UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА — СТРАНА МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АМЕРИКОЙ

Европа Совсем не так давно французское телевидение крутило рекламный ролик, весьма полюбившийся местному зрителю...

Автор: Юлия Мостовая

Европа

Совсем не так давно французское телевидение крутило рекламный ролик, весьма полюбившийся местному зрителю. Рекламировался новый сорт сыра. Его кусочек переходил от одного члена «приемочной комиссии» к другому, и при этом особого восторга на лицах дегустаторов не было. Однако после заявления одного из присутствующих — «Этот сыр не нравится американцам!» — гурманы из жюри единодушно взметнули таблички с наивысшими оценками... В результате прорекламированный продукт завоевал массу поклонников не только на родине, но и во всех странах Европейского союза, тесно сотрудничающих, но все же недолюбливающих Соединенные Штаты.

Нотки гордости за ЕС прозвучали и в заявлении главы Европейской комиссии Жака Сантера: «ЕС является главным торговым партнером Украины. Наш товарооборот с этой страной в 7 раз превышает украино-американский!» В самозабвении ощущения собственной значимости высокопоставленные чиновники ЕС, очевидно, забыли о существовании украино-российских торговых отношений... Однако о политических повадках России, по всей видимости, в ЕС наконец задумались. Оправившись от эйфории «перестройки», страны развитой Европы сообразили, что «злые и голодные русские» могут стукнуть в дверь и их заповедника благодати. В этом свете Украина, о которой в ЕС еще полтора года назад и слышать особо не хотели, приобрела совершенно иное значение. Нравится нам это или нет, но за нами прочно закрепилась роль потенциального буфера. «Независимого, стабильного, рыночного, демократического», но буфера. Польщенная более пристальным вниманием ЕС, Украина все же не могла удовлетвориться своим незакрепленным европейским статусом. Дело в том, что Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия и Литва, став ассоциированными членами ЕС, получили надежду на полное членство. В Евросоюзе пока, к сожалению, большинство убеждено в том, что расширение ЕС должно проходить по формуле «6 + 3». И похоже, что в Брюсселе особенно не обеспокоены тем, что в результате проведения этой формулы в жизнь Европа будет расколота, не говоря уже о том, что Украина в ее экономические и политические границы просто не попадет. И если с ролью европейского буфера Украина так или иначе могла бы смириться, то с ролью азиатского — увольте. Это вот уже в течение последних двух лет и пытаются объяснить украинские дипломаты и экономисты западноевропейским коллегам. Как известно, дорогу осилит идущий. Главное — документально зафиксировать реально сделанные шаги, чем собственно и занималась в Брюсселе официальная украинская делегация во главе с Президентом Украины Леонидом Кучмой.

«Процесс движения к Евросоюзу начался. Я четко понимаю, что он будет длительным. Для этого необходимы политические и экономические условия. Но на сегодня нам бы хотелось иметь меньше ограничений в экономических отношениях, чтобы благодаря этому мы имели большую возможность решать свои внутренние проблемы. Мои сегодняшние переговоры делают меня в этом отношении оптимистом», — заявил в Брюсселе на пресс-конференции Президент Украины.

В двустороннем заявлении, подписанном Жаком Сантером и Леонидом Кучмой, помимо одобрения Европейским союзом «результатов первых месяцев этого года — снижения инфляции, лучших, чем ожидалось, показателей внешних операций и стабилизации валютного курса, а также прогресса во внешнеторговой и приватизационной политике», оба политика официально заявили о том, что Еврокомиссия «немедленно выделит 85 миллионов экю для предоставления макрофинансовой помощи Украине и немедленно примет меры с целью дополнительной поддержки платежного баланса на сумму до 200 миллионов экю». Господин Сантер напомнил также о намерениях Европейского союза формировать отношения надежного партнерства с Украиной и поддержать усилия страны в направлении рыночной экономики, реформы энергетического сектора и ядерной безопасности «всеми финансовыми средствами, имеющимися в его распоряжении, включая не только макроэкономическую поддержку, но и техническую помощь согласно программе ТАЦИС и финансированию проектов в соответствии с кредитами Евроатома». В свою очередь Леонид Кучма в заявлении пролил бальзам на западноевропейскую душу, подтвердив намерение к 2000 году закрыть ЧАЭС.При этом Президент Украины подчеркнул, что для этого необходима «соответствующая поддержка со стороны международных финансовых организаций, Европейского союза и «большой семерки».

