UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА И РАСШИРЕНИЕ ЕС: ПРОБЛЕМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

14—15 декабря в Лаекене (Бельгия) планируется важное для всей Европы событие — саммит ЕС, который вы...

Авторы: Михаил Пашков, Валерий Чалый

14—15 декабря в Лаекене (Бельгия) планируется важное для всей Европы событие — саммит ЕС, который выведет на финишную прямую пятый этап расширения Европейского Союза, беспрецедентный как по количеству стран, которые войдут в ЕС в ближайшие годы, так и по глубине преобразований, необходимых для его успешной реализации.

Очевидно, что в «первую волну» расширения не попадут все страны-кандидаты. И все же не вызывает сомнений, что к 2004 г. в Евросоюз войдут отдельные государства, граничащие с Украиной. А это создаст новую ситуацию — непосредственное соседство ЕС с Украиной, что будет иметь для нее важные последствия. Но какие?

Движение ЕС на восток имеет в общем позитивное стратегическое значение для будущего Европы, объективно открывая новые, более широкие возможности сотрудничества между Украиной и Евросоюзом. Но их реализация отнюдь не гарантирована. Более того, в краткосрочной перспективе возникнут и негативные последствия, которые могут усложнить формирование единого европейского экономического и политического пространства. Поэтому в интересах и ЕС, и, прежде всего, Украины совместными усилиями попытаться найти ответы на актуальные вопросы дня сегодняшнего. Какие проблемы могут появиться у нашего государства в связи с расширением ЕС? Какими должны быть механизмы компенсации возможных потерь в отдельных сферах сотрудничества?

Попыткой ответить на эти вопросы стал подготовленный Центром Разумкова специальный выпуск журнала «Національна безпека і оборона» (№ 11), в котором помещены аналитический доклад УЦЭПИ, результаты общенационального социологического опроса, позиции государственных деятелей Украины, мнения руководителей дипломатических ведомств стран — кандидатов на вступление в ЕС, оценки отечественных и зарубежных экспертов. Журнал УЦЭПИ был представлен на международной конференции «Расширение ЕС: последствия для Украины», состоявшейся 15 ноября в Киеве. Примечательно, что оценки экспертов Центра Разумкова заметно отличаются от тех «последствий» расширения ЕС, которыми нас нередко запугивают.

Основные положения аналитического доклада УЦЭПИ мы предлагаем вниманию читателей «ЗН».

Специфика нового этапа расширения ЕС

Чем отличается нынешний этап расширения от прежних трансформаций Евросоюза? По мнению экспертов УЦЭПИ, главное отличие между ними в том, что предыдущие «волны» расширения происходили на более низких уровнях интеграции ЕС, поэтому страны, входившие в Союз, могли принимать участие в формировании его стратегии и институциональной структуры. Причем получение членских билетов было довольно компромиссным, при встречных уступках со стороны ЕС, то есть по сценарию, который вряд ли можно повторить на нынешнем этапе расширения.

Принципиально важным моментом является то, что новый этап расширения происходит на стадии завершения формирования экономического и валютного союза, значительного прогресса на пути создания политического союза, углубления сотрудничества в сфере безопасности. Это особенно усложняет вопрос расширения — как в политическом, экономическом, так и в правовом и процедурном аспектах. Прием новых членов требует существенных изменений в структуре и механизме деятельности ЕС, что, бесспорно, скажется на самом евроклубе, странах-кандидатах, соседних государствах.

Следует отметить, что каждая волна расширения имела свою социальную цену — увеличивалась территория, численность населения и совокупный экономический потенциал Союза, но в то же время — уменьшались экономические показатели в расчете на душу населения. Расширяя свое социально-экономическое и политическое пространство, ЕС жертвует текущими интересами обеспечения максимально высокого жизненного уровня членов Сообщества для достижения стратегических целей.

Решение о пятом расширении ЕС, в отличие от принятых на предыдущих этапах, имело, скорее, политическую, чем экономическую подоплеку, и на сегодняшний день остается серьезным вызовом будущему ЕС. Вступление 12 новых стран (без Турции) увеличит территорию ЕС на 34%, численность населения — на 28%, а совокупный ВВП объединения увеличится при этом лишь на 4,8%. Существенное снижение среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения может вызвать недовольство населения нынешних членов ЕС: снижение жизненного уровня ради неопределенных компенсаций в будущем — довольно спорная формула для прагматических европейцев.

