UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина—Румыния: судиться или рядиться?

Румыния, в рамках дела о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море, внесла на рассмотрение Международного суда ООН в Гааге свой меморандум...

Румыния, в рамках дела о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море, внесла на рассмотрение Международного суда ООН в Гааге свой меморандум. Как сообщает пресс-служба МИД Украины, одновременно украинской стороне был передан аутентичный экземпляр документа. Этот шаг Бухарест сделал в соответствии с установленным судом в октябре 2004 года графиком внесения процессуальных документов, с которыми должны ознакомиться члены Международного суда. До этого позиции Киева и Бухареста в данном вопросе, их аргументация и контраргументация обсуждалась исключительно на двустороннем уровне.

В меморандуме румынская сторона представила суду юридическую аргументацию в пользу своей позиции, с детальным анализом прецедентов в мировой практике в сфере размежевания морских пространств. После ознакомления с румынским документом, Киев подготовит для суда свой меморандум. Он должен быть подан в течение девяти месяцев. Крайний срок — до 19 мая 2006 года. После этого стороны либо сразу перейдут к судебной стадии дела, либо, в случае необходимости, еще раз подготовят меморандумы для Международного суда ООН.

Напомним, что в сентябре минувшего года Румыния передала на рассмотрение Международного суда ООН вопрос о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон между двумя странами в Черном море. Основным спорным вопросом является юридический статус острова Змеиный. Киев считает его островом, пригодным для жизни и хозяйственной деятельности, что предусматривает его право на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. Бухарест называет Змеиный скалой. Значит, в соответствии с конвенции ООН по морскому праву 1982 года, он не имеет права ни на континентальный шельф, ни на исключительную экономическую зону.

Однако список отличий в подходах Киева и Бухареста не ограничивается только юридическим статусом острова Змеиный. Украинские и румынские дипломаты также не могут прийти к согласию и по таким вопросам как определение точки, которая будет начальной для делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон двух стран, методология делимитации морских пространств…

Комментируя дальнейшее развитие событий относительно делимитации морских пространств, эксперты прогнозируют, что несмотря на то, что в Гааге принято к рассмотрению дело о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море, Киев и Бухарест все же сумеют договориться и решить спорные вопросы вне рамок судебного процесса. Известно, что позиция Киева заключалась в том, что Украина и Румыния еще не исчерпали всех возможностей переговорного процесса с целью достижения компромисса. В силу разных причин, в последние полгода эту позицию стали разделять и в Бухаресте.

Так, в конце марта во время встречи министров иностранных дел Украины и Румынии Бориса Тарасюка и Михая-Разван Унгуряну была достигнута договоренность о возобновлении двусторонних переговоров по урегулирования спорного вопроса. Первая встреча экспертов состоялась в апреле 2005 года: переговоры проходили параллельно с судебным процессом. И, как особо акцентируют в пресс-службе украинского внешнеполитического ведомства, без ущерба для последнего.

Оптимистично настроен и Борис Тарасюк, полагающий, что после прихода к власти новых администраций существует реальная альтернатива суду. «Новая политическая ситуация, которая возникла в отношениях Украины и Румынии, прибавляют оптимизма относительно возможности урегулирования этой проблемы на двустороннем уровне. У нас есть все основания считать, что мы можем избежать судебной процедуры рассмотрения дела. Есть политическая воля двух государств, президентов, министров иностранных дел», — считает глава украинского внешнеполитического ведомства. Что же касается переданного Бухарестом меморандума, то, по мнению Бориса Тарасюка, поскольку механизм обращения в Международный суд ООН был начат в сентябре 2004-го, то по инерции идет процедура, определенная регламентом суда.