UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТА «UKRAINA.RU»

Если в будущем кто-нибудь из исследователей украинской внешней политики задастся целью изучить разновекторные колебания ее маятника, то он поразится февралю 2002 года...

Авторы: Михаил Гончар, Александр Москалец

Если в будущем кто-нибудь из исследователей украинской внешней политики задастся целью изучить разновекторные колебания ее маятника, то он поразится февралю 2002 года. Такой их частоты не было за всю историю независимости. Обычно маятник совершал сезонные колебания. Зимой, вследствие сохраняющейся энергетической зависимости, - в сторону России, ближе к весне - в европейском направлении, а если зима была теплой - то и в евроатлантическом, чтобы затем, в аккурат к началу отопительного сезона, двинуться обратно.

Еще не закончился текущий месяц, а маятник совершил полный цикл колебаний. Февраль оказался не по-сибирски теплым, а каким-то европейским, - такая погода обычно стоит в это время в Брюсселе. Возможно, поэтому маятник резко качнулся в западном направлении - имеется в виду совещание у Президента по вопросам европейской интеграции. Итогом его стало «планов громадье» по вхождению Украины в Евросоюз. Но на следующей неделе маятник метнулся в российском направлении. Конечно, в Сибири, которую посетил Президент, и в Москве, где побывал глава его администрации, стояла далеко не европейская погода. Слова Л.Кучмы по возвращении из зарубежной поездки о том, что ориентация Украины на Запад - большая ошибка, были подобны сибирскому морозу где-нибудь в знойных тропиках.

Завершающаяся неделя вернула маятник на европейское направление. Министр иностранных дел А.Зленко во время визита Г.-Д.Геншера заявил: «Украина свой внешнеполитический курс определила. Он касается европейской и евроатлантической интеграции. Поэтому внешнеполитическая деятельность должна концентрироваться на решении этих приоритетных заданий».

Неизвестно, что принесет неделя грядущая - ведь февраль еще не закончился. Возможно, и скорее всего, маятник снова качнется в восточном направлении. Поскольку европейский вектор политики Украины насыщен в последние год-полтора преимущественно декларациями, в то время как российский подкреплен экономической зависимостью и все более глубоким проникновением капитала из России, имеющего далеко не всегда чистое происхождение. Но многие из власть имущих сегодня, очевидно, считают, что деньги не пахнут, и это называется прагматизмом.

Не может не бросаться в глаза и то, что в высокие кабинеты на Банковой руководители некоторых российских компаний попадают чаще, чем их украинские коллеги. Результат налицо - топливно-энергетический комплекс страны ныне уже находится под преимущественным контролем российского капитала. То, что еще осталось, предлагается передать в те же руки. «У нас еще есть несколько заводов», - заявил Президент во время встречи с представителями нефтяного бизнеса в Сургуте, очевидно, имея в виду те пакеты акций нефтеперерабатывающих заводов запада Украины, которые еще остались в собственности государства. Такая ситуация дает повод для последующих обвинений Украины в непрозрачности приватизации, неблагоприятном инвестиционном климате и коррупции.

Из анализа украинско-российских отношений в последнее время как-то исчез фактор безопасности, в частности экономической. Глава государства, пребывая в Херсоне, сетовал: мол, зря мы от России отгородились. Но, во-первых, сложно найти тот «забор», которым мы отгораживались. Если речь идет о госгранице, так ее реально как не было, так и нет. Если же об экономических защитных мерах, то они недостаточны. Неужто забылся так быстро август 1998 года?

Февральские зигзаги внешней политики Украины говорят о влиянии некоего, внесистемного по отношению к ней фактора и состоянии сильной психологической неустойчивости ее руководства. Поскольку политика внешняя есть отражение процессов внутриполитических, то, вероятно, собака зарыта именно здесь.

Важно обратить внимание на ряд февральских событий, которые можно рассматривать в качестве фона упомянутых выше колебаний.

Четвертого февраля члены депутатского объединения «Антимафия» вносят в Верховную Раду проект постановления об инициировании импичмента Президента.

Шестого февраля заместитель госсекретаря Соединенных Штатов Пола Добрянски сообщает, что записи бывшего офицера госохраны Н.Мельниченко находятся в министерстве юстиции США. В тот же день Верховная Рада Украины поддерживает запрос народных депутатов Г.Омельченко и А.Ермака к генеральному прокурору с требованием принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении Президента Украины Леонида Кучмы, нарушившего, по мнению депутатов, Конституцию.

Седьмого февраля Верховная Рада Украины включает в повестку дня 9-й сессии постановление об импичменте. За решение проголосовали 282 (против - 1) из 411 народных депутатов. Вечером того же дня глава парламентской комиссии по делу Гонгадзе Александр Жир в прямом эфире украинской службы Радио «Свобода» заявляет, что записи майора госохраны Н.Мельниченко, по выводам фирмы «Бэк Тэк», - подлинные. Следующим звеном в этой цепи событий становится обращение лидеров Соцпартии Украины, партии «Батьківщина», ряда членов парламентской комиссии по делу Гонгадзе к руководителям международных организаций и лидерам иностранных государств с призывом дистанцироваться от Президента Леонида Кучмы, которое появилось 19 февраля 2002 года.