Расширение Евросоюза: как его видят граждане ЕС и население Украины

По последним данным «Евробарометра», отношение населения стран ЕС к расширению Союза неоднозначно и далеко от единодушной поддержки этого процесса. 43% населения стран ЕС согласно с тем, что Союз должен расширяться за счет новых стран-членов; в то же время, 35% опрошенных не поддерживают процесс расширения. Любопытно, что большинство сторонников расширения ЕС живут преимущественно в странах с относительно низким уровнем экономического развития (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Зато в странах — лидерах ЕС (Великобритания, Германия, Франция), заметно влияющих на определение стратегии ЕС, доля сторонников расширения лишь немногим превышает треть. Довольно сдержанно относятся граждане ЕС к возможности получения членских билетов в Евросоюз. Лишь пятая часть респондентов (21%) считают, что ЕС должен быть открытым для всех желающих, а почти половина (44%) допускают такую возможность лишь для отдельных государств (диаграмма «Отношение населения стран ЕС к расширению Союза»).

Учитывая высокий уровень развития демократии в странах ЕС (а следовательно — влияния общественности на позиции политиков) и то обстоятельство, что подавляющее большинство (71%) граждан стран ЕС высказались в пользу отсрочки расширения в случае выявления его негативных последствий, можно отметить, что процесс расширения Союза может стать непредсказуемым, с точки зрения поддержки его общественностью стран — членов ЕС. (Однако, даже учитывая возможные осложнения в процессе расширения ЕС, политическое решение о расширении Европейского Союза уже принято, и вопрос на сегодняшний день лишь в определении стран, которые будут приняты в рамках «первой волны» расширения, и тех необходимых механизмов внутренних преобразований ЕС, которые создадут условия для функционирования расширенного Союза.)

Любопытны также взгляды населения Украины, к границам которой приближается ЕС. Наши соотечественники оценивают процесс расширения ЕС сдержанно позитивно. Наибольшая часть населения (32,1%) уверена, что расширение ЕС улучшит его отношения с Украиной. Только каждый десятый (9,6%) придерживается противоположной точки зрения (диаграмма «Как повлияет процесс расширения ЕС на его отношения с Украиной»).

Желательно, чтобы появление зажиточного соседа — ЕС — на украинских границах стало не усилителем традиционных ожиданий помощи, а стимулом для перестройки собственного хозяйства. Сейчас в обществе имеется потенциал укрепления европейских ориентаций населения. Его может активизировать улучшение сотрудничества Украины с ЕС, странами-кандидатами, а также — их заинтересованность в интеграции Украины в европейское сообщество. Но именно это вызывает у наших граждан заметный скепсис: лишь 18,4% респондентов считают, что страны ЕС относятся к Украине как к потенциальному равноправному партнеру; большинство населения (62,4%) убеждено, что члены ЕС или равнодушны к возможному членству Украины в ЕС (35,4%), или относятся к нему скептически, считая, что Украина не имеет перспектив вступления в ЕС (27%).

В то же время наши соотечественники осознают факт значительного экономического отставания, сдерживающего украинскую евроинтеграцию: наибольшая часть граждан (39,8%) считают реальным выход нашего государства на экономический уровень ведущих стран ЕС лишь через 20 лет. Однако, несмотря на это, большинство из них (66%) убеждены в необходимости вступления Украины в ЕС в течение ближайших 5—10 лет. Видимо, отношение граждан будет определяться не геополитическими преимуществами непосредственного соседства с ЕС, а конкретными результатами сотрудничества с расширенным Евросоюзом и тем, удастся ли минимизировать возможные негативные последствия его расширения для Украины.

Факторы влияния расширения ЕС на Украину в торгово-экономической сфере

Приближение ЕС к украинским границам не дает оснований как для чрезмерно «розовых», так и для драматических сценариев развития экономических отношений. Очевидно, следует трезво признать, что современное состояние украинской экономики и уровень экономического сотрудничества с ЕС не приведет ни к быстрому вступлению Украины в Евросоюз, ни к ее изоляции в случае расширения последнего. Последствия процесса расширения ЕС для Украины будут главным образом определяться, с одной стороны, внутренними институциональными и структурными преобразованиями в Евросоюзе в его расширенном виде, стратегией внешних отношений ЕС на восточном направлении, а с другой — способностью Украины к эффективным институциональным и структурным преобразованиям внутри страны. То есть ключ украинской евроинтеграции следует искать, скорее, не в Брюсселе, а в Киеве.

