В 2011-2013 годах Украина имела все основания громко и убедительно заявить о своей политической и, в значительной мере, институционной принадлежности к Европе. На этот период пришлось сразу несколько весомых международных событий, непосредственно связанных с Украиной.
Во-первых, с середины мая до середины ноября 2011-го Украина председательствовала в Совете Европы, впервые с момента вступления в организацию в 1995 году. Во-вторых, до конца 2011 года планировалось завершить переговоры по Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, включительно с ее экономической частью о глубокой и всеохватывающей зоне свободной торговли. Парафирование, а возможно, даже и подписание соответствующих документов, ожидалось на саммите Украина-ЕС в Киеве в декабре. В-третьих, в мае 2012-го Украина должна была принимать ежегодный саммит стран Центральной Европы, а в июне вместе с Польшей впервые быть хозяйкой ярчайшего европейского спортивного праздника - чемпионата Европы по футболу. В конце концов, на протяжении 2013 года Украина - опять же впервые - будет возглавлять крупнейшую европейскую организацию по безопасности - ОБСЕ.
В совокупности Киев получил прекрасный шанс осуществить если не политический прорыв в Европу, то, по крайней мере, укрепить представление европейцев о нас как о европейской стране и окончательно убедить в этом скептиков как среди зарубежных политиков, так и среди широких масс.
Воспользоваться этим шансом выпало властной команде от Партии регионов. Хотя право на проведение Евро-2012 Украина выборола еще в апреле 2007-го; переговоры относительно Соглашения об ассоциации с ЕС начались в марте того же года; председательствовать в ОБСЕ страна согласилась еще в декабре 2005-го, а политическое руководство Советом Европы и Центральноевропейской инициативой (ЦЕИ) досталось в порядке очереди. Чем не чудесная возможность для власти доказать свою «эффективность» и войти в историю как приблизившая Украину к Европе? И чем не чудесная возможность для страны продемонстрировать консенсус политических элит в ключевом вопросе национального развития и неизменность международных приоритетов?
Именно так это и происходило у наших западных соседей, где, несмотря на смену фамилий президентов и премьеров и внутриполитическую борьбу, оставались незыблемыми стратегические внешнеполитические цели. В частности, Польша вступила в НАТО и ЕС при президенте Александре Квасьневском, бывшем активисте студенческого коммунистического движения, а потом лидере Социал-демократической партии, которая появилась вместо самораспущенной коммунистической ПОРП. А, например, Турция достигла самого большого прогресса в отношениях с ЕС во главе не с кемалистской и традиционно проевропейской Республиканской народной партией, а с умеренной исламской Партией справедливости и развития.
Но украинские власть имущие словно нарочно решили доказать, что Украина, как остроумно заметил немецкий посол в Киеве, «никогда не упустит шанса упустить свой шанс».
Кратковременное председательство в Совете Европы ознаменовалось не чем иным, как заключением Юлии Тимошенко. Мало было лидера политической оппозиции упечь в СИЗО и приговорить к семи годам лишения свободы, что Евросоюз, куда Украина официально стремится вступить, признал неприемлемым проявлением избирательного применения правосудия. Надо было еще иметь незаурядные дар и фантазию, чтобы сделать это именно во время шестимесячного пребывания во главе Совета Европы. Можно только догадываться, что чувствовал в ходе своих служебных поездок в Киев генеральный секретарь организации, которая ставит целью защиту на Европейском континенте прав человека, демократии и верховенства права. Или - что думалось украинскому постоянному представителю при Совете Европы, когда ему приходилось уступать кресло председательствующего, ведь по неписаной, но устойчивой внутренней процедуре, председательство на конкретном заседании переходит к представителю следующей председательствующей страны, если на обсуждение выносятся вопросы по состоянию дел в стране текущего председательства.
Завершив на «мажорной ноте» председательство в Совете Европы, Украина почти сразу возглавила ЦЕИ и устами министра иностранных дел заявила, что рассматривает это председательство как «один из существенных элементов ускорения своей европейской интеграции и получение будущего членства в ЕС». Если таким «ускорением» не считать то ли перенесение, то ли отмену (за три дня до начала) саммита этой уважаемой региональной организации из-за отказа приехать подавляющего большинства приглашенных президентов - факт, который в мире международных отношений оценивается, не больше не меньше, как дипломатическое фиаско.
