UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА — ГУУАМ — ТУРЦИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

Образование на территории бывшего СССР признаков биполярной структуры: Таможенный союз («союз четырех») плюс Армения и ГУУАМ («объединение пяти») — реальность настоящего...

Авторы: Владимир Чумак, Анатолий Павленко, Виктор Корендович

Образование на территории бывшего СССР признаков биполярной структуры: Таможенный союз («союз четырех») плюс Армения и ГУУАМ («объединение пяти») — реальность настоящего. ГУУАМ — группа равноправных стран постсоветского пространства, объединяющая государства со сходными (или, по крайней мере, неантагонистическими) политическими и экономическими ориентациями. Участие Украины в ГУУАМ совершенно естественно, учитывая геополитические реалии и экономические перспективы регионального сотрудничества в рамках образования. В то же время восьмилетний опыт существования СНГ доказал, что это Содружество не только не способствовало интеграции или развитию национальных экономик новых государств, но даже не помогло сохранить их экономический потенциал.

В черноморско-каспийском
направлении лежит ряд стран, заинтересованных в реализации эффективного экономического сотрудничества с Украиной. На состояние межгосударственных отношений в Черноморско-Каспийском регионе (ЧКР) в наибольшей степени влияют следующие факторы.

• Российская Федерация. Жизненно важные интересы РФ, связанные с контролем в бассейнах Каспийского и Черного морей, взаимоотношениями со странами Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, борьбой за рынки товаров, сырья и оружия, развитием морской хозяйственной деятельности, использованием сухопутных и морских коммуникаций региона. Поэтому российская политика в ЧКР направлена на восстановление влияния Москвы в регионе, предотвращение доминирования Турции, обеспечение связи Азии с Европой через собственную территорию. Российское влияние в регионе осуществляется с применением дипломатических, экономических, а также военно-политических и силовых способов. Проявление этого — установление отношений особого партнерства с Арменией и Ираном, поддержка сепаратистских движений в Грузии и Азербайджане, сохранение военного присутствия в Молдове, Грузии, Армении, странах Центральной Азии, баз Черноморского флота в Крыму, противодействие любой консолидации постсоветских государств вне СНГ. Но, несмотря на все усилия, РФ постепенно теряет рычаги влияния на государства региона. В распоряжении Москвы остались преимущественно методы экономического и милитарного давления. Образование ГУУАМ и выход ряда его членов из Ташкентского пакта подтверждает потерю Москвой монополии на доминирование в постсоветском пространстве, ослабление геополитических позиций России.

• Турция по темпам экономического развития, наращивания военного могущества вышла на первое место в регионе. Сильные позиции Турции в ЧКР обусловлены ее достижениями в экономическом развитии за последнее десятилетие, членством страны в НАТО и поддержкой со стороны США. Объективно эта страна — главный гарант евроатлантического сообщества, обеспечивает контроль и ограничивает российское влияние на взрывоопасный Кавказ, Ближневосточный и Средневосточный регионы.

• Азербайджан и Грузия. Важность этих стран определяется прежде всего их географией: они будут играть ведущую роль в перспективных проектах переброски каспийской нефти западнее. Именно с сырьевыми запасами Азербайджана связывают, прежде всего, функционирование транспортного коридора, проходящего через Южный Кавказ. Это ключевое звено южного маршрута «Великого шелкового пути». Следовательно, можно ждать повышения веса этих двух государств в региональных делах.

• Узбекистан можно считать главным фактором региональной центрально-азиатской интеграции. Геополитическое положение, значительные экономические достижения последних лет создают объективные предпосылки для регионального лидерства Ташкента, делают возможным его влияние на ситуацию в Афганистане.

В обозримой перспективе эти государства будут определять характер большой геоэкономической игры, разворачивающейся в ЧКР. Острота столкновения региональных интересов РФ и Турции неуклонно возрастает. Анкара последовательно расширяет свое влияние в Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, где проживает более 50 млн. представителей тюркских народов. Распространяется протурецкая ориентация среди мусульман Крыма.

