UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА — ПОЛЬША: ЗИГЗАГИ ДОБРОСОСЕДСТВА

Утверждение нового состава правительства Польши, очевидно, не повлияет на нынешнее состояние украино-польских отношений...

Автор: Сергей Таран

Утверждение нового состава правительства Польши, очевидно, не повлияет на нынешнее состояние украино-польских отношений. Хотя костяк правительства составляют, в основном, левые силы — представители Польской крестьянской партии, Союза демократических левых сил и четыре — социал-демократа (восемь беспартийных), восточный вектор вряд ли займет существенное место в геополитических ориентациях Варшавы.

Парадоксально, но золотое время украино-польских отношений пришлось на период, когда украинская государственность только-только подымалась на ноги.

Еще когда будущие лидеры независимой Украины честно выполняли решения очередного партийного съезда, «Солидарность» уже провозгласила один из самых радикальных своих лозунгов: «Нет свободной Польши без свободной Украины, Литвы и Беларуси». Как только «Солидарность» пришла к власти, поляки помогали Украине — а точнее, лидерам антикоммунистического движения — изданием тогда еще полузапрещенной у нас литературы, через польские «масс медиа» мир узнавал о политической жизни в губернии Щербицкого. Наконец, еще перед декабрьским референдумом Варшава, рискуя поссориться с Москвой, первой в мире признала независимость Украины.

Симпатии Варшавы к Украине нетрудно объяснить. Кроме понятного желания помочь «таким же угнетаемым», поляками руководили и определенные геополитические реалии. Ведь если бы не было распада СССР, Польша «от моря до моря» очутилась бы в весьма неоднозначном окружении: с одной стороны, мощная, только что объединенная Германия, с другой — непредсказуемая Россия-Союз. Но и после распада СССР новообразованные государства Литва и Беларусь оказались не лучшими соседями: с Литвой возникли осложнения из-за ассимиляторской, по версии Варшавы, политики литовцев по отношению к польскому меньшинству, а Беларусь заявила о своих территориальных претензиях (на земли вокруг Белостока). К тому же, уже тогда было ясно, что Минск будет явно поддерживать внешнеполитический курс Москвы. Последняя угроза О.Лукашенка пересмотреть договор о сокращении обычных вооружений в случае быстрого расширения НАТО сейчас это подтверждает.

Украина, которая в
1991 г. еще смотрела на страны Восточной Европы как на экономически равные себе, также была не против создания Балто-Черноморской полосы, где центральное место отводилось бы Польше и Украине. Министр иностранных дел А.Зленко тогда провозгласил о начале «новой главы в летописи украино-польских отношений», а председатель парламентской комиссии по международным связям Д.Павлычко метафорично заявил, что «путь Украины в Европу лежит через Польшу».

Сейчас, однако, можно утверждать, что пока путь Украины в Европу на Польше и закрылся. Просчеты Украины в экономике заставили Запад быстро забыть о недавнем возрожденном гиганте «с потенциалом Германии или Франции». Что касается Польши, то если в 1991 г. она занимала второе место в торговом обороте с Украиной, то в конце 1992-го — восьмое. На конец прошлого года не вошла даже во вторую десятку, а по экспорту Польша занимает для нас тринадцатое место.

Поэтому даже если предположить, что новый состав правительства вдруг и начал бы восстанавливать связи с восточными государствами, вряд ли это ему удалось. Говоря о причинах замораживания экономических отношений между нашими странами, польские предприниматели банально сокрушаются несовершенным законодательством, неконвертируемостью купона, запретом украино-польским предприятиям (а их на 1994 г. было около 150) вывозить из Украины капитал.

Но главное, конечно же, в том, что новое правительство вряд ли захочет дожидаться солнца с Востока. Прежде всего потому, что нынешние лидеры Варшавы вынуждены прежде всего учитывать четко западный курс собственной экономической реформы. Предыдущее левое правительство В.Павляка, в основном, продолжало экономическую политику либерального кабинета Г.Сухоцкой. Маловероятно, чтобы нынешний, тоже «левый» кабинет Ю.Олексы, повернул вспять или хотя бы пытался затормозить «капитализацию» польского общества. Да ведь и отставка В.Павляка, как отмечают польские аналитики, — плод скорее политических интриг, связанных с грядущими президентскими выборами, чем экономических проблем.

Определенные предпосылки к появлению восточных внешнеполитических векторов Варшавы ныне лежат все в той же геополитической плоскости. Если отталкиваться от партийных программ двух крупнейших партий, которые имеют в новом правительстве своих представителей, можно выделить две основные внешнеполитические ориентации. Первая, представляемая СДЛС, указывает на необходимость не спешить со вступлением в НАТО, дабы лишний раз не портить отношения с Москвой. Наиболее радикальные бывшие коммунисты даже предлагают начать переговоры с Россией о заключении военного союза. Другая ориентация, лежащая в основе внешнеполитической программы ПКП, провозглашает курс на создание мощного восточноевропейского государства — скорее центра Восточной Европы, чем члена Европейского союза.

Шансы «левых» концепций, впрочем, довольно невелики. Во-первых, потому, что в польском обществе слишком уж однозначно взят курс на Европейский союз, — ведь и альтернатива прозападному курсу возникла скорее только как реакция, своеобразный временный выход из ситуации, когда Запад не спешит взять страны Восточной Европы под свое покровительство. Во-вторых, воплощать внешнеполитический курс Варшавы будут... люди президента Л.Валенсы. Новый министр иностранных дел В.Бартошевски один из политиков, которых удалось протолкнуть польскому президенту в новое правительство. Активист «Солидарности» 1970—80 гг., экс-секретарь польского отделения Пен Клуба, почетный гражданин Израиля, без сомнения не станет менять прозападной линии вверенного ему ведомства.

Второе немаловажное для внешней политики Варшавы ведомство — министерство народной обороны, — ведь именно на военную интеграцию в структуры НАТО были возложены особые надежды Польши на успех рывка на Запад. Министерство обороны возглавляет З.Оконьски — также подвижник Л.Валенсы.

Таким образом, нынешние перспективы украино-польских отношений зависят скорее от Киева, чем от Варшавы, точнее от того, насколько Украина сможет вписаться в уверенную поступь стран Восточной Европы на Запад, которые, как видно на примере Польши, даже если шагают левой, то все равно шагают вправо...