Марек Сивец |
Исполняется десять лет, с тех пор как Верховный Совет Украинской ССР торжественно объявил 24 августа 1991 года о создании независимого Украинcкого государства. Вот тот миг, который заставляет задуматься о достигнутом за десятилетие «самостійної» Украины и о результатах стратегического партнерства Польши и Украины. Эти годы были особыми, ведь Украина настойчиво строила собственную государственность, стремилась обрести свое место в современной Европе.
Возникает вопрос: сделано много или мало? Может, нужно было принять еще одно политическое или экономическое решение и тогда для украинского общества открылись бы настежь двери к благосостоянию и демократии? При этом иногда пытаются провести аналогию между процессами преобразований, проходившими в Польше и Чехии, и сравнивают их с темпом перемен в Украине.
Считаю, что это неправильная постановка проблемы, которая противоречит историческому процессу, ведь различными были исходные условия для реформ в Польше и в Украине. Период советской власти в Украине продолжался более семидесяти лет, и тоталитаризм проник во все сферы общественной жизни, эффективно искореняя любые проявления несогласия и самостоятельного мышления. Опустошения в психологическом аспекте были впечатляющими — годы войны, голодомора, сталинских чисток и лагерей, добавились и гитлеровские репрессии. Место идеи государственности и развития украинского народа, о которых мечтали Грушевский и Петлюра, оказалось занято Советской Украиной. Наследие коммунизма, психологическое и экономическое ярмо которого довлеет над Украиной, не удается побороть так быстро, как того хотели бы некоторые оптимисты. Путь к открытому гражданскому обществу не бывает ни коротким, ни простым, не дойти туда и напрямик. Более семидесяти лет реального социализма по сравнению с десятилетием независимости — вот о чем стоит помнить, спрашивая о достигнутом независимой Украиной.
Не сравнить эти семьдесят лет социалистического строя в Украине и с сорока годами социализма в Польше, никогда не знавшей международной изоляции, поддерживавшей связи с государствами несоциалистического лагеря. Наша страна не прерывала контактов с польской диаспорой. Существовали частные хозяйства, многие поляки занимались мелким бизнесом, владели магазинами и ресторанами.
Опыт перестройки польского общества тоже свидетельствует о том, что нельзя сократить пути к становлению гражданского общества. Реформирование системы государственного строя, и прежде всего изменение менталитета требуют чрезвычайного терпения и труда. Эволюция общественного сознания длится дольше, чем хотелось бы реформаторам, да и выдержка общества имеет свои пределы.
И потому мы должны с почтением и пониманием отнестись к достижениям независимой Украины, надлежаще оценить уровень преобразований и трудностей, которые еще предстоит преодолеть. С 1991 года в Украине заложены конституционные и юридические основы для функционирования правового государства. Сколь ни сложны экономические реформы, в Украине наблюдается и экономический рост. Возросла также активность неправительственных организаций. Украина стала признанным и активным субъектом европейской политики. А что самое важное — в независимой Украине уже выросло поколение свободных от идеологических или национальных предубеждений людей, ощущающих себя украинцами и видящих будущее Украины в объединенной Европе.
От добрососедства
к стратегическому партнерству
Появление независимой Украины в 1991 году очень благосклонно восприняла элита, да и, собственно, все население Польши. Польская Речпосполита стала первой страной, уже 2 декабря 1991 года признавшей независимость Украины. Это было проявление убеждения польских политических кругов в том, что в политических интересах — в их глубочайшем понимании — Польше надлежит поддержать суверенитет Украины и предоставить ей всестороннюю помощь в проведении политических и экономических реформ. Стоит подчеркнуть, что скорость, с которой формировалось это убеждение, сделала его своеобразным феноменом. Отчасти это можно объяснить осознанием (учитывая приобретенный опыт) уникальности исторического мгновения, а еще — распространенной среди политиков идеей Мерошевского и Гедройца о необходимости активной восточной политики, направленной на Украину, Беларусь, Литву. Характерной особенностью феномена проукраинской политики является то, что она не зависит от того, как развиваются убеждения политических деятелей.
