Проведение Советом Европы конференций профильных министров по самым разнообразным направлениям является действенным механизмом выработки общеевропейской политики по наиболее важным и злободневным вопросам. Проводят их обычно раз в 5—8 лет, и весь период до следующей конференции практически каждое решение по соответствующей тематике аргументируют ссылкой на конкретный пункт итоговых документов конференции предыдущей. Честь принимать подобный форум у себя — это, с одной стороны, признание определенного организационного потенциала страны. С другой — возможность оказать максимальное влияние на формулировку повестки дня, расстановку приоритетов, выработку итоговых документов.
Вопросы корреспондента «ЗН» Евгению ПЕРЕЛЫГИНУ, постпреду Украины в СЕ, касались в первую очередь панъевропейской специфики постановки миграционных проблем:
— Евгений Юрьевич, что означает для Европы в целом проведение этой конференции?
— Тема нынешнего форума — «Экономическая миграция, социальная интеграция и развитие: комплексный подход». Украина выступила с инициативой проведения данного мероприятия еще в 2005 году. И это предложение за границей встретило полное понимание, ведь наша страна является одновременно и страной происхождения, и страной транзита, и страной назначения миграции.
На наш взгляд, основная задача данной конференции — закрепить на официальном уровне признание того факта, что ни одна из сторон миграционного процесса самостоятельно не может решить все проблемы, связанные с этим явлением. В пределах Европейского союза существует специальный механизм, позволяющий управлять как потоками миграции, так и комплексным решением возникающих в связи с ней проблем. А вот идея распространения действия этого механизма на панъевропейском уровне вызывает сопротивление, в первую очередь, со стороны самого ЕС.
Впрочем, за последние годы определенные позитивные сдвиги в этом отношении все же произошли. Так, например, Вальтер Швиммер, бывший генеральный секретарь СЕ, подготовил доклад, обосновывающий необходимость создания подобного механизма, еще накануне прошлой конференции по вопросам миграции, которая состоялась шесть лет назад в Хельсинки. Участники конференции доклад заслушали, но идею не поддержали, и изложенную в нем информацию просто приняли к сведению. Правда, через некоторое время СЕ учредил так называемую политическую платформу миграции (формальную структуру, которая действует на протяжении последних четырех лет и объединяет представителей стран происхождения, транзита и назначения миграции). А уже в июне этого года, на совместном заседании Комитета министров СЕ и Европейского комитета по миграции (которое состоялось по инициативе украинской стороны) эта идея получила достаточно серьезную поддержку.
С другой стороны, год назад был подписан меморандум о сотрудничестве между ЕС и СЕ, содержащий весьма внушительный перечень конкретных пунктов. К маю этого года был подготовлен анализ хода выполнения этого меморандума. Так вот областью, в которой практически ничего не было сделано, где прогресс почти отсутствует, оказалась именно область миграции. Поэтому для нас очень важным является активизация сотрудничества по линии ЕС — СЕ в области миграции, которую мы надеемся ощутить по итогам конференции.
— А Европейский союз примет участие в этой конференции на институциональном уровне? И насколько обязательными для выполнения будут ее решения?
— На данный момент уже получено подтверждение об участии в конференции Бриса Ортфе, французского министра по вопросам иммиграции, интеграции, национальной принадлежности и развития сотрудничества, который будет представлять не столько свою страну, сколько Евросоюз (по причине председательствования в нем Франции). Возможно, приедут и члены Еврокомиссии, другие представители Брюсселя.
Что же касается обязательности выполнения решений, то наша сторона предложила достаточно уникальный механизм максимизации результативности этого мероприятия. Накануне конференции в Киеве состоится заседание бюро Европейского комитета по вопросам миграции (так называемого CDMG, в котором страны представлены на экспертном уровне). Затем к двухдневной работе приступят профильные министры европейских стран, основным итогом деятельности которых станет принятие заключительной декларации. Параллельно с ними в работе конференции примут участие и парламентарии, причем не только стран — членов СЕ, но и представители Азии, Африки, которые затем (здесь же, в Киеве) проведут Европейский парламентский форум, организованный профильным парламентским комитетом СЕ совместно с Европарламентом и Верховной Радой Украины. По результатам работы этого форума мы очень надеемся получить конкретные рекомендации в адрес ПАСЕ, которые после их проработки там лягут в основу решений Комитета министров (как известно, они обязательны для выполнения). При работе по такой схеме наработки экспертов, получив поддержку со стороны профильных министров, будут многократно усилены политическим импульсом, поступившим со стороны парламентариев. И в этом случае главное — предложить такие формулировки, которые никто, в том числе и даже такая структура, как ЕС, не смог бы проигнорировать под предлогом «неактуальности». Оптимальным вариантом, в частности, была бы выработка конкретного плана действий.