Позиция РФ относительно ГУУАМ. Образование объективно является конкурентом РФ во многих аспектах, поэтому отрицательное отношение к нему со стороны Москвы естественно. В частности, российская критика ГУУАМ касается следующего:

— активного сотрудничества стран—членов ГУУАМ с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», расцениваемого как распространение сферы влияния альянса на постсоветское пространство;

— экономических проектов образования, разрабатываемых вне рамок Экономического союза СНГ;

— нежелания стран ГУУАМ делегировать выполнение задачи обеспечения национальной обороны Оборонительному союзу СНГ, что угрожает свертыванием военного присутствия РФ на территориях новых независимых государств и соответствующим уменьшением ее влияния на них;

— благосклонного отношения со стороны Туркменистана, Грузии и Азербайджана к попыткам Турции восстановить влияние в ЧКР.

ГУУАМ воспринимается Россией еще и как вызов ее попыткам остаться лидером панславянского общества, оставляет один на один в затяжных конфликтах с неславянскими народами Федерации, лишает перспектив доминирования на Черном море. Если Украину признают лидером нового объединения, это еще больше уменьшит роль РФ в Евроазиатском регионе.

Однако членство Украины в ГУУАМ, несмотря на естественное различие стратегических интересов, вовсе не имеет антироссийской направленности. Так, реализация транспортного проекта — лишь дополнение к существующему коридору Восток — Европа (степного маршрута «Великого шелкового пути»). Украинский проект Одесса—Броды—Гданьск транспортирования каспийской нефти от Новороссийского порта может стать и для России дополнительной важной альтернативой в случае ограничений на прохождение танкеров по Черноморским проливам. В полной мере этот проект конкурирует с румынскими и болгарскими предложениями о переброске нефти через терминалы портов Констанца и Бургас, но ни при каких условиях Украина как естественный транзитор не может быть заинтересована в ограничении транспортировки российских энергоносителей в Европу через свою территорию.

Между тем российская демократия объективно должна быть заинтересована в развитии объединения ГУУАМ, способствующего образованию зоны стабильности на южных границах РФ и, таким образом, обеспечивающего функционирование всех транспортных коридоров, а также привлечение российского капитала для строительства новых транспортных маршрутов. Но пока традиционные великодержавные стереотипы определенной части российской элиты мешают именно такому, прагматическому восприятию новых реалий и возможностей. Сегодня Москва заявляет о своем выходе из Бишкекских соглашений о безвизовом режиме перемещения граждан стран СНГ на постсоветском пространстве, она принимает ряд политических, экономических, военных мер, направленных на недопущение расширения ГУУАМ и увеличение влияния Турции в Причерноморье.

Отношения с Российской Федерацией Украина старается строить как равноправный партнер, но пока ей это не очень удавалось. Результаты последних переговоров президентов Л.Кучмы и В.Путина позволяют надеяться, что в обновленном российском руководстве победят практицизм и умеренность в амбициях.

Для Украины особое значение приобретает сотрудничество с Турцией. Она относится к пятерке стран, отношения с которыми в последнее время развивались наиболее интенсивно. Анкара стремится восстановить свое политическое, экономическое, культурное и военное влияние в пределах бывшей Османской империи под лозунгом оказания помощи «новым странам» в их поисках «истинной идентичности, свободной от внешних факторов и давления». Турция входит в Черноморский консорциум, Союз тюркских государств, Организацию экономического сотрудничества — институционализированных форм, повышающих ее региональный статус. Усилению турецких позиций в регионе способствует и собственный положительный опыт модернизации.

После обретения Украиной независимости между Киевом и Анкарой не возникало спорных вопросов. В разрешении проблем военной и экологической безопасности в регионе Черного моря, его демилитаризации заинтересованы обе страны. Интересы Турции и Украины во многом могут совпадать в поиске баланса сил в новой геополитической ситуации, сложившейся в регионе в последние годы. Турция — ключевое государство для Украины в развитии отношений с государствами Средиземноморья и Ближнего Востока. Сближение Украины с Турцией обусловлено взаимной заинтересованностью в транзите энергоносителей, комплиментарностью экономик, сотрудничеством в формате Черноморского экономического сотрудничества и т.п. Регулярные взаимные визиты на высшем уровне, наносимые после обретения Украиной независимости, — добрый знак и залог совершенствования разновекторных добрососедских контактов. Последний визит Президента Украины Л.Кучмы в Турцию в конце ноября прошлого года стал знаковым во многих аспектах.