Саммиту Украина-ЕС в декабре прошлого года повезло больше: он все же состоялся. Хотя в Брюсселе сомнения относительно целесообразности его проведения были. Но ожидаемого парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС не произошло. Это было сделано три месяца спустя на рабочем уровне. После этого, вместо подписания и ратификации, ЕС отложил соглашение в долгий ящик. Его дальнейшая судьба официально и публично связана с решением ситуации с заключенными лидерами политической оппозиции в Украине, обеспечением свободных, честных и прозрачных парламентских выборов в октябре и с проведением системных демократических реформ.
Сегодня в это трудно поверить, но еще не так давно Украина рассматривалась как флагман Европейской политики соседства, которая первой среди шести восточноевропейских партнеров ЕС вышла на составление масштабного Соглашения об ассоциации. Однако последний отчет Еврокомиссии относительно прогресса реализации в 2011 году Европейской политики соседства в Украине предельно четко констатирует «деградацию верховенства права» и «дальнейшее ухудшение» состояния демократии в нашем государстве.
Евро-2012 и его финал в Киеве 1 июля могли стать уникальным событием, которое представило бы Украину как открытую и плюралистическую европейскую страну для миллионов болельщиков. И все же хочется верить, что тысячи прибывших в Украину футбольных фанов оставят ее с самыми приятными впечатлениями и теплыми воспоминаниями о нашем гостеприимстве. Но тем более обидно, что этот положительный футбольный импульс не скажется на уровне политическом, где Евро-2012 превратилось, по словам министра иностранных дел Германии, в «хороший повод для давления на украинскую власть относительно соблюдения прав человека». Принятая резолюция Европейского парламента прямо призвала европейских политиков, желающих посетить матчи Евро-2012 в Украине, «публично сообщить о своей осведомленности о политической ситуации в стране и стараться найти возможность посетить политзаключенных в тюрьме».
Стараниями власти украинская пенитенциарная система и Качановская колония превратились едва ли не в главный «Еврообъект» страны для посещения европейскими политиками. Избирательное правосудие, заключение по политическим мотивам, уголовный кодекс - вот словесный ряд, который, к сожалению, начал ассоциироваться с Украиной в европейских СМИ и общественном мнении накануне большого футбольного праздника. Узнав, что мы из Украины, каждый таксист спрашивал, что же у нас происходит и за что посадили Тимошенко.
Кстати, отношения с Германией, этой ключевой страной ЕС, складывались непросто для любой украинской власти. В частности, президент Виктор Ющенко, вопреки огромной популярности на Западе в начале своего президентства, так и не смог выстроить дружеские отношения с бундес-канцлером Ангелой Меркель и заручиться поддержкой Германии в своих евроатлантических стремлениях. Но еще никогда за 20 лет независимости украинско-немецкие отношения не достигали такой низкой отметки, как теперь. Судя по первым заявлениям новоизбранного президента Франции, не намного лучшими будут отношения нынешней украинской власти и с ним.
Впереди остается председательство в ОБСЕ в 2013 году. Независимо от приоритетов этого председательства, над выработкой которых сейчас работают украинские дипломаты, его результаты в значительной степени будут определяться международной репутацией, с которой официальный Киев подойдет к реализации этого пока самого масштабного проекта по участию Украины в работе крупной международной организации.
ОБСЕ - это прежде всего широкий круг политических обязательств, в том числе по правам человека, демократических свобод и верховенства права, которые добровольно взяли на себя государства-участники. За выполнением этих обязательств председательствующей страной другие государства-участники будут следить особенно придирчиво. Что уже и происходит. С января этого года ЕС и США по меньшей мере четыре раза поднимали на заседаниях Постоянного совета в Вене вопрос об избирательности судебного преследования в Украине, не говоря о высказываемой в кулуарах все большей обеспокоенности предстоящим украинским председательством. И именно ОБСЕ будет оценивать честность октябрьских парламентских выборов в Украине - за два месяца до начала ее председательства. Вскоре увидим, станет ли это председательство очередным утраченным шансом.
Впрочем, «упущенным» может быть шанс, который не только имел место быть, но и которым в самом деле хотели и стремились воспользоваться. И уже совсем другая история, если то, что мы наблюдаем на протяжении последнего года, является не просто потерей - из-за внутриполитических ошибок и внешнеполитических просчетов - реальной возможности приблизиться к Европе, а осознанным отходом от вектора развития, который декларировался Украиной на протяжении двух десятилетий и формально продолжает оставаться стратегическим приоритетом.