UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина—Ирак: ТОРГОВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Анализ политической и экономической ситуации в Ираке и вокруг него показывает, что режим Саддама Хусейна достаточно прочен, невзирая на экономические санкции, наложенные на эту страну ООН из-за оккупации Кувейта...

Автор: Владимир Сапрыкин

Анализ политической и экономической ситуации в Ираке и вокруг него показывает, что режим Саддама Хусейна достаточно прочен, невзирая на экономические санкции, наложенные на эту страну ООН из-за оккупации Кувейта. При этом эффективность работы гуманитарной программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» для Ирака низка, т.к. не позволяет обеспечить даже минимальной потребности иракцев в предметах первой необходимости. Из-за жесткой позиции США в ближайшее время не приходится надеяться на то, что санкции будут сняты (США воспользуются правом вето в СБ ООН). Но смягчение режима санкций возможно и крайне необходимо. В связи с этим, а также с учетом того, что созрели политические и экономические предпосылки для взаимовыгодного экономического сотрудничества Ирака и Украины, последней целесообразно принять участие в программе ООН. Несмотря на глубину различий между Ираком и Украиной две страны могут развивать взаимовыгодную торговлю.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ — ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК

Саддам Хусейн родился 28 апреля 1937 года в деревушке близ небольшого города Тикрит в 130 км от Багдада ровно через 800 лет после рождения здесь выдающегося мусульманского военачальника Саладина, который разгромил крестоносцев в битве при Хиттине и освободил Иерусалим от христианского владычества (имя Саддам означает «поражающий», «противостоящий»). Этот главный иракский национальный праздник в текущем году будет продолжаться две недели. Ожидается пышная официальная церемония с симфоническим оркестром и праздничными концертами по всему Ираку. Несмотря на две проигранные войны, неисчислимые бедствия иракского народа, испытывающего нехватку продовольствия и медикаментов вследствие международных экономических санкций, вызванных агрессивной политикой своего лидера, режим С.Хусейна входит в новое столетие достаточно сильным.

С.Хусейн занимает все ведущие посты в государстве. Он президент и глава исполнительной власти, председатель Совета революционного командования, верховный главнокомандующий, генеральный секретарь регионального руководства Партии арабского социалистического возрождения — Баас. Партия возрождения Баас была основана в Дамаске в начале сороковых годов двумя сирийскими школьными учителями: православным греком Мишелем Афляком и мусульманином- суннитом Салахом аль-Дин аль-Битаром. Идеологической базой партии провозглашено единство, освобождение и социализм. В Ираке Баас создана в 1954 году и находится у власти с 1968-го.

«Душу и кровь за Саддама!», — часто скандируют иракцы. Они любят своего лидера так же, как советские люди когда-то любили своих вождей, несмотря на продолжающиеся в стране репрессии, политическое и экономическое притеснение инакомыслящих.

Феномен последователя И.Сталина — С.Хусейна для европейца состоит в парадоксе его широкой поддержки в арабском мире при создании в Ираке диктатуры и проведении им агрессивной политики по отношению к соседним государствам и значительной части остального мира. Согласно опросу арабскими СМИ своих читателей в 1999 году, С.Хусейн назван одним из главных политических деятелей ХХ века, оказавших наибольшее влияние на ход истории.

Для Запада С.Хусейн — это агрессивный и абсолютно безжалостный диктатор, а для третьего мира — защитник угнетенных и обездоленных, единственный лидер страны, которая «способна противостоять империалистическому Западу, сражается с империализмом, сионизмом и богатыми нефтяными монархиями Залива». Идя сталинским путем избавления от реальных и потенциальных соперников, заключения ситуативных союзов для того, чтобы разорвать их в самый подходящий для себя момент, С.Хусейн добился положения официального вождя Ирака и «неуязвимого арабского лидера». Ни руководителю Ирана Аятолле Хомейни, ни президенту США Джорджу Бушу, которые вели войну с Ираком и были одержимы идеей свержения диктаторского режима С.Хусейна, не случилось его победить. Эти две «победные» войны еще больше выдвинули иракского лидера в центр народного внимания арабского мира.

Жесточайшие экономические санкции ООН ничуть не повредили диктаторскому режиму. От них страдает лишь народ Ирака.

Создать сильный режим и править 20 лет в неспокойном и противоречивом арабском мире С.Хусейну помогли его личные качества. Он реалист, умелый аппаратчик, обладает бешеной энергией и бесконечным терпением, крайне осторожен и расчетлив, хороший психолог и тактик, совершенно беспринципен и крайне честолюбив.