Так, была пополнена новыми документами договорно-правовая база украинско-турецких отношений, что должно существенно способствовать расширению сотрудничества двух государств в экономической, энергетической, юридической и информационной сферах. По итогам переговоров на высшем уровне в Анкаре было принято девять украинско-турецких документов. Президенты Украины Леонид Кучма и Турецкой Республики Ахмет Сезер подписали Совместное коммюнике. Кроме того, подписаны: Межправительственное соглашение об оперативном оповещении о ядерных авариях; Межправительственное соглашение о правовой помощи и сотрудничестве в гражданских делах, обмен информацией о ядерных установках; Межправительственное соглашение о взаимной защите информации и материалов, обмен которыми осуществляется в процессе сотрудничества в области оборонной промышленности; Межведомственное соглашение о сотрудничестве в области почтовой связи и телекоммуникаций; Протокол о сотрудничестве между Министерствами юстиции Украины и Турецкой Республики; Межведомственный протокол о сотрудничестве в области фармацевтической промышленности; Соглашение о сотрудничестве в области обмена информацией между Украинским национальным информационным агентством Укринформ и Анатолийским агентством.

В ходе переговоров был назван ряд компаний и фирм, уже сегодня планирующих разместить свои капиталы в Украине. Речь идет, в частности, о содовом заводе в Крыму и производстве стекла, реконструкции порта в Одессе, еще нескольких проектах. Как подчеркнул министр иностранных дел Украины А.Зленко, впервые на переговорах прозвучала мысль о разработке долгосрочной экономической программы на 10—15 лет. Оценивая результаты переговоров в Анкаре, руководитель украинского внешнеполитического ведомства отметил, что лозунгом всех переговоров было: «Черное море не разделяет, а объединяет Украину и Турцию». Оно должно способствовать дальнейшему развитию сотрудничества и стабилизации ситуации в регионе.

Имеется общее видение двух государств и в вопросе расширения Европейского союза. Леонид Кучма, выступая перед депутатами Большого национального собрания Турецкой Республики, отметил, что вступление Украины и Турции в Европейский союз даст большой стимулирующий эффект как для них самих, так и для Европы в целом. Глава Украинского государства подчеркнул также, что, открыв дверь перед новыми странами, уверенно провозгласившими свой европейский выбор, ЕС докажет на практике необоснованность, вредность и опасность теорий так называемого «столкновения цивилизаций». Это докажет, что в ХХІ веке общие ценности и идеалы новой эпохи будут значить больше, чем любые искусственно проведенные на карте линии, разделяющие страны и народы по политическим, этническим, религиозным и прочим признакам. Следовательно, резюмировал Президент Украины, европейскому выбору наших государств нет реальных альтернатив.

Украинско-турецкое военно-техническое сотрудничество может получить качественно новое содержание в случае завершения в пользу Украины международного танкового тендера, проводимого Турцией. Украина представила танк Т-84 производства Харьковского завода, оснащенный двигателем в 1200 лошадиных сил, полностью соответствующего стандартам НАТО. Его конкуренты — французский «Леклерк», американский «Абрамс» и немецкий «Леопард-2». Стоимость контракта достигает нескольких миллиардов долларов США. Турецкая сторона намерена не только приобрести тысячу танков, но и создать базу по их производству и обслуживанию на своей территории. «С технической точки зрения, украинский танк превосходит конкурентов, а с финансовой — дешевле», — заявил украинский лидер. По его мнению, если победителем станет другая страна, то этот выбор будет обусловлен не техническими и экономическими преимуществами, а совершенно иными соображениями.

Фактором сближения является стремление Турции помочь Украине с обустройством крымских татар. Турецкая сторона подтвердила, что профинансирует приобретение тысячи квартир для крымских татар-репатриантов, возвращающихся в Украину.

Ключевой целью украинско-турецкого сотрудничества должно стать дальнейшее углубление двустороннего партнерства, поиск путей для наполнения его конкретными делами и проектами. Определенные положительные результаты видны уже сегодня. В этом году заметно активизировалась торговля между двумя государствами. Как свидетельствуют украинские статистические данные, за 10 месяцев прошлого года объемы двустороннего товарооборота увеличились почти на треть. По словам президента Турции А.Сезера, «подъем на еще более высокий уровень наших отношений с Украиной, в которой мы видим не только близкого соседа, исторического друга, но и важного партнера, — одна из основных задач нашей внешней политики». Турция признает важное значение Украины с точки зрения безопасности и стабильности в Черноморском регионе и Европе. Как один из важных результатов переговоров Ахмет Сезер отметил готовность сторон к оценке имеющихся возможностей двустороннего сотрудничества в области энергетики. А торгово-экономическое сотрудничество, по мнению турецкого президента, «отстает от общих желаний». По его убеждению, сторонам следует увеличить объемы торгово-экономического оборота до 2 млрд. долларов. Ахмет Сезер высказался также за необходимость активизации двустороннего сотрудничества в военной, научно-технической областях.