Позитивом, и немалым, является и тот факт, что помимо политического заявления в Брюсселе был подписан и более фундаментальный юридический документ. Украина первой из независимых государств — бывших советских республик — подписала Временное торговое соглашение с ЕС. Временный статус Соглашения обусловлен только тем, что постоянное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Украины с Европейским союзом, подписанное Леонидом Кравчуком в прошлом году в Люксембурге, пока не ратифицировано всеми парламентами стран Сообщества. И ратифицировано, видимо, будет не скоро, поэтому Соглашение, подписанное 1 июня, станет, видимо, лишним свидетельством того, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Вице-премьер-министр Украины, министр внешнеэкономических связей Сергей Осыка выделяет в подписанном документе несколько статей, благодаря которым Соглашение получает статус «крайне важного» и даже, наверное, «исторического». В нем оговорена, в частности, процедура консультаций сторон перед возбуждением антидемпинговых процессов против украинских товарных фирм. По мнению Сергея Осыки, в результате большинство процессов удастся избежать, а часть из более 20 уже начатых — прекратить. Для Украины это достаточно важно, поскольку речь идет о цветных металлах — красе и гордости украинского экспорта. В Соглашении записан также статус наибольшего благоприятствования, который Украина и ЕС взаимно предоставляют друг другу. Ввиду этого Украина получила право квотировать до 15% импорта из стран ЕС, как страна с переходной экономикой и в связи с экстремальными ситуациями, складывающимися в разных секторах экономики. Речь идет о защите отечественного производителя, о которой так много говорят коммунисты. Правда, по словам вице-премьера, правительство не намерено полностью использовать этот механизм защиты, так как наш отечественный производитель, оказавшись вне конкуренции, творит с ценами и качеством продукции такие вещи, за которые в цивилизованном мире безусловно сажают за решетку.

В свою очередь в Соглашении остаются закрепленными квоты на экспорт ряда украинских товаров в Европу, в том числе на текстиль и металлы. Однако два обстоятельства смягчают этот негатив и практически переводят его в позитив. Во-первых, из 108 текстильных позиций в списке квот остались лишь 39, которые, по словам Сергея Осыки, Украина и так не выбирает. Во-вторых, председатель Европейской комиссии Жак Сантер объявил на пресс-конференции, что к 1998 году ЕС намерен создать с Украиной зону свободной торговли, а значит — никаких квот. Это означает, что Украина получит от ЕС статус торгового партнера не хуже, чем все другие страны мира, а это — большой плюс.

Подписанием Соглашения завершился этап борьбы членов украинского правительства с одной из сильнейших в мире бюрократий.

Европа + Америка

Не менее успешно, чем в рафинированном Европейском союзе, Украина решила свои вопросы и в организации, доминантой которой являются Соединенные Штаты.

В прошлый вторник на брифинге в Министерстве иностранных дел было объявлено о том, что если у Президента от посещения ЕС останется время, то он посетит и некоторые другие организации. Понятно, что речь шла не о союзе бельгийских фермеров. Однако, несколько перестраховываясь, дипломаты решили прибегнуть к эвфемизмам и не называть лишний раз НАТО — именно ту организацию, которую и посетил Леонид Кучма, перебрав вместе с Вилли Класом вдвое отведенное протоколом для встречи время...

Последний месяц прошел под знаком активизации отношений между Украиной и НАТО. Причем «активизация» — это тоже эвфемизм, поскольку наблюдателями и политологами всего мира констатируется коренное изменение позиций официального Киева в отношении Североатлантлического блока. Зрело оно действительно давно, а на свободу вырвалось лишь после визита в Украину президента США Билла Клинтона. Именно поэтому резкие заявления секретаря Совета национальной безопасности Владимира Горбулина и более осторожное, но все же всерьез пересмотренное — Леонида Кучмы в Прибалтике, слегка напоминали социальный заказ Вашингтона. Однако и на эти ощущения можно закрыть глаза, ибо активизация сотрудничества с НАТО действительно является необходимой для Украины. Правда, зная это, не мешало бы разработать более точную, расписанную и поступательно конкретную программу развития взаимоотношений между нашей страной и Альянсом не дожидаясь, пока на это дадут добро. Так, если бы Министерство обороны Украины не продержало в своих кабинетах программу индивидуального партнерства с НАТО (ИПП), то Украина имела бы шанс подписать ее давным-давно, не делая это вслед за Россией.