Мы видим некие фантомы, казалось бы, «отошедшего» «кассетного скандала». И вот уже все чаще и в СМИ, и из уст украинских политиков звучат двусмысленные упоминания о судьбе С.Милошевича. Похоже, события укладываются в канву определенного стратегического плана. И трудно отделаться от впечатления, что каждого исполнителя разыгрывают. Он считает, что реализует свой сценарий, но на самом деле является участником более серьезной и чужой игры. Если сделать подобное допущение, то может оказаться, что на данном этапе задача заключается в том, чтобы зафиксировать внимание Президента на ситуации собственной судьбы после 2004 года и спровоцировать его на какие-то прогнозируемые «сценаристом» шаги.

Посмотрим на ситуацию под иным углом зрения. Партия власти под руководством В.Литвина, похоже, начинает использовать весь арсенал административных инструментов не столько для собственной пропаганды, сколько для подавления политического оппонента, олицетворяемого личностью бывшего премьер-министра. И не имеет значения то, что В.Ющенко уже продемонстрировал достаточный уровень лояльности по отношению к власти. Не имеет никакого значения, что подобная «антипропаганда» лишь привлекает внимание населения к «Нашей Украине» и ее лидеру и уж никак не помешает блоку набрать свои устойчивые 18 процентов.

Разворачивается целиком заданная ситуация. Власть давит оппозиционную (?) политическую силу. Ситуация «выжженной земли» вызывает у В.Ющенко соответствующую реакцию. («Первые ласточки» - заявление блока «Наша Украина» о том, что в стране развернулась спланированная антиющенковская кампания, комплименты В.Ющенко в адрес Ю.Тимошенко, произнесенные в Крыму.) Оппозиция подхватывает ситуацию и апеллирует ко «всему прогрессивному человечеству», и оное в лице американской администрации приводит отношения с украинским Президентом к точке «окончательного замерзания».

И снова трудно удержаться от ощущения, что в происходящем присутствует кто-то третий, для которого как первый, так и второй являются просто пешками. И мы все в качестве статистов втягиваемся в игру с заранее просчитанными результатами: возведение мощного психологического барьера в отношениях между Л.Кучмой и В.Ющенко (по типу того, что имеет место на линии Кучма - Мороз). Образ бывшего премьер-министра - неожиданно для него самого - усилиями политтехнологов и СМИ трансформируется в фигуру украинского В.Коштуницы. В западной прессе демонизируется образ Л.Кучмы, в украинской и российской - образ В.Ющенко и «коварной американской администрации». Сворачиваются отношения с Западом, делаются необратимые шаги в сторону РФ... Украинскому Президенту все настойчивее рекомендуется подумать об адекватном преемнике. И для сценаристов актуализируется проблема не переборщить и удержать равновесие. Благо США никогда не сравнивали Украину с бывшей Югославией С.Милошевича.

Может быть все это просто наваждение?

Реальностью есть то, что бумеранг «кассетного скандала» год спустя возвращается в Украину. И это вполне закономерно, потому что уроки из него извлечены не были, да и попыток преодоления фактически не было. Ментальность ближайшего окружения Президента подтолкнула его к наихудшей из возможных реакций - сделать вид, что ничего не происходит.

Объективное, всестороннее расследование несанкционированного прослушивания кабинета Президента было заменено фактически набором версий, суть которых сводилась к пропагандистским клише типа «козни Америки», «югославский сценарий» и т.п. Все это легко усвоило сознание высших должностных лиц государства, по-прежнему пребывающих в состоянии остаточной советской заидеологизированности и некритично воспринимающих информационные подачи различных СМИ. Им оказалось не под силу поискать несколько более сложный ответ на сакраментальный вопрос «Кому выгодно?» вместо навязываемого российскими масс-медиа - доминирующими в украинском информационном пространстве - ответа. Год спустя ответ на этот вопрос очевиден. Кассетный скандал принес выгоду только России и мог быть реально выгоден только ей. Если осенью 2000-го многое было неочевидным, то сейчас все произошедшее за минувшее время в двусторонних отношениях говорит об этом. На сегодня Украина уже потеряла тот внутренний стержень, целиком ощутимый еще в конце 90-х, который создавал достаточный уровень дискомфорта российским политическим элитам.

Не стоит высоко оценивать изящество сюжетных поворотов «сценариста», воплощающего в жизнь годы России в Украине и наоборот. Стоит задаться вопросом о том, что будет после 2003-го, года России в Украине. Ответ очевиден - 2004-й. Но это не только год президентских выборов, но еще и круглая дата - 350 лет так называемому воссоединению Украины и России. Вероятно, эта дата будет использована для раскрутки того претендента на «престолонаследование», на которого поставит Россия.

