UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Поднебесной тучи ходят хмуро…

Как Пекин отреагирует на введение санкций против китайских инвесторов «Мотор Січ»?

Автор: Владимир Кравченко

После того как президент Владимир Зеленский своими указами ввел санкции против китайских инвесторов «Мотор Січ» — миллиардера Ван Цзина, ряда связанных с ним компаний и их менеджмента, лишь вопросом времени было, когда свое ответное слово скажет Пекин.

Ждать пришлось недолго.

В минувший понедельник официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь озвучил недовольство Пекина действиями украинских властей: «Мы категорически против, чтобы правительство другого государства применяло односторонние санкции в отношении китайских предприятий. Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР». Он также заявил, что власти Китая «всегда требуют от национальных компаний осуществлять коммерческую деятельность за рубежом в соответствии с законодательством других стран».

В этот же день, как ранее сообщало ZN.UA, украинское внешнеполитическое ведомство получило ноту от МИДа КНР. В документе также высказана обеспокоенность действиями украинских властей в отношении китайских инвесторов «Мотор Січ». По словам наших информированных собеседников, хотя нота и не содержала угроз, документ был выдержан в беспрецедентно жестком тоне. При этом китайцы дипломатично выразили надежду, что все спорные вопросы будут решены путем переговоров.

Этими действиями китайские власти впервые подняли вопрос «Мотор Січ» на межправительственный уровень. Что будет дальше? Обычно Пекин в своей политике придерживается позиции, что проблемные вопросы следует выделять в отдельные кейсы и выносить за скобки двусторонних отношений. А в ситуации с «Мотор Січ»? К чему приведут действия Киева в краткосрочной и долгосрочной перспективе, если учесть, что украинские власти не собираются допускать китайцев к контролю над предприятием, имеющим технологии создания турбореактивных двигателей для самолетов и крылатых ракет, столь нужные китайской авиационной промышленности?

Практически все собеседники ZN.UA отмечают: очень трудно прогнозировать реакцию Китая. При этом некоторые из них признали, что до принятия санкций против китайских инвесторов «Мотор Січ» в Киеве никто всерьез не думал о последствиях этого решения для двусторонних отношений. Подобное легкомыслие тем более выглядит странно, учитывая, что группа Skyrizon (куда входят предприятия, против которых Киев ввел санкции) и позиционирует себя как частная компания, тем не менее она тесно связана с государством. Напомним, что в середине января Skyrizon Aviation Industry Investment в Вашингтоне назвали китайской государственной компанией, имеющей связь с армией Китая.

Нынче китаеведы и чиновники, с которыми общалось ZN.UA, предполагают, что существует небольшая вероятность того, что Пекин может ограничиться призывами соблюдать права иностранных инвесторов. Но скорее всего Поднебесная предпримет более жесткие действия. И тогда одним из их последствий станет сокращение товарооборота. Для нашей страны это может быть болезненным шагом, ведь Китай в последние годы является основным торговым партнером Украины. И если в 2019 году товарооборот составил 12,79 млрд долл., то в 2020 году — уже 15,4 млрд. При этом украинский экспорт (львиная доля которого состоит из железной руды и сельскохозяйственной продукции) в прошлом году составил 7,1 млрд долл.

«Не стоит удивляться, если в нынешнем году товарооборот уменьшится наполовину», — заметил один из китаеведов. Впрочем, другие опрошенные нами эксперты полагают, что подобный прогноз выглядит излишне пессимистичным. Тем не менее они не исключают и давление Пекина на украинских бизнесменов, работающих на китайском рынке, и сокращение закупок украинской продукции под надуманными поводами (например, «наличие» жучка в пшенице), и повышение пошлин на ряд товаров украинского экспорта.

В Киеве беспокойство вызывает и перспектива заключения контрактов с Китаем на поставки вакцины против коронавируса. По информации ZN.UA, китайцы вроде бы услышали аргументы украинской стороны и решили продолжать «конструктивный диалог» в вопросе противодействия COVID-19. Но, опять же, на практике Пекин может начать «играть», выдумывая различные причины, которые могут препятствовать оперативной доставке партий вакцины в нашу страну.

В целом же, в качестве примера возможных ответных действий Поднебесной приводится история торговой войны Китая с Австралией. Напомним, что в ответ на призывы Канберры провести международное расследование возникновения COVID-19 и найти ответственного за распространение болезни по всему миру, Пекин ввел запрет на ввоз многих сырьевых продуктов из Австралии (в частности угля), повысил таможенные пошлины на австралийские вина и ячмень. При этом напряжение между странами не ограничилось торговой войной, а вылилось и в политические обвинения Пекина в адрес Канберры.

Учитывая политические, экономические и финансовые возможности КНР, Киеву стоит уже сейчас начать готовиться к возможным ответным действиям Пекина, проводя необходимые консультации с Вашингтоном. Ведь решение по китайским инвесторам «Мотор Січ» (как и в случае с Huawei) Банковая принимала, в том числе и учитывая позицию американцев. Но как и ранее, сейчас среди украинских чиновников не наблюдается желающих заниматься темой «Мотор Січ», которую они перебрасывают друг другу как горячие угли.

