UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА—ГРУЗИЯ: УНИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, АПРОБИРОВАННЫХ ИСТОРИЕЙ И ВЫДЕРЖАВШИХ ИСПЫТАНИЕ СОВРЕМЕННОСТЬЮ

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Грузия в Украине Чечелашвили Валерий Карлович родился 17 марта 1961 года в г.Тбилиси...

Автор: Валерий Чечелашвили

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Грузия в Украине Чечелашвили Валерий Карлович родился 17 марта 1961 года в г.Тбилиси. В 1983 году окончил факультет международных отношений и международного права Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко, по специальности экономист-международник, в 1987 году — аспирантуру вышеуказанного факультета, кандидат экономических наук. После окончания аспирантуры работал в Грузии на различных должностях. С 1989 года работал в центральном аппарате МИД Грузии, первым секретарем, заместителем начальника управления, заместитетелем директора департамента, директором департамента внешнеэкономических связей. В мае 1994 года назначен Послом Грузии в Украине. Верительные грамоты Президенту Украины господину Л.Кучме вручил 17 ноября 1994 года. Женат, имеет сына.

История украино-грузинских взаимоотношений имеет вековую традицию, в которой даже при очень большом желании трудно найти темные пятна. В мировой истории это своего рода уникальный пример, обусловленный целым рядом обстоятельств. Решающую роль здесь играл феномен народной дипломатии, особый климат взаимоотношений двух народов, передающийся из поколения в поколение. В то же время, столь благоприятный фон был зеркальным отражением качества политических взаимоотношений двух стран, беруших свое начало еще в средние века. В частности, по свидетельству киевского летописца в XI столетии наблюдалось оживление отношений между Киевской Русью и Грузией. В хрониках 1153 и 1154 г.г. летописец повествует о бракосочетании киевского великого князья Изяслава Мстиславоича (сына Мстислава Великого, внука Владимира Мономаха) с дочерью грузинского царя Деметре I. «Матримониальная дипломатия», как известно, была символом той эпохи и свидетельством особо близких, доверительных взаимоотношений двух стран.

Семя упало на благодатную почву, давшую добрые всходы. Образ украинца и грузина в восприятии наших народов формировался практически в состоянии перманентного накопления положительного потенциала взаимоотношений между Украиной и Грузией. Так было испокон веков, так продолжается по сей день. Лучшим подтверждением тому живые страницы из новейшей истории наших взаимоотношений — прием, оказанный детям Украины грузинскими семьями во время чернобыльской трагедии и героизм украинских летчиков, спасавших в горах Сванетии беженцев из Сухуми.

Быть достойным традиций украино-грузинских взаимоотношений — почетная, но и нелегкая задача. Не растерять накопленный за века потенциал, а, используя новое качество государственности, придать его развитию дополнительный динамизм — в этом миссия нынешнего поколения политиков. Миссия отнюдь не простая, ибо новые реалии диктуют необходимость поиска все более совершенных форм и моделей сотрудничества.

I. Преодоление общего тоталитарного наследия

Для всех бывших советских республик постсоветский этап развития — эксперимент, проходящий методом проб и ошибок. Любой, пусть самый горький опыт имеет огромное значение. А значимость усилий Украины в построении демократического государства с рыночной экономикой для всего постсоветского пространства трудно переоценить — Украина по своему экономическому и людскому потенциалу является одним из крупнейших государств Европы; в будущем — одним из центров притяжения в регионе. Уже сегодня Украина стала одним из неотъемлемых элементов современной системы международных отношений. А это — плод больших усилий целого поколения политиков, показатель воли народа и незыблемости его выбора.

Немаловажное значение имело в процессе становления демократических институций в Украине утверждение правопреемственности власти путем демократических выборов — Украина практически пока единственное в постсоветском геополитическом пространстве государство, где новый президент пришел к власти после новых всеобщих выборов, причем передача власти была осуществлена без «рывков» и «раскачивания лодки». Это — пример, достойный подражания, демонстрирующий возможность сравнительно быстрого ухода от тоталитаризма по крайней мере в сфере выборов — сам по себе важнейший показатель демократизации общества.

Украина сумела доказать свою приверженность демократии по самым строгим критериям, предъявляемым международным сообществом — отсутствие притеснений национальных меньшинств, отказ от территориальных претензий, присоединение к ДНЯО, курс на реконструкцию и развитие экономики, удачный выбор приоритетов внешней политики, разработка законов, создающих благоприятную обстановку для зарубежных инвестиций и т. д. Для Грузии опыт Украины в этом отношении имеет огромное значение. И не только для Грузии, поскольку пример Украины демонстрирует Западу возможности новых демократий в построении правового государства с демократическими институтами власти.