Членство в Союзе в течение последнего десятилетия не создавало существенных препятствий для развития торгово-экономических связей с другими странами. Переориентация стран-кандидатов на развитие торгово-экономических связей именно с членами ЕС в основном уже состоялась (страны-кандидаты уже сейчас второй по объему торговый партнер ЕС после США, в то время как на ЕС приходится более 65% внешней торговли этих стран). Следовательно, нет достаточных оснований считать, что само по себе вступление отдельных стран в состав ЕС должно однозначно привести к свертыванию их торгово-экономических отношений с Украиной.

Экспортно-импортные операции стран-кандидатов с нынешними членами Евросоюза уже осуществляются на основе свободной торговли, а общий внешний таможенный тариф, к которому присоединятся новые члены Союза, в среднем ниже, чем существующие сегодня национальные таможенные уровни. В то же время в ряде случаев произойдет увеличение уровня тарифной защиты. Особенно это касается стран Балтии. С ними Украина имеет соглашения о свободной торговле, которые должны утратить силу после вступления этих стран в ЕС. Сокращение украинского экспорта в страны региона может достичь 15—20%.

Расширение ЕС может привести к обострению конкуренции между украинскими производителями и предприятиями новых членов ЕС на едином рынке Евросоюза. Но это коснется преимущественно предприятий сектора черной металлургии. Однако это влияние может быть ограниченным — в связи с принятием новыми членами ЕС европейских социальных стандартов и норм защиты окружающей среды. Украина может даже усилить свои конкурентные преимущества в секторах, особенно чувствительных к конкуренции по ценовым параметрам товаров, — ведь в новых странах — членах Евросоюза повысится стоимость производства. Это создает стимулы к перенесению отдельных более простых производств на территорию Украины. Но едва ли подобное развитие можно отнести к благоприятным с точки зрения долгосрочной стратегии Украины.

Позиции украинских производителей продукции с повышенным уровнем добавленной стоимости в коротко- и среднесрочной перспективе существенно не изменятся — учитывая незначительные текущие объемы подобного экспорта в страны-кандидаты. В долгосрочной перспективе они будут зависеть от достижения Украиной европейских технических стандартов и европейского уровня качества.

Позиции украинских аграрных производителей на расширенном рынке ЕС будут зависеть от двух факторов: во-первых, от уровня их соответствия стандартам Евросоюза; во-вторых, от тех изменений, которые произойдут в его Общей сельскохозяйственной политике. В этом контексте Украина должна четко определиться с приоритетными направлениями сближения украинских и европейских стандартов и технических требований, применяемых в сельском хозяйстве.

Расширение ЕС активизирует продвижение своих производителей на рынки третьих стран, следовательно, можно прогнозировать усиление давления в плане открытия украинского рынка.

Расширение Европейского Союза выведет его на первое место в качестве рынка сбыта украинских товаров и на второе — в качестве источника украинского импорта. Это значит, что динамика экономических процессов в ЕС будет довольно заметно влиять на экономическое состояние Украины, учитывая высокий уровень открытости ее экономики. Высокая степень влияния потребует новых подходов к разработке и реализации экономической политики, с учетом тенденций развития мировых хозяйственных связей в целом и экономической конъюнктуры в Европе в частности.

Между тем страны СНГ (прежде всего Россия) еще долго будут удерживать первенство в украинском импорте. Следовательно, внешнюю торговлю Украины будет характеризовать тенденция увеличения присутствия на рынке ЕС, а в импорте в коротко- и даже среднесрочной перспективе (пока не будут приняты меры по радикальному изменению экономической структуры и уменьшению энергоемкости производства) сохранится доминирование стран СНГ, и прежде всего — России.

В общем, корни абсолютного большинства проблем для украинских экспортеров, которые возникнут из-за расширения ЕС, в отставании Украины от стран-кандидатов в сфере рыночно ориентированных социально-экономических преобразований и по темпам экономической и технологической модернизации, влияющей на конкурентоспособность в открытой рыночной среде.