— Будут ли на конференции подниматься визовые проблемы?
— Думаю, что нет. Во-первых, это очень щепетильный вопрос, который решается путем продолжительных, чаще всего, двусторонних переговоров, а не в условиях конференции 47 стран. Во-вторых, более действенным для дальнейшего европейского миграционного сотрудничества станет достижение консенсуса на уровне министров по вопросу необходимости устранения административно-бюрократических преград, которые стоят на пути регулируемой миграции. Этого, кстати, добиваются и профильные рабочие органы Совета Европы. И лишь после того, как такое решение будет поддержано конференцией, можно уже будет принимать дальнейшие документы более практического направления. Причем визовая проблема, возможно, окажется даже не самой острой в будущих дискуссиях. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о необходимости исправления ситуации, при которой страны — поставщики мигрантов теряют свои лучшие умы и таланты, которые в принимающих странах хватаются за любой неквалифицированный труд. Когда высокопрофессиональные врачи работают сиделками, а программисты — дворниками. А для этого нужно не только решить вопрос о признании дипломов за рубежом, но и организовать управление миграционными процессами. Например, путем открытия странами, нуждающимися в мигрантах, в странах, их поставляющих, языковых курсов. И, наконец, в тех случаях, когда речь идет о регулируемой миграции, необходимо предусмотреть ситуацию возвращения мигрантов на родину. Как правило, они возвращаются с определенным капиталом, новыми профессиональными навыками, опытом, который готовы применить на своей родине. Возможно, самый яркий пример — это британский гостиничный бизнес, который в 60—70-е годы был полностью испано-, итальяноговорящим. Сейчас эти испанцы, португальцы и итальянцы вернулись на родину и обеспечили небывалый прорыв национальному туристическому сектору.
На данном же этапе самое главное для нас следующее: вопросы, которые исключительно важны для Украины, уже есть в повестке дня конференции.
После этого нам надо будет уложиться в пять-шесть лет, чтобы перспективы, открытые этой конференцией, были реализованы на практике.
Дальше разговор о проблемах миграции, являющихся приоритетными для Украины, подхватывает Василий МАРМАЗОВ, заместитель министра внутренних дел.
— Василий Евгеньевич, какие проблемы, связанные с миграцией, являются наиболее острыми для Украины?
— Основная проблема — необходимость выработки концептуальных основ миграционной политики нашей страны. Именно на работу в этом направлении нас и нацеливают сейчас президент, Совет национальной безопасности и обороны. Сегодня можно говорить, что такая концепция уже разработана (совместными усилиями нашего министерства и Минюста). Это достаточно добротный документ, в котором нашли свое отражение как проблемы, существующие в области миграции, так и пути их решения.
Второй пласт проблем, связанных с миграцией, определяется необходимостью реформирования миграционного законодательства, которое существует сейчас в Украине. В принципе оно достаточно разветвленное, но, к сожалению, несколько отстает от времени, ведь процессы, происходящие как в Европе в целом, так и в Украине, ставят уже новые задачи. Поэтому очень важно в процессе работы над самой концепцией и над реформой законодательства учитывать европейский опыт. И с этой точки зрения сотрудничество с Советом Европы, который ведет в данном направлении большую работу, будет для нас очень полезным. Хотя, конечно, проблематика и самой конференции, и вопросы, рассматриваемые комитетом по вопросам миграции в Страсбурге, на первый взгляд, выглядят абстрактнее, носят более глобальный характер, по сравнению с нашим более прагматичным подходом. С другой стороны, все эти проблемы уже завтра возникнут и перед нами. Специфика миграции заключается в том, что это трансграничный процесс и подходить к ней с чисто национальными мерками неразумно. Особенно с учетом той тройственной роли, которую играет наша страна в миграционных процессах, — Украина является одновременно и реципиентом, и транзитером, и поставщиком миграции.