Благосклонное отношение к молодому Украинскому государству со стороны институтов, имеющих влияние на принятие решений и формирующих общественное мнение, способствовало развитию взаимных контактов, но отсутствие соответствующих регулятивных инструментов между Польшей и Украиной требовало создания договорно-правовой базы. Далее я хотел бы назвать только некоторые важнейшие документы. Во время визита президента Леонида Кравчука в Польшу 18 мая 1992 года был подписан «Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Польшей и Украиной». Он содержал декларацию об общности интересов и запись договора о взаимном отказе от территориальных претензий, а также гарантии уважения прав национальных меньшинств. Это был успех для обеих сторон, и в скором времени польско-украинские отношения стали образцовыми в масштабе региона. 12 января 1993 года представители президентов обеих стран подписали протокол о создании консультационного комитета президентов Польши и Украины для «обмена взглядами и информацией относительно способов развития добрососедского сотрудничества и подготовки соответствующих предложений для президентов обоих государств». Важным событием стало подписание 21 марта 1994 года Межправительственного соглашения об охране памятных мест и погребения жертв войн и политических репрессий. Созданный в феврале 1993 года еврорегион «Карпаты», а также первое заседание Польско-украинской смешанной комиссии по вопросам торговли и экономического сотрудничества в марте того же года засвидетельствовали стремление высокопоставленных чиновников перенести официальные политические заявления в сферу регионального и экономического сотрудничества.
Понимание стратегического партнерства — и, соответственно, отношения между Варшавой и Киевом — все время меняются. В начале нашего сотрудничества особый вес приобрело создание и расширение механизмов политических консультаций. Этот необходимый для обеих сторон процесс построения инфраструктуры взаимных отношений продолжался фактически до 1996 года, а результатом его стали около 70 межгосударственных соглашений и договоров.
Новые открытия
Новые веяния в польской политике относительно Украины появились с избранием в 1995 году Александра Квасьневского президентом Республики Польша. На практике этот выбор означал переход от этапа политических заявлений к совместным действиям обеих стран в политической и экономической сферах. Уже первую встречу в январе 1996 года Александр Квасьневский и Леонид Кучма использовали не только для того, чтобы официально подчеркнуть важность польско-украинских отношений, они также приложили усилия для расширения сферы сотрудничества, договорились о личных контактах и активизации деятельности консультационного комитета президентов Польши и Украины.
Развитие польско-украинских отношений — в том числе и регулярные польско-украинские встречи на уровне президентов — способствует созданию положительного образа наших стран и всего региона, что, без сомнения, стало для Североатлантического альянса одним из аргументов в пользу Польши, когда решался вопрос об ее присоединении к членам альянса. Мероприятия в поддержку нашим государством Украины на международной арене не остаются без ответа. Голос Украины за принятие Польши в Североатлантический альянс был услышан в Брюсселе. Польша со своей стороны призвала к открытости при рассмотрении украинско-польских отношений. Ее членство в альянсе началось с участия в торжественном заседании комиссии Украина—НАТО.
Обмен опытом по вопросам европейской интеграции, продолжающийся между Варшавой и Киевом, помогает странам определить свое место в объединенной Европе и указывает направление действий, необходимых для приспособления к требованиям Европейского союза. В качестве примера этой стороны стратегического партнерства можно вспомнить созыв польско-украинской Европейской конференции в качестве форума для обмена опытом относительно европейской интеграции.
Многочисленные встречи президентов Польши и Украины вызваны не только необходимостью координации внешней политики обоих государств, они создают благоприятный климат для крупных экономических проектов, особенно транспортных. Тематика и характер встреч президентов Польши и Украины — а каждая встреча имела свой отдельный контекст — позволяют проследить развитие определенного видения польско-украинских отношений и его воплощение в жизнь. Как правило, в визитах президента Квасьневского в Украину участвуют польские предприниматели, заинтересованные в сотрудничестве с украинскими партнерами. Польские и украинские бизнесмены — постоянные участники форумов бизнеса под патронатом президентов обоих стран.
Неотъемлемым элементом содействия развитию польско-украинских отношений является деятельность консультационного комитета президентов Польши и Украины. За восемь лет его функционирования проведено двенадцать заседаний, на которых обсуждались ключевые вопросы политики безопасности, экономики и культуры. Комитет активизирует деятельность органов самоуправления Польши и Украины, выступает за сотрудничество СМИ и поддерживает диалог относительно сохранения национальных памятных мест и совместного культурного наследия.