Не являясь членом ВТО, Украина не может эффективно противодействовать применению к ней в перспективе дополнительных антидемпинговых и компенсационных мер со стороны новых членов ЕС. Это еще один аргумент в пользу необходимости вступления Украины во Всемирную торговую организацию, что позволит ей использовать соответствующие международно признанные механизмы защиты своих интересов в этих вопросах.

В связи с расширением ЕС, для Украины становится актуальным решение вопроса об улучшении режима торговли с ЕС в целом. В частности — о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой в полном объеме (а не только в рамках антидемпинговых расследований). В перспективе средством разрешения многих проблем может стать заключение соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС, что предусмотрено действующим Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

Проблемы миграции в контексте расширения ЕС

Движение ЕС на восток будет сопровождаться введением визового режима соседними странами-кандидатами, укреплением пограничного контроля, усилением борьбы с нелегальной миграцией, что затрагивает интересы миллионов наших соотечественников.

Приобретает актуальность в этом плане проблема регулирования трудовой миграции и обеспечения социальной защиты граждан Украины. Ведь введение в странах-кандидатах европейского порядка регулирования этой сферы приведет к ограничению возможностей трудоустройства граждан Украины.

С другой стороны, не секрет, что львиную часть потока трудовых ресурсов Украины на Запад составляет нелегальная трудовая миграция, вызывающая, мягко говоря, проблемность в отношениях Украины со странами ЕС и государствами-кандидатами. (По разным оценкам, в 2000 г. в Польше неофициально работали 60—100 тыс. украинских граждан, в Чехии — около 100 тыс., в Словакии — около 50 тыс.)

В то же время одни лишь запретительные меры со стороны стран ЕС и стран-кандидатов не разрешат проблему искоренения нелегального трудоустройства украинских граждан на их территориях. Ясно, что в ближайшем будущем Украина не сможет своими силами кардинально сократить безработицу и значительно повысить жизненный уровень населения. Поэтому предложение нелегальной рабочей силы из Украины будет существовать и будет стимулировать спрос на нее со стороны теневого сектора экономики стран ЕС.

Очевидно и то, что для преодоления нелегальной трудовой миграции недостаточно усилий Украины (хотя, бесспорно, они должны быть определяющими). Нужно совместно с ЕС и странами-кандидатами комплексно решать эту проблему: от помощи в создании рабочих мест в Украине — до легализации трудовых миграционных потоков путем увеличения соответствующих квот. В среднесрочной перспективе необходимо заключение соглашений Украины с ЕС о трудовой миграции и социальной защите украинских работников за границей.

Усиление борьбы с нелегалами в расширенном евроклубе, установление на его границах антииммиграционных барьеров в виде жесткого пограничного и визового режимов (если не будут активизированы совместные усилия и не увеличится помощь Украине) могут в значительной степени переложить бремя этой транснациональной проблемы на нашу страну. Украина может превратиться в государство — накопитель нелегалов, что будет дестабилизировать ее внутреннюю ситуацию. Вследствие этого возникнет зона нестабильности непосредственно на границах Европейского Союза.

Борьба ЕС с нелегалами требует (sic!) не установления барьеров на западной границе Украины, а приведения в порядок всех границ на востоке Европы и прежде всего — восточных и северных границ Украины, через которые попадает в Украину основной транзитный поток нелегалов.

Введение визового режима может повлиять на свободу передвижения украинских граждан и на уровень их благосостояния (из-за возможного сокращения приграничной торговли) не само по себе.

Визовый режим пересечения границ, процедуры пограничного контроля, меры по ликвидации нелегальной миграции — обычная международная практика. Но в ситуации Украины введение виз сочетается с проблемами внутреннего характера: низким уровнем жизни граждан, вынуждающим их, в частности, к демпингу на рынке труда, участию в криминальном бизнесе и т.п.; недостаточной правовой культурой (поведение наших граждан за границей — тема отдельного и не очень приятного разговора). В частности этим объясняется стремление стран ЕС и стран-кандидатов отмежеваться от Украины барьером виз и жестких процедур пограничного контроля. Поэтому необходимо минимизировать отрицательное влияние этих мер ЕС на украинских граждан — в первую очередь приведение в соответствие со стандартами Евросоюза внутренней социально-экономической ситуации в Украине.