Умело лавируя между геополитическими интересами великих держав (здесь «приложили свою руку» СССР, США, Китай, Франция, Германия), ситуативно сотрудничая с богатыми нефтью арабскими странами и «эксплуатируя» панарабскую идею, С.Хусейн и в новом веке продолжит свою бурную политическую карьеру.

ИРАК—УКРАИНА. ПАРАЛЛЕЛИ

За почти десять лет трансформации экономики и Ирак, и Украина на много лет отброшены назад, хотя и по различным причинам. В развитии этих двух государств, которые практически не поддерживают ни политических, ни экономических отношений, имеется много похожих проблем. Оценка уровня развала экономики и бедности граждан Ирака показывает, что по этим показателям Украина имеет еще большой запас падения.

Согласно прогнозу журнала «Economist» на 2000 год, ВВП в Ираке на душу населения составит $313; инфляция — 110%; население — 23,6 млн. человек (в Украине ВВП на душу населения составит $590, инфляция — 20%, население — 49,5 млн. человек).

Резкий спад промышленного производства в Ираке обусловлен десятилетним режимом международных санкций из-за оккупации Кувейта (в Украине — из-за разрыва экономических связей после развала СССР). В стране — крупнейшем экспортере нефти систематически отключают электроэнергию (перебои доходят до 14 часов в сутки).

Катастрофически упал уровень жизни — среднемесячная зарплата в Ираке — $5-15; в доблокадное время средняя зарплата составляла около $400 (в Украине зарплата на уровне 1989 года — $35). Иракские госслужащие получают около $2,5 в месяц. Большая часть инженеров и научных работников, как и в Украине, оставила свое профессиональное занятие и ведет мелкую торговлю.

Ситуация в здравоохранении Ирака носит катастрофический характер — ежемесячно в результате нехватки лекарств и продовольствия умирает 6 тыс. детей.

В Ираке также однопалатный парламент и используются референдумы — в 1995 году в результате плебисцита С.Хусейн был избран президентом (С.Хусейн впервые приведен к присяге как президент Ирака 16 июля 1979 года после добровольной отставки президента А.Бакра), следующий референдум состоится в 2001 году.

Весьма интересным является то, что в мусульманском Ираке проживает до 800 тыс. христиан, в т.ч. 200 тыс. православных, действуют десятки православных монастырей.

Клановость в Ираке имеет ярко выраженный характер — значительное количество партийных и хозяйственных постов занимают выходцы из Тикрита.

Как и в Украине, в Ираке высок уровень преступности, контрабанды и проституции. Жесточайшая борьба с преступностью и коррупцией (большинство тяжких и социально опасных преступлений карается смертной казнью), как правило, не достигает высших сфер общества. Борьба с казнокрадством имеет весьма необычные методы стимулирования — в соответствии с указом президента министры будут получать 10% возвращенных в казну ранее украденных средств, граждане за сообщение о личности казнокрада — 5%, а о месте нахождения похищенных средств — 3%.

Высок уровень безработицы и эмиграции (за десять лет эмигрировало 1,5 млн. человек). Упал уровень образования в школах, в них зачастую не хватает не только учебников, но и классных досок.

Ирак, как и Украина, проводит политику неприсоединения, часто эта политика идет в разрез с национальными интересами, но пользуется практически полной поддержкой иракского народа.

Что же строит Ирак, какова его национальная идея? С.Хусейн считает, что «арабский социализм труднее и сложнее, чем обычный капитализм и коммунизм… У нас есть социалистический и частный сектор… Наш выбор более сложный, потому что легкое решение не всегда правильно». Национальная иракская идея базируется на всплеске арабского самосознания и «вызове богатству и высокомерию Запада». Каждый народ имеет право на свой путь развития — история рассудит. Не оценивая иракские духовные ценности, можно утверждать, что их наличие, как минимум, помогает преодолевать сегодняшние трудности.

Глубина проблем и уровень демократии в двух странах не сравнимы, Украина европейское государство. Между Ираком и Украиной не так много общего, но сегодня мы можем вместе решить многие экономические проблемы.