Достижения польско-украинских взаимоотношений
за десять лет
Особым достижением во второй половине 90-х годов стало обогащение польско-украинского диалога проблематикой межчеловеческих связей. Совместная Декларация президентов Республики Польша и Украины о взаимопонимании и единении от 21 мая 1997 года содержала запись о том, что «умалчивание или одностороннее освещение... фактов (совместной польско-украинской истории) не залечат боль обиженных и их близких, не будут способствовать углублению взаимопонимания между нашими народами. Дорога к настоящей дружбе лежит прежде всего через правду и взаимопонимание. Признаем, что ни одна цель не может быть оправданием преступления, насилия и применения принципа коллективной ответственности».
Декларация о примирении не осталась обычной формальностью. Ее основы воплощаются в жизнь. В процессе построения польско-украинских взаимоотношений без стереотипов важную роль играет среда, формирующая общественное мнение, круги научных работников и представители самоуправления. Примером их деятельности является уникальный документальный фильм «Трудное братство», посвященный сотрудничеству Пилсудского и Петлюры.
Диалог об общей, зачастую мучительной истории приобрел форму регулярных встреч польских и украинских историков в рамках международных исторических семинаров «Польско-украинские отношения в 1918—1947 гг.», организованных совместно Всемирным союзом солдат Армии Краевой и Союзом украинцев в Польше. А начало им было положено в 1994 году по инициативе Центра Карта.
Прогресс ощутим также в создании и восстановлении памятных мест и мест погребений лиц, убитых или замученных вследствие войн и политических репрессий как на территории Республики Польша, так и на территории Украины. Президенты обоих государств открыли 23 мая 1998 года памятник узникам лагеря в Явожно в Польше, а 26 июня 1998 года совместно вмуровали документ о торжественной закладке польско-украинского кладбища жертв тоталитаризма в Харькове, Пятихатках. Увековечена память солдат и офицеров армии Симона Петлюры, погребенных на кладбище в городе Калиш-Щипёрны, солдат Галицкой армии, погребенных на Раковецком кладбище, а также украинцев, воевавших за свободную Украину во время Второй мировой войны на территории Пикулице, Корни и Мороховской Завадовки. Открыта памятная доска в честь С.Петлюры в городе Тарнове, а в Варшаве заложен краеугольный камень на месте будущего памятника великому украинскому поэту Тарасу Шевченко. Несмотря на некоторые разногласия, завершаются работы по восстановлению «Кладбища орлят» во Львове.
Трагические страницы истории польско-украинских отношений во время Второй мировой войны перестали быть предметом табу и белым пятном. Научные исследования разбивают стереотипы о «польских панах и украинских гайдамаках», открывают богатство общего культурного наследия.
С другой стороны, наивно было бы утверждать, что нам удалось полностью рассчитаться с общим прошлым — задача выяснить подробности и воздать достойные почести жертвам «кровавых ночей на Волыни», жертвам принудительного переселения в рамках акции «Висла» все еще стоит перед нами.
И можно утверждать, что через десять лет поиска путей примирения поляки и украинцы относятся друг к другу с большим пониманием и открытостью. Это уже не только осознание общих интересов элитными кругами, ныне это — возрастающее взаимное доверие польских и украинских предпринимателей, госчиновников всех уровней, историков, рядовых людей. В этом контексте стоит упомянуть о Награде Примирения, которую получили — первое вручение состоялось во время визита Иоанна Павла ІІ в Украину — не фигуры с первых страниц газет, а люди, внесшие вклад в развитие взаимопонимания двух народов, не произнося при этом торжественных речей.
Другое положительное явление — укрепление в течение последних пяти лет связей между польскими и украинскими неправительственными организациями. К проверенным временем, таким, как форум «Польша—Украина», фонд им. Батори или фонд «Знать, Как», присоединяются новые, например фонд Свободы, в распоряжении которого значительный потенциал и опыт, полученный от Польско-американского фонда развития предпринимательства. Внедрению рыночных реформ (макроэкономических), развитию малого бизнеса и реформе системы самоуправления способствует трехсторонняя Американско-польско-украинская инициатива сотрудничества PAUCI. При посредничестве польских неправительственных организаций, фондов и центров в страны СНГ, в том числе в Украину, в 1999 году поступило около 4—5 млн. долларов США. Это довольно значительная сумма, тем более что гранты направляются на конкретные мероприятия и предоставляются органам самоуправления, журналистам, мелким и средним предпринимателям.