С другой стороны, необходимо осуществить определенные адаптационные мероприятия, прежде чем вводить визовый режим с Украиной: расширить сеть консульских учреждений, упростить процедуру оформления документов, установить оптимальную стоимость виз.

Политические факторы движения ЕС на восток

По завершении нынешнего этапа расширения ЕС западные границы Украины станут восточными рубежами Евросоюза. Это качественно новая политическая ситуация, которая в значительной степени будет определять как характер контактов с нашим европейским партнером, так и перспективы дальнейшего развития Украины.

В интересах ЕС — обеспечить мир и стабильность у своих границ, иметь своими соседями стабильные, демократические и экономически развитые государства с прогнозируемой и дружественной внешней политикой. Поэтому следует ожидать увеличения политического давления ЕС на Украину, прежде всего в направлении укрепления демократических институтов, обеспечения прав человека, свободы СМИ, усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией во властных структурах. Очевидно, это давление будет в наибольшей степени чувствоваться в течение ближайших месяцев, учитывая приближение парламентских выборов в Украине. От их прозрачности, демократичности, соответствия европейским стандартам будут зависеть дальнейшие отношения ЕС с Украиной и перспективы европейской интеграции страны в целом.

Движение ЕС к украинским границам на фоне развития Общей европейской политики безопасности и обороны позволит нашему государству принять более активное участие в укреплении безопасности на континенте. Именно в сфере безопасности Украина уже сегодня может внести реальный вклад в обеспечение стабильности в зоне интересов ЕС — по линиям миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стратегических транспортных перевозок и т.п.

Вступление в ЕС государств, с которыми Украина имеет традиционно хорошие отношения, и получение ими соответствующих квот в руководящих органах Союза может способствовать продвижению украинских интересов в ЕС, позволит использовать наработанные механизмы регионального сотрудничества для углубления контактов с Европейским Союзом.

Следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Расширение ЕС сопровождается углублением сотрудничества Евросоюза с Россией. Следовательно, движение Украины к Европе, кроме прочего, будет определяться уровнем и характером ее отношений с РФ. Это говорит, в частности, о необходимости углубления экономического сотрудничества с Россией для укрепления национальной экономики — как основы реализации собственных политических целей в Европе.

В общем, приближение ЕС к украинским границам объективно укрепляет влияние европейского сообщества на Украину. В политическом плане этот процесс можно считать положительным, поскольку он способствует внедрению в Украине европейских стандартов. В то же время трансформация ЕС может породить немало проблем для Украины. Очевидно, что характер и уровень сотрудничества Украины с расширенным ЕС, перспектива украинской евроинтеграции будут зависеть прежде всего от внутренних трансформаций в Украине, от создания условий для стабильного демократического развития, подъема отечественной экономики.

Как встречать расширение ЕС

По мнению экспертов УЦЭПИ, для получения позитивных результатов и минимизации негативных последствий, связанных с расширением ЕС, следует принять следующие меры.

В экономической сфере

Кабинету министров Украины:

Ё в I квартале 2002 г. проанализировать выполнение Программы интеграции Украины в Европейский Союз, введенной в действие Указом Президента Украины №1072 от 14 сентября 2000 г., с целью: оценки полученных промежуточных результатов; выявления дополнительных возможностей сотрудничества, открывающихся в результате расширения ЕС; определения соответствия целей Программы объемам ее ресурсного обеспечения; поиска дополнительных ресурсов для реализации Программы. По результатам анализа внести коррективы в Программу;

Ё провести дополнительные переговоры с Европейской комиссией, странами — членами ЕС и странами-кандидатами по вопросу предоставления Украине действенной поддержки в ускорении ее вступления в ВТО, ликвидации препятствий на пути вступления, применив к Украине условия, не менее благоприятные, чем были применены к другим странам, получившим в последнее время членство в этой организации (Грузия, Киргизия, Молдова);

