UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина—НАТО: Ложка меда в бочке дегтя

В то время как украинские политики концентрировали все свои усилия на выборах руководства парлам...

Автор: Владимир Кравченко

В то время как украинские политики концентрировали все свои усилия на выборах руководства парламента и правительства, дипломаты сделали очередную попытку решить одну из основных задач национальной внешней политики — добиться от стран–членов альянса согласия на присоединение Украины к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) на Бухарестском саммите Организации Североатлантического договора, который должен состояться в апреле следующего года. Этот вопрос украинская делегация во главе с временно исполняющим обязанности министра иностранных дел Владимиром Хандогием решала в Брюсселе, где на прошлой неделе проходило заседание комиссии Украина—НАТО на уровне глав
внешнеполитических ведомств.

Но поставленная цель не была достигнута, хотя альянс в совместном заявлении в очередной раз подтвердил свою традиционную позицию: «двери НАТО остаются открытыми для европейских демократий». И ситуация выглядит для нашей страны тем более плохо, что шансов добиться желаемого у Киева с каждым днем становится все меньше.

Не только потому, что энное количество государств выступают против присоединения Украины к ПДЧ: Вашингтон готов взять на себя работу со странами-оппонентами, чтобы те изменили свою позицию. Правда, некоторые эксперты отмечают, что в последнее время наметилась тенденция, что даже американцев стала пугать возможность предоставления Украине ПДЧ в Бухаресте и они готовы сбавить обороты. Причина, дескать, в том, что Белый дом склонен к политике «волн расширения»: так легче решить возникающие проблемы. Поскольку велика вероятность, что Грузия не получит ПДЧ на Бухарестском саммите, то американцы тормозят предоставление плана и Украине.

И все же куда более серьезная помеха в выработке окончательного решения НАТО — отсутствие в нашей стране полноценного правительства: во многих столицах стран трансатлантического сообщества хотели бы услышать подтверждение курса евроатлантической интеграции от нового премьер-министра. У натовской стороны в памяти еще свежи воспоминания о том, как Виктор Янукович год назад резко сместил акценты в украинской политике евроатлантической интеграции.

Поэтому еще задолго до КУН представители стран–членов альянса недвусмысленно говорили, что для решения вопроса о ПДЧ было бы желательно, чтобы официальный Киев направил в штаб-квартиру соответствующее письмо, скрепленное подписями президента, премьер-министра и спикера. Когда решался вопрос о дате проведения заседания КУН, предполагалось, что к этому времени в Украине уже будет создано не только парламентское большинство и выбрано руководство Верховной Рады, но и образовано коалиционное правительство.

Но формирование властных структур затянулось. А натовской стороне оказалось недостаточно уверений Владимира Хандогия в том, что, в соответствии с соглашением, заключенным между членами демократической коалиции, целью Украины является евроатлантическая интеграция, присоединение к ПДЧ и непосредственно членство в альянсе. НАТО все так же ожидает формирования нового правительства. «Я говорю о необходимости назначения нового министра и его приезда сюда, потому что мы намерены продолжить обсуждение этих вопросов и получить информацию о содержании внешней политики, поскольку новая коалиция будет формировать новые направления внешней политики», — сказал журналистам генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер.

Безусловно, помимо отсутствия правительства, существуют и другие факторы, действующие против присоединения Киева к ПДЧ на саммите в Бухаресте. И отсутствие главы миссии Украины при НАТО — один из них. Без сомнения, новую волну скепсиса относительно украинских перспектив вызовет и то, как члены демократической коалиции голосовали за кандидатуру Юлии Тимошенко на должность премьер-министра. Поскольку неспособность парламентского большинства проголосовать за выдвинутую ими же кандидатуру премьера вызывает оправданные сомнения в возможности коалиции принимать законы, необходимые для проведения экономических и политических реформ. Более того, это лишает уверенности в способности парламентского большинства и будущего правительства обеспечить в стране стабильность.

Совокупность перечисленных факторов ведет к тому, что в Брюсселе крепнет убеждение: Киев — непредсказуемый и непрогнозируемый партнер. Поэтому отношения лучше развивать только в рамках Плана действий Украина—НАТО и Интенсифицированного диалога.

Правда, в брюссельской бочке дегтя все же оказалась и небольшая ложка меда. На фоне полной неопределенности с предоставлением нашей стране ПДЧ альянс похвалил Украину за демократические выборы, создание коалиции и активное участие в операциях и миротворческих миссиях организации. И одновременно обратил внимание украинской делегации на необходимость своевременного принятия Целевого плана Украина—НАТО на 2008 год и его неуклонного выполнения. Напомним, что последние несколько лет этот документ принимался Киевом с опозданием в пять-шесть месяцев, что мешало выполнению намеченных мероприятий и вызывало много нареканий со стороны Брюсселя. Возможно, что с
ЦП-2008 все будет иначе. По некоторой информации, в штаб-квартире НАТО одобрили проект плана. Поэтому не исключено, что следующий Целевой план Украина—НАТО будет подписан украинским президентом еще до конца нынешнего года.

Еще один вопрос, на котором акцентировалось внимание во время заседания КУН — информационная политика украинских властей относительно сотрудничества нашей страны с Североатлантическим альянсом. Напомним, что позиция украинского руководства заключается в том, что решение о вступлении Украины в НАТО будет приниматься на всеукраинском референдуме. Эта же позиция записана и в коалиционном соглашении.

Но информационная политика украинской власти до последнего времени не отличалась особой активностью: основной труд по информированию населения брали на себя неправительственные организации, финансовые возможности которых весьма ограничены. Возможно, в ближайшее время ситуация изменится. В Брюсселе Владимир Хандогий отметил, что в Украине достаточно политической воли для проведения информационной кампании среди населения. Напомним, что на уровне правительства уже разработана и в начале ноября принята концепция информирования населения, на основании которой завершена разработка государственной программы.

После завершения заседания комиссии Украина—НАТО Яап де Хооп Схеффер сказал журналистам: «мы будем продолжать дискуссию в отношении украинских евроатлантических стремлений без промедления, но и без ускорения». Хотелось, чтобы эта дискуссия была результативной. И президент Виктор Ющенко участвовал на заседании комиссии Украина—НАТО на уровне глав государств в рамках Бухарестского саммита не только, чтобы встретиться со своими коллегами — президентами, а и подписать документ о присоединении к Плану действий относительно членства в Североатлантическом альянсе.