Для большинства польских городов вопрос чести — иметь партнеров в Украине, и это уже не последствия исключительно сентиментальных настроений и ностальгии по бывшим польским окраинам, это прежде всего — рост заинтересованности представителей культурных и экономических локальных общин в связях с соответствующими кругами в Украине. В 1998 году в городе Кельце состоялось первое заседание Форума самоуправления Польши и Украины под патронатом президентов обоих государств. Целью форума было ознакомление наших украинских партнеров с опытом реформы самоуправления. В рамках встреч представителей органов самоуправления организованы экономические встречи бизнесменов, а также художественные акции. «Дни Киева», которые продолжают проходить в Варшаве, позволили варшавянам не только насладиться церковной музыкой в исполнении украинского хора, но и познакомиться с фильмами Параджанова, Киевом времен Булгакова. Польские и украинские организаторы планируют в ближайшее время провести «Дни Варшавы» в Киеве. С января 1999 года в Киеве начал работу Польский институт, и мы надеемся, что вскоре в Варшаве будет действовать Украинский центр культуры и информации. Уже планируем организацию польско-украинского оперного фестиваля и фестиваля рок-музыки. И таких примеров много.
Перспективны и наши совместные образовательные программы. После длительных дискуссий и планирований в этом академическом году начнет свою деятельность Польско-украинский коллегиум в Люблине, который будет зародышем совместного Польско-украинского университета.
В польских учебных заведениях получают образование все больше украинских студентов. Одну только научную стажировку, организованную Кассой имени Юзефа Мяновского, Фондом содействия развитию науки, прошли 600 стипендиатов, из них 300 человек из Украины. Достойна внимания инициатива Конференции ректоров негосударственных вузов, предполагающая предоставление в течение пяти лет 100 стипендий для обучения в Польше молодым людям из Украины. Много предложений может поступить и от украинской высшей школы — как свидетельствует практика, польские выпускники киевских или харьковских вузов чувствуют себя уверенно на рынке труда в условиях рыночной конкуренции.
Новым явлением стало сотрудничество СМИ, которое реализуется в нескольких направлениях. Первое направление — кооперация Краевого совета радиовещания и телевидения Польши с соответствующим украинским учреждением — Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, формально началась подписанием 18 марта 1997 г. договора о сотрудничестве. Второе направление — обмен программами между TVP S.A. (Акционерное общество «Польскоe телевидение») и Национальной телекомпанией Украины. И наконец, третье — это контакты между коммерческими станциями и радиовещательными компаниями. По инициативе консультационного комитета президентов Польши и Украины во время IV Форума бизнеса в Днепропетровске 3—4 июня 2001 года состоялась первая встреча подгруппы представителей СМИ, в состав которой вошли польские и украинские владельцы электронных СМИ. Польские предприниматели в области телевидения и радиовещания считают медиа-рынок Украины весьма перспективным, а работники многих польских радиокомпаний и станций телевидения становятся частыми гостями в Украине.
Следует заметить, что в торговом обмене между обеими нашими странами — несмотря на то, что в 2000 году Польша была всего лишь седьмым экспортным партнером Украины и восьмым по импорту — ныне наблюдается тенденция к росту и преодолению отрицательных последствий торгового кризиса 1998 года. В 2000 году товарообмен достиг 1,3 млрд. долларов США. С одной стороны, это объясняется все большей привлекательностью украинского рынка для польских средних и мелких предприятий, а с другой — расширением торгового предложения Польши. Осуществляются крупные инвестиционные проекты: 19 августа с.г. на трубопроводе Одесса—Броды был установлен так называемый золотой стык, запланированы переговоры о возможном продолжении строительства трубопровода до Гданьска. Почти не замеченной осталась информация о введении в действие 15 мая 2001 года постоянной железнодорожной товарной связи сообщением Гданьск—Одесса. Быть может, экономические контакты между Польшей и Украиной развиваются не так быстро, как говорится в политических декларациях, тем не менее прогресс свидетельствует об укреплении реальных связей в условиях рыночных экономик, к которым идут государства.