САНКЦИИ «РАЗЪЕДАЮТСЯ»

Всегда считалось, что ошибаться могут отдельные вожди, социальные группы, но народы или выразители воли мирового сообщества — никогда. Увы, ХХ век опроверг этот постулат. Фатальные ошибки делают народы, которые принимают идеи национал-социализма и большевизма, за что платят жизнями миллионов своих сограждан. Уходящий век также показал, что и мировое сообщество в лице ООН, идя на поводу у некоторых мировых лидеров, может ошибаться; цена ошибок та же — сотни тысяч жизней. Введение экономических санкций против Ирака после оккупации им Кувейта было направлено на сдерживание Багдада, прекращение программы производства оружия массового уничтожения и контроль за иракскими финансовыми потоками. Однако, мировое сообщество должно признать, что гуманитарная программа ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие» не достигает своей цели. Даже полная ее реализация, чему препятствуют США и Великобритания (мотивируя задержку заключенных контрактов возможным использованием Ираком импортируемых товаров в военных целях) не позволяет обеспечить минимально необходимые потребности иракцев, которые не несут вины за происходящее в стране.

В результате мировой экономической блокады на протяжении десяти лет от болезней и недоедания умерло более 1 миллиона 227 тысяч иракцев, в том числе почти 500 тыс. детей в возрасте до пяти лет. Голодающее население Ирака нуждается в срочной помощи (медикаментами и продовольствием) мирового сообщества.

Россия, Франция, Китай, Канада и Украина выступают за смягчение или отмену экономических санкций против Ирака. Однако, нет оснований надеяться на то, что в ближайшее время США пойдут на полное их снятие, пока у власти в стране находится Саддам Хусейн.

ИРАК СОЗРЕЛ ДЛЯ ТОРГОВЛИ С УКРАИНОЙ

Ирак — это прежде всего нефть. Ирак занимает второе место в мире по ее запасам. После снятия санкций Ирак сможет добывать до 110 млн. нефти, а после обновления и перестройки нефтяной инфраструктуры уровень добычи может удвоиться.

Впервые в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» Ирак экспортировал свою нефть 10 декабря 1996 года. За первые три полугодовые фазы программы Ираку было разрешено продавать нефть на $2 млрд. Для четвертой и третьей фаз программы сумма была поднята СБ ООН до $5,2 млрд. В шестой фазе из-за падения цен на нефть Ираку увеличили сумму на $3 млрд., в седьмой фазе сняты все ограничения на добычу нефти. По состоянию на 17 апреля 2000 года в рамках программы ООН Ирак экспортировал более 230 млн. тонн нефти на сумму $25,8 млрд. Деньги, полученные от продажи нефти, пошли на закупку продуктов питания и лекарств (более $6 млрд.), различного оборудования ($3 млрд.), репарации Кувейту (около $7,3 млрд.) и обеспечение работы программы ООН.

Сегодня более 900 контрактов на сумму $1,7 млрд. блокируется США и Великобританией с мотивацией, что Ирак может использовать импортируемые товары в военных целях. За 10 лет санкций Ирак потерял более $100 млрд., которые он мог бы выручить от самостоятельной продажи нефти.

По данным экспертов, в отдельных фазах программы ООН до 60% иракской нефти продавалось России (сейчас этот показатель составляет около 40%), которая реэкспортировала ее в другие страны. Наибольшим потребителем иракской нефти были США (до 30%), покупавшие ее преимущественно через российские компании-посредники. Ирак занимал 5—6-е место среди основных источников поступления сырой нефти в США, доля которой в американском импорте достигала 8%. Иракскую нефть покупают такие гиганты, как «Mobil», «Exxon», «Chevron». Причина заинтересованности американских компаний в иракской нефти проста — в соответствии с утвержденной ООН процедурой, для облегчения продажи иракской нефти на ее цену вводятся понижающие коэффициенты по отношению к маркерным сортам нефти на мировых биржах — цены на нее наиболее низкие. Потому, несмотря на продолжающиеся ракетно-бомбовые удары по Ираку американо-британской авиационной группировкой, американские НПЗ ожидают бесперебойных поставок иракской нефти. Значительные объемы нефти также получают Франция, Китай, Испания, Великобритания, Нидерланды.

Последними резолюциями СБ ООН по Ираку сняты ограничения на объемы добычи им нефти и вдвое увеличена сумма, на которую Ирак может закупать запасные части и оборудование для восстановления нефтяной промышленности. Лимитирующей стадией увеличения добычи нефти является плохое состояние нефтедобывающего и транспортирующего оборудования.