И наконец, третий аспект — это ресурсы. Понятно, конечно, что здесь возможности Украины небезграничны, и справиться с комплексным решением трансграничных проблем можно, лишь привлекая как внутренние, так и внешние источники финансирования. Это абсолютно нормальная практика, поскольку так работает вся Европа и весь мир. И здесь без сотрудничества с международными организациями не обойтись. Это и Совет Европы, и Евросоюз, и Международная организация миграции, с которыми мы тесно сотрудничаем, особенно по вопросам новых центров для беженцев — в Черниговской и Волынской областях. Причем, как показала практика, именно проблемы миграции оказываются той областью, где наши европейские коллеги понимают нас лучше, где сотрудничество приобретает наиболее конструктивные черты, где нам гораздо охотнее идут навстречу в решении наших внутренних проблем. Ведь эти проблемы в значительной мере затрагивают также интересы Европейского союза, в первую очередь соседствующих с нами стран. Естественно, как в любом переговорном процессе, не обходится и без конфликта интересов. Тем не менее достижение взаимовыгодного компромисса вполне возможно, конечно же, в случае проведения осознанной и целенаправленной политики с нашей стороны. Взять даже столь спорный вопрос о плюсах и минусах реадмиссии, реальная оценка которых только лишь начинается. Вы, конечно же, знаете о создании совместного комитета по реализации соглашения о реадмиссии между Евросоюзом и Украиной, где нашу страну представляет заместитель министра внутренних дел Украины. Главное — это избежать ситуации, при которой проблемами миграции занимаются все, на самом деле никто, а обеспечение решения этих проблем происходит по остаточному принципу.
— Знакомы ли вы уже с результатами исследования на тему миграции, которое накануне конференции провели в Украине эксперты Совета Европы?
— Да, мы уже получили его предварительные результаты, но нам еще нужно более детально их проработать. Инициатива его проведения была выдвинута на комитете по проблемам миграции, и была нами полностью поддержана. Наше ведомство оказывало организационную поддержку, а методология была разработана в Страсбурге. До этого в Украине проводились исследования по данной проблематике, но они носили более узкую направленность, охватывая меньшие отрезки времени и затрагивая более ограниченный ряд факторов. Некоторые результаты исследования носят дискуссионный характер, и далеко не все его аспекты подпадают под компетенцию нашего ведомства. С этой точки зрения для нас очень важно участие как в самой конференции, так и в обсуждении полученных в ходе исследования результатов представителей Министерства труда и социальной политики, администрации пограничной службы, Госкомнацрелигии. А в целом возможность взять на вооружение отработанную европейскими экспертами методологию, позволяющую выявить еще только намечающиеся тенденции, весьма перспективна, и чем больше таких исследований будет проводиться в дальнейшем, тем проще нам будет вырабатывать адекватную позицию по наиболее сложным проблемам.
— С какими инициативами вы выходите на эту конференцию? Как бы вы обозначили программу-минимум и программу-максимум?
— Если учесть, что ход подготовки к организации конференции полностью отражает отношение к этой проблеме у нас в стране в целом, то само по себе успешное проведение этого мероприятия уже станет для нас значительным достижением. Вы, наверное, успели заметить, как нас сейчас упрекают в том, что вопросы миграции перебирает на себя милиция. Но, во-первых, Министерство внутренних дел — это ведь не только милиция. А с другой стороны, если бы мы не взяли на себя подготовку к этой конференции, то весь негатив повис бы не на каком-то конкретном ведомстве, а на Украине в целом. Ну и, конечно, не стану скрывать, что наши прошлые и (особенно) настоящие наработки позволяют показать, что именно наше министерство может стать координирующим органом в процессе разработки миграционной политики. И эта конференция, конечно же, дает нам возможность продемонстрировать свои потенциальные возможности, а также адаптировать наш персонал и в первую очередь соответствующие структурные подразделения к существующим европейским и международным подходам. Для нас важно посмотреть на эту проблему именно в панъевропейском масштабе, увидеть место Украины в глобальном процессе. Причем одно дело, когда подобная конференция происходит в другой стране, туда едет наша делегация и привозит оттуда материалы, которые затем предстоит имплементировать в нашу практику. И совсем другое дело, когда обсуждение столь важных проблем проходит здесь, у нас, и представители центральной власти имеют возможность наблюдать за ходом этого обсуждения, налаживать личные контакты, вырабатывать двусторонние механизмы решения частных проблем, строить совместные планы, причем не только с представителями европейских государств. Безусловно, это создает огромный потенциал на будущее.
Что же касается программы-максимум, то Украина проделала большую работу по концептуальному наполнению материалов конференции. И мы очень рассчитываем, что наши предложения будут учтены в итоговом документе, значительная часть которого, как ожидается, будет посвящена гарантиям соблюдения прав мигрантов за рубежом. В частности, путем создания специального механизма мониторинга этих прав. На данном этапе наше ведомство данный вопрос не курирует, однако целесообразность создания единого органа миграционной службы, координирующего работу различных форм власти, становится, как мне кажется, все более очевидной.