В Североатлантический альянс Польша принесла солидное приданое: контакты с Украиной в военной сфере, примером которых является сотрудничество ведомств национальной обороны стран и создание — на основе договора министров национальной обороны от 1995 г. — совместного польско-украинского батальона миротворческих сил. Батальон оценили в Хартии Украина—НАТО как достойный поддержки и подражания пример взаимопонимания и сотрудничества армий Центральной Европы. Проводятся сейчас поочередно в Великобритании и в Украине также польско-украинско-английские учения воздушно-десантных подразделений «Казацкая степь». Важным элементом кооперации обеих сторон была и остается программа «Партнерство ради мира».
Как член Североатлантического союза Польша принимает участие в формировании его политики относительно Украины, польские офицеры в НАТО постоянно сотрудничают с украинскими офицерами из представительства Украины в Брюсселе. Польская сторона усматривает широкие возможности для сотрудничества в сфере военной подготовки. Мы готовы делиться нашим опытом по вопросам гражданского контроля над армией, бюджетного планирования, реструктуризации вооруженных сил и т.п. Имеется потребность и в обмене офицерами в рамках краткосрочных практических учений. После ратификации Верховной Радой Украины договора о совместном польско-украинском батальоне миротворческих сил в июле 2001 года началась его миротворческая миссия в Косове в рамках контингента КФОР, где он получил очень хорошие оценки командования и благосклонное отношение со стороны албанских и сербских жителей Косова. 9 января 2001 года президенты Польши и Украины смогли лично познакомиться с деятельностью польско-украинского батальона в этом городе.
Во время встречи президента Александра Квасьневского с Леонидом Кучмой в городе Казимеж 15 марта 2001 года стороны высказались за создание совместной военной части. В общем в состав польской бригады должен войти батальон украинских войск. Сейчас ведутся необходимые переговоры и технические согласования, которые определят состав части и срок, в течение которого ее организуют.
Прогнозы относительно развития польско-украинских отношений
Нашим странам в ближайшее время предстоят огромные испытания, непосредственно касающиеся процессов, происходящих в мире и на европейском континенте. Глобализация, последствия которой ощущает каждая страна, не позволяет зря тратить время, если мы хотим обеспечить развитие экономики и повышение конкурентоспособности на международном рынке.
Если не будет совместных решений, способствующих достижению открытого гражданского и информационного общества, мы потеряем момент очень полезной для наших стран политической конъюнктуры. Быстрое и плодотворное сотрудничество банковских и страховых учреждений, развитие телекоммуникационных сетей, информационных портов Интернета для передачи данных об юридических и финансовых условиях деятельности потенциальных инвесторов, а также совместная подготовка кадров менеджеров в области новейших технологий — вот те направления, двигаясь по которым, нам удастся сохранить и развить уже накопленный потенциал взаимодействия.
Большим шансом для наших стран является расширение Европейского союза на восток, в том числе вступление в него Польши. В недалеком будущем восточная граница Польши станет восточной границей расширенного Европейского союза, а на границе с Украиной будут введены процедуры, обусловленные Шенгенским договором, являющимся частью acqui communautaire объединенной Европы. Это будет способствовать оживлению движения между Польшей и Украиной и одновременно — усилению борьбы с нелегальной миграцией, организованной преступностью и наркоторговлей. Польская сторона попытается ввести максимально удобную систему выдачи виз. Членство Польши в Европейском союзе открывает для Украины новые возможности в сфере политических и экономических преобразований, в частности внедрения в западных областях Украины экономических достижений наших западных воеводств, граничащих с Германией. Украине нужно приложить все усилия, чтобы не потерять полученный от европейской интеграции шанс.
На практике это будет означать как можно большую активность Украины в деле модернизации государства и экономики, полнейшую реализацию имеющихся демократических институтов, поддержку идеи гражданского общества, расширение сфер деятельности неправительственных организаций. Возможно ли это? — спросит кто-то. На этот вопрос молодые украинцы уже дали утвердительный ответ.