II. Общие проблемы настоящего

Украине, демонстрирующей, при всей противоречивости, впечатляющую последовательность в достижении поставленных целей, наряду с другими новыми независимыми государствами, предстоит сыграть свою роль в демократизации геополитического пространства на территории бывшего СССР. При этом, перспективы сотрудничества Грузии и Украины в рамках СНГ нельзя рассматривать в отрыве от реалий нынешнего этапа, который, по многим показателям, является переломным.

Дело в том, что к итогам Беловежской пущи нас привело объективное развитие исторических процессов — «Беловежская пуща» как акт зачатия Содружества Независимых Государств главами трех славянских республик, политически и ipso facto сокрушившими Союз, изначально имел целью ликвидацию союзного государства и «цивилизованный бракоразводный процесс» его субъектов.

Но старт с нуля не удался, обернувшись синдромом «утраченных иллюзий». Весь пройденный этап можно охарактеризовать как стихийное самоутверждение беспорядка как уклада жизни в геополитическом пространстве бывшего СССР, как демонстрацию безволия перед необходимостью совместного экономического выживания и урегулирования внутриэтнических, межгосударственных и внутриполитических противоречий.

В итоге нынешнее постсоветское пространство превратилось в «дугу кризисов» — на территории СНГ в разное время вспыхивали, гасли и вновь вспыхивали несколько вооруженных конфликтов — как внутригосударственных — грузино-абхазский, грузино-осетинский, молдавско-приднестровский, ингушско-осетинский, чеченский, так и осложненных внешними факторами — азербайджано-армянский, таджикский... Увы, точку пока ставить рано. К сожалению, нельзя сказать, что наметилась тенденция к локализации и затуханию конфликтов. Скорее наоборот. География кризисов имеет тенденцию к расползанию, принимая угрожающие масштабы.

Это своего рода итог потребительски-конъюнктурного отношения к постсоветскому пространству в своих политических целях. Осознание того, что на самом деле это — зона наших общих, жизненно важных интересов, пришла позднее. И не ко всем. В результате вопрос о необходимости трансформации «цивилизованной формы развода» встал со всей остротой, что обусловило вступление в переходный этап развития, характеризующийся «борьбой тенденций».

С одной стороны, на политическую сцену вновь вышли силы, рассматривающие возможность возрождения СССР, а с другой — силы, стремящиеся к созданию основ здорового сотрудничества, исходя из желания достичь цивилизованного уровня жизни, не жертвуя своими национальными корнями и национальным достоинством.

В современном правовом понимании это означает создание системы международных межгосударственных взаимоотношений между новыми независимыми государствами — республиками бывшего СССР.

Очевидно, наступает решающий этап, когда от всех республик бывшего СССР будет зависеть, станет ли данное геополитическое пространство полигоном для попыток повернуть историю вспять или величайшим экспериментом формирования, в условиях болезненного перехода от тоталитаризма к демократии, здоровой экономической интеграции и межгосударственных отношений на основе общепринятых норм международного права. Украине предназначена и в этом процессе отнюдь не последняя роль.

Все, что связано с геополитическимим пространством бывшего СССР, оказывает свое воздействие на внешнюю политику наших стран, и это просто обязывает их корректировать сотрудничество по тем или иным вопросам. И здесь очевидна взаимозависимость и взаимовлияние двух- и многостороннего сотрудничества. Модель взаимоотношений Украины и Грузии могла бы служить в этом смысле своего рода примером. Представляется, что если бы все двухсторонние отношения в СНГ характеризовались аналогичным качеством, и многосторонних проблем здесь было бы гораздо меньше.

Здесь речь не идет просто о совпадении интересов двух государств. Речь идет о судьбе сферы наших общих жизненно важных интересов. Поэтому консенсус на международном уровне способствует повышению авторитета каждого и авторитета всех в целом. С точки зрения обратной логики геополитическое пространство бывшего СССР в его нынешнем нестабильном виде представляет опасность не только для стран-участниц, но и для всего мирового сообщества в целом. Это требует адекватных усилий по всему периметру единого фронта. А значит, об агрессивном сепаратизме, политическом экстремизме, терроризме, проблеме территориальных претензий, социально-экономических проблемах — тяжелом наследии постбиполярного мира, представленном в полном «боевом ассортименте» на территории бывшего СССР, голоса наших стран на международной арене должны звучать в унисон.

Рассказать о полном спектре украино-грузинских взаимоотношений в рамках одной публикации не представляется возможным. Это компетенция «большой политики». Однако, политика, даже самая большая, в конечном счете должна делаться для простых людей, которые и являются главными экспертами качества и уровня наших взаимоотношений.