Взаимное недовольство Киева и Москвы, растущее изо дня в день, уже невозможно ни сдержать, ни скрыть. В этот раз поводом для публичного раздражения Кремля стало участие в украинско-американских учениях «Си бриз-2011» американского ракетного крейсера «Монтерей» с тактической системой ПРО на борту. И хотя гневная тирада российского МИДа адресовалась Вашингтону, били и по Киеву. И вот уже околокремлевские комментаторы чуть ли не обвиняют украинские власти в попустительстве нагнетания напряженности в «чувствительном регионе». Что ж, Москва показала миру, где, на ее взгляд, проходит красная линия. А Киеву дали четко понять: внеблоковый статус, с его неопределенным международно-правовым содержанием, в глазах Кремля не означает развитие активных отношений Украины со странами и организациями, которые Россия традиционно считает своими геополитическими противниками.
Москву всегда раздражало военно-политическое сотрудничество нашей страны с Соединенными Штатами и Североатлантическим альянсом. Разумеется, в российской столице предпочли бы, чтобы Украина уделяла больше внимания ОДКБ. При этом ревность, вызванная сотрудничеством Киева с альянсом, не мешает самой Москве плодотворно развивать контакты с НАТО. Например, в этом году Россия специально сократила свое участие в совместных учениях с ВМС Украины «Фарватер мира-2011» из-за отплытия кораблей Черноморского флота РФ на маневры НАТО «Боулд монарх» близ берегов Испании. Как сообщил главнокомандующий рос-сийскими Сухопутными войсками Александр Постников, в 2012-м даже планируется провести совместные российско-американские учения.
Но Украина - иное дело. Для кремлевских стратегов тесные связи нашей страны с НАТО, США означают ее неизбежный дрейф прочь от России. Сегодня российские аналитики с досадой отмечают, что в условиях провозглашенного Киевом статуса внеблокового государства сотрудничество Украины и НАТО не стало формальным. Впрочем, на Красной площади никогда и не доверяли Банковой, подозревая, что «хитрые хохлы» готовы в любую минуту променять братскую любовь Кремля на дружбу с Брюсселем и Вашингтоном. Не случайно в прошлом году российский президент Дмитрий Медведев дал поручение дипломатам и разведчикам отслеживать развитие отношений Киева и альянса.
На протяжении последнего года наши собеседники из украинских органов власти и альянса не раз говорили о том, что при президенте Викторе Януковиче отношения Украины и НАТО стали куда активнее и содержательнее, чем во времена Виктора Ющенко, при котором курс на евроатлантическую интеграцию был провозглашен одним из основных направлений внешней политики. Тогда исполнительной властью многое делалось для галочки, а оппозиция противилась проведению любых учений нашей страны со странами - членами НАТО. Провозгласив политику внеблоковости, команда Януковича разрешила внутриполитический конфликт вокруг курса евроатлантической интеграции. Сегодня слов стало меньше, а планы выполняются куда лучше.
«Принятие Украиной решения о внеблоковом статусе не только не уменьшило уровень сотрудничества с альянсом, но и способствовало интенсификации», - заметил сотрудник Национального института стратегических исследований Олег Александров во время круглого стола «Украина-НАТО: новые условия и реалии сотрудничества», организованного НИСИ совместно с Европейским центром исследований проблем безопасности им. Дж. Маршалла. «В сотрудничестве заинтересованы и Украина, и Организация Североатлантического договора. Оно продолжается во всех форматах. Если отмести идеологические наслоения, я не вижу никаких изменений», - в свою очередь констатировал глава офиса связи НАТО в Украине Марчин Кожиел.
В плюс украинской власти наши собеседники заносят то, что Виктор Янукович реформировал систему национальных координаторов по вопросам партнерства Украины с НАТО, создав комиссию, которая стала координирующим органом в межведомственной системе сотрудничества с альянсом. Обращают внимание и на то, что проходят почти все запланированные встречи. Отмечают, что наша страна выполняет Годовую национальную программу сотрудничества с альянсом, а контролируемый главой государства парламент второй год подряд автоматически утверждает решение о допуске иностранных подразделений на территорию Украины для участия в международных военных учениях. И особо акцентируют внимание на том, что президент подписал указ «Об участии Вооруженных сил Украины в многонациональных воинских формированиях высокой готовности», в соответствии с которым наши подразделения будут участвовать в силах реагирования НАТО.
При этом эксперты выделяют следующие ключевые аспекты практического сотрудничества Украины и Североатлантического альянса. Во-первых, это участие Украины в миссиях НАТО. Речь идет о Косово, Ираке, Афганистане, антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземном море. Особое внимание наши собеседники обращают на то, что украинские самолеты и корабль «Константин Ольшанский» эвакуировали иностранных граждан из Ливии. Участие в этих операциях НАТО позволяет Украине, ее Вооруженным силам достичь взаимосовместимости с армиями стран-членов альянса, а украинскому руководству - получить дополнительные бонусы в свой имиджевый багаж.