Но так или иначе, в настоящее время сложилась ситуация, при которой активизация украино-натовских отношений и придание им особого статуса (такого же, как получила на этой неделе Москва), представляются весьма реальными. Во-первых, Украину на этом пути и морально, и финансово поддерживают Соединенные Штаты, а, во-вторых, российская исполнительная власть, рискуя накануне выборов накликать на свою голову неприятности, все же, опомнившись, пошла на сближение с Североатлантическим блоком, присоединившись к программе «Партнерство ради мира», закрепив в ее рамках ИПП и получив статус особого партнерства. Именно вследствие российско-натовской оттепели Украина получила большую свободу для маневра. Ожидается, что 19 июня в брюссельской штаб-квартире НАТО министр иностранных дел Геннадий Удовенко окончательно согласует ИПП и обсудит, каким же образом наши отношения могут приобрести в ближайшее время статус особого партнерства. Кроме того, под индивидуальную программу партнерства Соединенные Штаты в целом для стран бывшего Варшавского договора выделяют 100 миллионов долларов. 10 из них достанутся Украине. При этом необходимо отметить, что украинскому истерзанному бюджету контакты с НАТО в рамках ИПП не будут стоить ничего, ибо все военные учения и прочие пункты программы проводятся исключительно за средства блока.

По окончании встречи Леонид Кучма и Генеральный секретарь НАТО Вилли Клас дали короткую совместную пресс-конференцию, в ходе которой Президент Украины повторил свой тезис о том, что ни одна из стран не может иметь право вето на вступление других государств в Североатлантический блок. По мнению Леонида Кучмы, это эволюционный и долгосрочный процесс. Традиционно Леонид Данилович напомнил о своем прошлом ракетчика и сообщил собравшимся, что в настоящее время очень хорошо себя чувствует за одним столом с экс-противником. В ходе пресс-конференции я задала господину Класу следующий вопрос:

— Как вы расцениваете ситуацию, сложившуюся на Черноморском флоте, и возможна ли активизация консультаций между Украиной и Брюсселем в случае ее обострения?

— Президент Украины разъяснил в ходе нашей беседы сложившуюся ситуацию. Я подчеркиваю: у НАТО есть золотое правило — не вмешиваться во внутренние дела. Однако я хочу заострить внимание и на том факте, что международное сообщество признало Украину в существующих границах, поэтому мы считаем, что соседи вашего государства обязаны уважать правила игры. Я надеюсь, что конфликт, имеющий место, будет решен мирным путем.

Зная осторожность, с которой Альянс проводит свою политику даже в отношении конфликтующих между собой членов НАТО (например, Турция и Греция), можно сказать, что заявление Вилли Класа по поводу соблюдения правил игры является весьма конкретным и непрозрачным намеком.

Европа + Америка + Россия

Во многом получив поддержку США, максимально возможно на данный момент закрепившись в Европе, Украина тем не менее мало в чем разрешила свои проблемы с Россией. 9 июня состоится встреча «один на один». И не только потому, что президенты будут встречаться тет-а-тет. Украинские политики неоднократно акцентировали внимание на исключительности геополитического положения Украины. Неоднократно подчеркивали те блага, которые оно за собой может повлечь. Но теперь уже всем ясно, что для того, чтобы их добиться, именно это положение обязывает Украину балансировать хитро и мудро между Америкой, Европой и Россией. И не просто между ними, а играя на их противоречиях и интересах. Всегда оставаясь самими собой, мы должны попеременно превращаться то из «сыра» в «бекон», то из него — в «водку». Лишь при этом условии можно жить сытно, а главное... спокойно.