Ё одновременно с решением основных вопросов вступления Украины в ВТО создавать основу для активного переговорного процесса между Украиной и ЕС о заключении Соглашения о зоне свободной торговли. При этом следует добиваться согласия ЕС на заключение этого соглашения на временно асимметричной основе, что облегчит доступ украинских экспортеров на рынки стран ЕС, при сохранении временных ограничений импорта отдельных товаров и услуг в Украину, в соответствии с положениям ГАТТ/ВТО. До заключения Соглашения о зоне свободной торговли начать переговоры о частичной либерализации торговли в секторах, представляющих для Украины наибольший интерес (с упором на отрасли, являющиеся основой экспортного потенциала и определяющие перспективы технологического развития Украины). По результатам переговоров разработать соответствующие программы реструктуризации экономики и внешнеэкономической деятельности Украины;

Ё провести переговоры с Европейской Комиссией, странами — членами ЕС, странами Балтии с целью продолжения действия существующих двусторонних соглашений о свободной торговле с Украиной на переходный период (после вступления указанных стран в ЕС и до полной реализации ими всех обязательств, определенных соглашениями о вступлении). Предусмотреть при этом временные исключения в едином таможенном режиме ЕС по импорту товаров в указанные государства из Украины, при условии потребления подобного импорта исключительно в границах таможенной территории соответствующей страны-импортера (с гарантиями недопущения реэкспорта в другие страны — члены ЕС);

Ё усовершенствовать имеющиеся механизмы получения и использования всех форм помощи со стороны ЕС и стран его членов по гармонизации украинского законодательства с европейским и обеспечению институционального развития Украины в соответствии со стандартом ЕС. Провести по этому вопросу общественные слушания; по их результатам разработать предложения и принять конкретные меры с целью повышения эффективности механизмов реализации указанной помощи, в частности по Программе ТАСIS, повышения ответственности за использование полученных рекомендаций в процессе принятия государственных решений;

Ё принять меры по сохранению уровня традиционных товарных потоков между Украиной и ЕС во время и после его расширения, в частности начав консультации и переговоры с Европейской комиссией об увеличении квот на продукцию украинской черной металлургии и на другие «чувствительные» товары, исходя из среднегодовых (в течение последних пяти лет) объемов украинского экспорта подобных товаров в страны—кандидаты на вступление в ЕС;

Ё принять меры по повышению конкурентоспособности украинской транспортной системы. Для этого:

• проанализировать состояние дел в секторе международных перевозок и разработать план мероприятий по приведению транспортных средств и инфраструктуры в соответствие со стандартами и сертификационными требованиями ЕС;

• обсудить со странами—кандидатами на вступление в ЕС меры, которые предотвратили бы падение объемов перевозок и приграничных транспортных потоков;

• принять меры по расширению общей транспортной системы путем развития инфраструктурных сетей (национальная сеть международных транспортных коридоров, пункты пропуска через государственную границу);

• подготовить предложения и провести переговоры с ЕС, Россией, партнерами по ОЧЭС, ГУУАМ, другими международными организациями по наиболее эффективному использованию имеющихся и создаваемых транспортных магистралей.

Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции Украины проанализировать возможные последствия влияния расширения ЕС на пограничную торговлю и внести соответствующие предложения.

Для активного привлечения областей Украины к сотрудничеству в рамках еврорегионов («Буг», «Карпатский», «Верхний Прут», «Нижний Дунай») оказать государственную поддержку развитию региональной инфраструктуры экономической и внешнеэкономической деятельности. Механизм государственной поддержки предприятий в регионах должен быть законодательно приведен в соответствие с нормами ЕС и принципами ГАТТ/ВТО, одновременно обеспечивая защиту внутреннего рынка от импорта, являющегося предметом запрещенного субсидирования.

В сфере миграции
и гуманитарного обмена

Активизировать сотрудничество с ЕС в совместном противодействии нелегальной миграции. С этой целью:

• завершить процесс переговоров, утвердить (в первой половине 2002 г.) и начать реализацию широкомасштабного совместного плана действий Украины и ЕС в сфере юстиции и внутренних дел;

• вступить в Международную организацию миграции (МОМ), в которой Украина является наблюдателем с 1993 г. Полноценное членство обеспечит существенное увеличение информационной, технической и материальной помощи Украине со стороны МОМ в борьбе с нелегальной миграцией;

• инициировать введение в Украине комплексной многосторонней программы стабилизации миграционной ситуации, одним из элементов которой был бы ее мониторинг с участием международных организаций (ЕС, ОБСЕ, МОМ). Это повысило бы возможности привлечения технической помощи ЕС и других международных организаций для усиления материально-технического обеспечения восточной и северной границ Украины, финансирование процедуры депортации нелегальных мигрантов;

• активизировать сотрудничество в рамках Программы TACIS (в частности по важному для Украины проекту оборудования восточных границ).