Во-вторых, это сотрудничество в военной сфере и реформировании сектора безопасности и обороны. Здесь необходимо сказать о реализации программы по уничтожению в Украине избыточного количества обычных боеприпасов, стрелкового оружия и легкого вооружения, об обмене данными, касающимися воздушной обстановки между Украиной и соседними странами - членами альянса (в частности Турцией), а также о перспективах участия нашей страны в силах реагирования НАТО.
В-третьих, военно-техническая сфера. Олег Александров, например, обратил внимание на то, что при постройке приоритетного для нашей страны корабля класса «корвет», церемония закладки которого состоялась в Николаеве в прошлом месяце, натовские комплектующие должны составить весомую часть - 38%.
И все же эксперты в сфере безопасности, отмечая положительные моменты сотрудничества Украины и НАТО в период президентства Виктора Януковича, не испытывают эйфории. Хотя изменение внешнеполитической стратегии «не затормозило динамику нашего сотрудничества с альянсом, а лишь придало ему прагматизм и конструктивность», но это верно только в отношении сферы военного и военно-политического сотрудничества. А вот что касается выполнения таких пунктов первого раздела Годовой национальной программы сотрудничества Украины-НАТО на 2011 год, как «Внутренняя политика» (подпункты «Демократические реформы» и «Обеспечение верховенства права») и «Экономические вопросы», то здесь у официального Киева - явный провал.
Послы стран-членов, входящих как в Европейский Союз, так и в Североатлантический альянс, в последнее время не раз говорили об этих проблемах Украины - избирательном правосудии, политическом преследовании оппонентов действующей власти, концентрации власти в руках президента, коррупции, нарастающих проблемах с соблюдением властями свободы слова и собраний. Отмечено это и в отчете Freedom House, обнародованном на этой неделе. У зарубежных дипломатов уже достаточно сомнений в том, что следующие выборы в Украине будут свободными, честными и прозрачными.
Казалось бы, Киев должен быть заинтересован в проведении реформ, поскольку ЕС и НАТО базируются на общих принципах, а вступление страны в Евросоюз остается нашим основным внешнеполитическим курсом. «Альянс может поддержать вашу страну в достижении критериев Евросоюза», - говорит Марчин Кожиел. Не случайно же 22 из 28 стран - членов НАТО входят в ЕС, а Исландия, Албания, Турция, Хорватия стремятся стать членами Евросоюза.
Но в отличие от политиков Центральной и Восточной Европы, рассматривающих членство своих государств в Североатлантическом альянсе как непременное условие вступления в Европейский Союз, для нынешнего украинского руководства ценность сотрудничества Украины с военно-политической организацией кроется в другом. Для Банковой это элемент тактической игры с Западом и Россией, позволяющий решать сиюминутные политические и экономические вопросы. Поэтому-то для украинской власти более комфортно сконцентрироваться на сотрудничестве с альянсом в военной и военно-технической сферах.
Очевидно, что Киев еще долго не будет отказываться от внеблокового статуса, который дает украинским властям поле для маневра, и вместо интеграции в НАТО продолжать вести с Брюсселем интенсивный диалог о сотрудничестве. Но что выигрышно для сильного государства, для слабого может быть проигрышным. Решив тактические проблемы, стабилизировав на время отношения с Россией, украинское руководство ввело страну в состояние стратегической неопределенности. Год президентства Виктора Януковича уже показал: пойдя на уступки Москве, Киев лишь на время смог снять напряженность в двусторонних отношениях. Системные же проблемы украинско-российских отношений никуда не исчезли. Нынче они вызывают новые конфликты. И вот уже не самый последний человек в украинском правительстве, никогда ранее не замеченный в русофобских настроениях и симпатиях к Североатлантическому альянсу, в сердцах замечает, что спасение от России - только в НАТО.
Сегодня внеблоковая Украина находится в «серой зоне» безопасности, которая характеризуется повышенной нестабильностью, поскольку является полем столкновения некоторых ведущих геополитических игроков. Реакция Кремля на участие в украинско-американских учениях «Си бриз-2011» американского крейсера «Монтерей», последовавшая в том числе и из-за противостояния Москвы и Вашингтона в вопросе ЕвроПРО, тому лишнее подтверждение. Киев же испытывает серьезный недостаток в механизмах обеспечения своей безопасности. И когда-нибудь украинской власти придется решать, в какую политико-военную организацию необходимо вступить ради гарантий безопасности Украины.