Между тем, перед Киевом маячит международный арбитраж, инициированный китайскими инвесторами «Мотор Січ» и их украинскими партнерами из группы DCH Александра Ярославского. Это цена, которую Украина нынче должна платить и за свою экономическую безопасность, пытаясь предотвратить утечки критических базовых технологий авиационного двигателестроения, и за поддержку Соединенными Штатами нашей страны в противостоянии российской агрессии.

В заявлении попавшей под санкции китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd подчеркивается, что «государство Украина отказалось от результатов предыдущих переговоров и полностью исключило любую возможность примирения между двумя сторонами». При этом в украинской столице прекрасно понимают, что введение санкций ухудшило нашу позицию в арбитраже.

Параллельно с подготовкой к арбитражу в Киеве рассматривают разные варианты будущего «Мотор Січ». И в этих планах нет места сценарию, при котором контрольный пакет акций принадлежит китайцам.

Впрочем, Владимир Зеленский был не совсем искренен в своем недавнем интервью американскому телеканалу HBO, когда заявлял, что «мы не имеем права продавать контрольный пакет управления стратегическими оборонными предприятиями Украины любой стране». Как ранее писало ZN.UA, один из возможных вариантов — передача контрольного пакета акций американской компании Oriole Capital Group. Этот вариант продолжают рассматривать в Киеве.

Другой вариант — национализация «Мотор Січ» — идея, которая рассматривалась еще при президентстве Петра Порошенко.

По информации ZN.UA, Кабмин поручил Министерству юстиции подготовить документ, регулирующий вопросы национализации согласно международным стандартам и с обсуждением с бизнесом и общественностью. При этом подразумевается, что этот закон будет применен к «Мотор Січ».

Примечательно, что пару лет назад в Китае официально завершилась кампания по расследованию и отмене приватизации и рыночных реформ, проведенных в девяностых годах прошлого столетия. В общей сложности за восемь лет Китай вернул в собственность государства фабрики, заводы и различные предприятия на сумму 122 трлн юаней (по нынешнему курсу 1 юань приблизительно равен 0,15 долл.). Кроме того, под угрозой расстрела членов семей осужденных, были возвращены выведенные ранее за рубеж 45 трлн юаней.

4082 акционера были лишены имущества и приговорены к пожизненному заключению в трудовых лагерях. Среди них — более тысячи иностранцев. Свыше 6 тысяч бывших чиновников, задействованных в процессе приватизации, получили пожизненное заключение. Почти 15 тысяч человек (в основном сотрудники правоохранительных и контрольных органов) получили различные сроки заключения за то, что «проявили преступное бездействие и не предотвратили расхищение народного имущества».

Пока не известно, когда и каким образом произойдет национализация «Мотор Січ». Да и состоится ли она вообще. Ведь это не только юридический вопрос, но также и финансовый, поскольку при национализации компании необходимо выплатить компенсацию ее собственникам. Иначе это будет конфискация, что в цивилизованном мире неприемлемо. А отсутствие надлежащей компенсации приведет к принудительному взысканию с Украины через международный арбитраж еще больших выплат инвесторам.

Скорость подготовки законопроекта зависит от того, найдут ли деньги в госбюджете на выплату компенсации. А их пока нет. Американцы, проявляющие интерес к «Мотор Січ», также не готовы оплачивать эту компенсацию, чтобы в будущем войти в предприятие с инвестициями. Но как заметил один из наших собеседников, в случае, если появится источник выплаты компенсации акционерам «Мотор Січ», законопроект будет быстро подготовлен.

История с «Мотор Січ» — уже третий конфликт между украинским государством и китайскими компаниями.

Первый — связан с выделением Эксимбанком Китая Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ) кредитных линий в 3 млрд долл. на поставку в КНР зерна и кукурузы. Однако договоренности выполнены не были и теперь Пекин через Лондонский международный арбитражный суд требует у Киева возврата денег за непоставленные зерновые.

Второй конфликт имеет отношение к китайской CNBM International Corporation, купившей в 2015 году компанию «Нептун Солар», которая принадлежала экс-главе АП Андрею Клюеву и его брату Сергею. Нынче CNBM International Corporation судится с Украиной в арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Стокгольма, обвиняя нашу страну в нарушении обязательств в рамках Энергетической хартии и двустороннего соглашения о взаимной защите инвестиций.

Каждый из этих конфликтов имеет свои причины. Но по совокупности эти три дела означают осложнение отношений с Китаем в стратегической перспективе. Впрочем, последствия будут влиять не только на двусторонние контакты Киева и Пекина. До недавнего времени ряд людей в окружении Владимира Зеленского рассматривали Китай как альтернативу МВФ. Но после принятия санкций против китайских инвесторов «Мотор Січ» и телеканалов Медведчука стало понятно, что Зеленский не собирается двигаться в восточном направлении. У него остается только одно — западное.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.