Достаточно многообещающее, в смысле количества мест в Верховной Раде, продвижение НУ воспринимается теперь на Банковой как реанимированная угроза получить в 2004 году (а может быть, и раньше) «ставленника янки»
В.Ющенко в качестве президента Украины. А новые обстоятельства «дела Гонгадзе» будут использоваться для снижения вероятности ныне здравствующего Президента сохранить свое кресло до 2004 года. И хотя экватор второго президентства Л.Кучма еще не прошел, характер его политического поведения во время первого срока красноречиво говорит о том, что он начинает «готовить воз зимой», чтобы он был кстати осенью 2004-го. Для кого готовится этот воз и кто в нем окажется? Ответ на эти вопросы пока что может быть весьма туманным.

Очевидно только одно. Президенту нужны гарантии и гарант его постпрезидентского будущего. Вероятно, такой гарант ему видится где-то в среде названного им же самим конгломерата из «За едУ», СДПУ(о), «зеленых» и «женщин». Если отбросить «экзотику», то Президент рассчитывает реально на две первых политических силы, и прежде всего - на «едоков». Именно «прагматики» из их числа ретранслировали известный околокремлевский лозунг «В Европу - вместе с Россией». Что из этого в принципе ничего путного для Украины получиться не может, понятно всем, в том числе и его действительным авторам. Надо отдать должное нашему министру иностранных дел А.Зленко, который первым и единственным из официальных лиц государства дал адекватную оценку оному. По мнению г-на Зленко, реализация лозунга «Украина в Европу вместе с Россией» вряд ли возможна, поскольку у Украины и России существенно различаются задания и позиции по сотрудничеству с Евросоюзом, а также стратегии и тактики этого сотрудничества.

Вместе с тем следует констатировать, что сближение России с Европой, да и Западом в целом, действительно происходит. «НАТО готов к сотрудничеству с Россией с выходом за рамки консультативных совещаний», - заявил недавно в Лондоне Дж. Робертсон. Предполагается, что основой для такого сотрудничества будет не формула «19+1», как декларировалось ранее, а принцип «двадцатки». «В практическом плане вопросы взаимодействия НАТО и РФ по формуле «двадцатки» могут быть решены до встречи в мае в Исландии глав МИД стран блока», - подчеркнул генсек НАТО.

Для Украины с ее маятниковой внешней политикой и гордиевым узлом «кассетного скандала», дела Гонгадзе, коррупции нынешняя ситуация сближения России и Запада сужает перспективы. Страной, которая не может себя идентифицировать в сложившейся на континенте системе координат, пренебрегут. Она станет неинтересной. И ей не останется ничего другого, кроме как вернуться в тень России, из которой-то, собственно, она и не успела выйти. Вояж в российские регионы Президента Украины по стопам «батьки» соседнего государства в этом контексте имеет знаковый характер. Как и заявление главы администрации в Москве об отказе от многовекторной политики.

При такой динамике маятника внешней политики Украины, как в феврале, она окончательно теряет субъектность и становится объектом размена интересов. Конечно, никто не будет подписывать какие-то документы или даже громко говорить об этом вслух - времена не те. Политика раздела сфер влияния - в прошлом, но сферы влияния, тем не менее, - реалии дня сегодняшнего. Решение может быть принято «по умолчанию». Правда, при этом прагматичным Западом (отреагирующим на «трогательные отношения» власти с новой украинской оппозицией, формирующиеся в настоящий момент) может быть поставлено условие «Украину - России, Кучму - Фемиде». И не менее прагматичное российское руководство, желающее дальнейшего сближения с Западом, а также некоторые из числа местных «прагматиков», желающие «в Европу вместе с Россией», вполне могут согласиться с такой постановкой вопроса.

Таким образом, президентский «воз» для возможного преемника-2004 может оказаться западнёй для нынешнего Президента. Неверное позиционирование может стоить политического будущего не только ему, но и стране.

Однако нужно отдать должное Леониду Кучме. Есть основания думать, что в этой критически сложной ситуации он не оставляет надежды восстановить отношения с администрацией США. Одна из 36 стратагем китайской науки власти, проверенной тысячелетиями, утверждает: надо дружить с дальним, чтобы воевать с ближним. В нашем случае воевать ни с кем не надо. Надо твердо отстаивать свои интересы.

Что же касается американской администрации, то она действует целиком в советском стиле, не различая полутонов, и невольно толкает Л.Кучму в нишу А.Лукашенко. Моральным оправданием таких подходов, очевидно, становятся появляющиеся - как по заказу - статьи в западной прессе.

И уже можно хорошо представить, какая антиамериканская волна поднимется в «трех братских славянских государствах» в результате скандала по поводу дисквалификации российских и украинских спортсменок в Солт-Лейк-Сити и изгнания с Олимпиады руководителя белорусской спортивной делегации. Предложения о бойкоте следующих Олимпиад и проведении альтернативных - своих, «эсэнговских» - уже прозвучали...

Но хочется надеяться, разобранная мозаика (puzzles) под названием «Ukraina.Ua» все-таки будет в конце концов сложена.