Одобрением маршрутов нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и Транскаспийского газопровода для транспортирования туркменского газа завершился политический этап оформления энергомоста Каспий — Турция — Европа. Созданы объективные предпосылки для усиления позиций Турции в регионе. Следовательно, Анкара в определенной степени конкурент Киева в вопросах укрепления ГУУАМ и транспортирования энергоносителей. В этом контексте не случайна турецкая инициатива о создании пакта по установлению мира и стабильности на Кавказе. Еще одно подтверждение незаинтересованности Турции в проекте ГУУАМ — отсутствие сообщений масс-медиа о том, что эта тема обсуждалась президентами двух государств при их последней встрече.

Для Украины крайне важно обеспечить себе доступ к альтернативным источникам энергоснабжения, иметь собственные рынки сбыта товаров и реализовать свои уникальные естественные возможности государства-транзитора в развитии экономических связей Запада с Востоком. У Киева есть шанс сыграть серьезную роль на постсоветском пространстве в организации новой системы безопасности и стабильности в регионе, создании современных моделей стратегического партнерства с новыми независимыми государствами. ГУУАМ — признак возникновения альтернативных интеграционных процессов на постсоветском пространстве, образование, связанное с поисками взаимовыгодных форм всестороннего сотрудничества.

С подписанием главами государств ГУУАМ в Нью-Йорке 7 сентября 2000 г. совместной Декларации открываются дополнительные возможности для практической реализации декларируемых задач. В то же время дальнейшая интеграция государств ГУУАМ в ситуации, когда два ведущих государства ЧКР не заинтересованы в дальнейшем становлении объединения, требует: широкой международной поддержки, особенно со стороны США и ЕС; создания постоянно действующего координационного органа; законодательного обеспечения эффективного экономического сотрудничества.

Для государств ГУУАМ важно обеспечить условия для восстановления утраченных экономических связей и создания новых, доказать дееспособность организации в достижении декларируемых целей. Первоочередными можно назвать следующие задачи: создание зоны свободной торговли между странами объединения; разработка и реализация совместных экономических программ, а именно транспортных и энергетических коридоров по направлениям Азербайджан — Грузия — Украина — Молдова (для обслуживания пассажиров и грузопотоков, а также снабжения нефтью Украины и Молдовы для реализации важного звена проекта ТRАСЕCА), Китай — Центральная Азия — Транскавказье — Украина — Западная Европа; ускоренное завершение строительства нефтепровода Одесса — Броды — Гданьск.

В соответствии с предварительной договоренностью, 6—7 марта планируется проведение саммита ГУУАМ в Киеве. Известно, что мероприятие будет посвящено формализации и структуризации объединения. Будут приняты соответствующие документы. Следующим шагом, по словам министра иностранных дел Украины А.Зленко, должен стать поиск членами ГУУАМ формулы существования объединения на основе реалий, формирующихся сегодня на региональном уровне и в мире.

Поддержка со стороны евроатлантических структур на этапе становления — важный фактор обеспечения стабильности и безопасности в регионе ГУУАМ. Прежде всего это касается нового члена НАТО — Республики Польша. Сотрудничество ГУУАМ с Польшей будет способствовать не только повышению динамизма, но и созданию целостной субрегиональной Балто-Черноморской зоны сотрудничества и безопасности. Польша, несмотря на определенную географическую удаленность от Черного моря, объективно заинтересована в становлении и развитии как транспортного коридора Каспий — Кавказ — Европа, так и объединения ГУУАМ.

Формирование стратегического треугольника Украина — Польша — Турция может стать основой региональной стабильности Балто-Черноморского пояса, на Южном Кавказе и Центральной Европы в целом. Но если институализация ГУУАМ — вопрос следующих месяцев, то формирование «Балто-Черноморского треугольника» — задача на отдаленную перспективу.