Верховной Раде Украины:

Ё рассмотреть и принять постановление «Об основных принципах регулирования миграционных процессов»;

Ё ускорить рассмотрение важного, учитывая нынешнюю ситуацию, законопроекта «О порядке предоставления убежища в Украине иностранцам и лицам без гражданства», обращая особое внимание на соблюдение прав человека и на ресурсное обеспечение выполнения этого закона;

Ё внести изменения и дополнения к пункту 6 статьи 18 Закона Украины «О занятости населения», которыми предусмотреть правовую ответственность и механизм контроля над выполнением условий контрактов субъектами предпринимательской деятельности, занимающимися посредничеством в трудоустройстве граждан Украины за границей. Это создаст дополнительные правовые рычаги для борьбы с нелегальным экспортом рабочей силы.

Администрации Президента Украины:

Ё с целью обеспечения комплексности и координации деятельности государственных органов в сфере миграции в течение I квартала 2002 г. рассмотреть возможность и проработать вопрос создания межведомственной комиссии по вопросам миграции. В случае принятия положительного решения подготовить проект соответствующего указа Президента Украины.

Кабинету министров Украины:

Ё усовершенствовать механизмы ответственности юридических и физических лиц, которые с целью личного обогащения предоставляют приглашения на въезд на территорию Украины потенциальным мигрантам;

Ё до конца 2001 г. (в рамках выделенных на этот год средств) совместно с Сумской областной государственной администрацией решить вопрос оборудования лагеря для содержания незаконных мигрантов при Сумском пограничном отряде. В течение 2002 г., в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по борьбе с незаконной миграцией» №22 от 18 января 2001 г., обеспечить (совместно с местными властями) создание в АР Крым постоянно действующих региональных пунктов сбора иностранцев и лиц без гражданства. Рассмотреть вопрос создания дополнительных (кроме единственного сейчас в Украине, в Одесской области) центров временного приема и размещения беженцев;

Ё в течение первой половины 2002 г. провести консультации с правительственными структурами приграничных стран—кандидатов в ЕС с целью разработки совместных программ адаптационных процедур, сопровождающих введение визового режима (установление оптимальной цены визы, расширение сети консульских учреждений, упрощение процедур оформления документов).

Министерству труда и социальной политики Украины совместно с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины и Национальным центральным бюро Интерпола в Украине провести мониторинг деятельности организаций, занимающихся посредничеством в трудоустройстве граждан за границей.

Министерству образования и науки Украины провести проверку деятельности вузов страны в части предоставления ими приглашений на учебу иностранцам.

В политической сфере

Верховной Раде Украины:

Ё внести в повестку дня парламентских слушаний по вопросам реализации государственной политики интеграции в Европейский Союз проблемы влияния расширения ЕС на Украину. По результатам заседания подготовить пакет предложений по этому вопросу.

Министерству иностранных дел Украины:

Ё в рамках Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом провести обсуждение с представителями ЕС негативных последствий расширения Евросоюза для Украины с целью подготовки совместного документа об их минимизации; активизировать переговоры с соседними странами, прежде всего с Россией и Беларусью, о подписании межправительственных соглашений о приеме и передаче лиц, пребывающих на территории государств нелегально (реадмиссии). Синхронизировать этот процесс с заключением соответствующих документов между Украиной и странами — членами ЕС;

Ё выступить с инициативой проведения в первой половине
2002 г. межправительственного форума с участием Украины, Польши, Румынии, Венгрии по проблемам координации национальных визовых политик, минимизации возможных негативных последствий введения визовых режимов на границах с Украиной. Украинской части Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС инициировать обсуждение условий исключения Украины из «негативного» визового списка стран — членов ЕС;

Ё совместно с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, с привлечением руководителей областных государственных администраций приграничных регионов подготовить совместно с венгерской стороной (и другими соседними странами) концепции развития приграничных областей с привлечением финансирования ЕС.

По мнению экспертов Центра Разумкова, реализация этих мер будет способствовать более полному использованию возможностей, открывающихся для Украины с расширением ЕС, и минимизации негативных последствий этого процесса.