В соответствии с механизмом ООН по подписанию контрактов в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» Ирак имеет право на выбор поставщика товаров, медикаментов, оборудования или покупателя собственной нефти. При подписании крупных контрактов (несколько миллионов долларов) выбор иракской стороны больше определялся политическим отношением страны-контрагента к Ираку, чем предложенной ценой. В связи с этим ранее Украина имела мало шансов получить серьезные контракты, хотя и не попыталась принять участие в программе.

Украина, как непостоянный член Совета Безопасности ООН, выступает за ослабление экономических санкций против Ирака, из-за неэффективности которых уровень обеспеченности его граждан важнейшими продуктами питания и медикаментами составляет всего 10% от потребности. При активном участии представителя Украины в ООН была принята резолюция об увеличении суммы, на которую Ирак может закупать запасные части и оборудование для восстановления своей нефтяной промышленности. По инициативе Украины и Канады решено создать группу по повышению эффективности санкций СБ.

Продажа иракской нефти и покупка необходимой продукции для Ирака осуществляется по квотам или на конкурсной основе за твердую валюту под контролем ООН и не требует межгосударственных соглашений. Выиграв конкурс или получив квоту на поставку, компании заключают соответствующие контракты, и лишь после утверждения специальной комиссией ООН они вступают в силу. Деньги за проданную нефть поступают на спецсчета ООН, с которых производится оплата контрактов на поставку товаров и оборудования в Ирак.

В Ирак поставляется широкая номенклатура оборудования и материалов, при этом еще сегодня эксплуатируется большое количество оборудования бывшего СССР. Промышленности Ирака требуются: трубы, оборудование и запчасти для трубопроводов; насосы, компрессоры, турбины и запчасти для них; противопожарное оборудование; спецавтомобили, экскаваторы и морские буксиры; запчасти для бурового оборудования; лабораторное оборудование, химреактивы, цемент; электро- моторы и запчасти для них; батареи питания и кабели; стальные и чугунные заготовки. Крупнейшими поставщиками оборудования (общего назначения и для нефтяной промышленности) в Ирак в предыдущие годы были Франция (заключено контрактов на сумму около $90 млн.), Китай ($21 млн.), Италия ($18 млн.), Россия ($17 млн.) и Германия ($12 млн.).

Номенклатура продуктов и товаров, которые поступают в Ирак в счет продажи нефти, насчитывает тысячи наименований: от зерна и продовольствия, чая и мыла — до простейших медикаментов и медоборудования. Постоянными поставщиками продуктов (пшеницы, сахара, риса, детского питания, растительного масла) стали Австралия, Франция, Шри Ланка (чай) и Вьетнам. В длинном перечне стран-участниц программы стабильно отсутствует Украина.

В рамках очередной седьмой фазы программы ООН Россия получила квоту на закупку более 20 млн. тонн нефти (координатором является «Зарубежнефть»), Белоруссия законтрактовала поставку 450 автопоездов МАЗ и 10 тыс. автомобильных шин. Ранее российские компании подписали контракты на поставку оборудования и материалов, необходимых для увеличения добычи нефти в Ираке, на общую сумму в $57 млн.

Украине экономически выгодно принимать участие во всех трех сегментах программы для Ирака. Это поставки в Ирак отечественного продовольствия, медикаментов, других товаров и различного оборудования общего назначения; покупка иракской нефти как для ее реэкспорта, так и для переработки на отечественных НПЗ; поставки оборудования и материалов для нефтяной промышленности.

Предприятия и компании, сотрудничающие с Ираком, мало чем рискуют (даже в случае дальнейшего обострения отношений между США и Ираком), поскольку их торговая деятельность отвечает интересам мирового сообщества и осуществляется под контролем ООН. Сотрудничество с Ираком в нефтяной сфере открывает перспективы доступа (после отмены санкций) к обновлению разрушенной иракской нефтегазовой инфраструктуры и к разработке его нефтегазовых месторождений.

Таким образом, после избрания Украины непостоянным членом Совета Безопасности ООН и ее ряда инициатив, направленных на ослабление экономических санкций против Ирака, а также частичного их ослабления, сложились политические и экономические предпосылки для развития взаимовыгодного экономического сотрудничества двух стран в рамках программы ООН.

Украина производит большую часть необходимых Ираку товаров и оборудования. Так почему бы Украине не побороться за этот емкий и выгодный рынок, не получить крупные заказы для своих предприятий и не создать тысячи рабочих мест? Ну, а суммы возможных контрактов и потенциальные объемы торговли всецело будут зависеть от активности украинского МИДа и внешнеторговых организаций.