лет своего членства в Совете Европы Россия не смогла обеспечить даже минимальных стандартов человечности, демократии и верховенства права, постоянно блокируя исполнение решений ЕСПЧ в пользу заявителей и выдумывая национальные фильтры для их исполнения (как это произошло в конце 2015 года, когда были внесены изменения в закон о конституционном суде РФ с дальнейшим подтверждением в его практике подхода, что решения ЕСПЧ могут исполняться лишь в случае, если они не противоречат конституции РФ).

Россия уже давно и неоднократно заслуживала исключения из состава организации, явно нарушая статью 3 Устава Совета Европы. Однако каждый раз перевешивал мотив оставить этот международный механизм защиты прав человека доступным для населения РФ. Однако вторжение в Украину стало последней чертой.