UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА — ЕГИПЕТ: ОТКРЫВАЯ ДРУГ ДРУГА

Украина и Египет заново открывают для себя друг друга. Эта страна, бывшая некогда при президенте Г...

Автор: Антон Крюков

Украина и Египет заново открывают для себя друг друга. Эта страна, бывшая некогда при президенте Гамаль Абдель Насере для Советского Союза одним из столпов его ближневосточной политики, была хорошо знакома украинским специалистам, внесшим большой вклад в сооружение значительной части ее промышленного потенциала, самым известным объектом которого стал Асуанский гидроузел. Последние два десятилетия, после того как Анвар Садат круто изменил внешнеполитическую ориентацию Египта, что продолжил и его преемник, нынешний президент страны Хосни Мубарак, отношение нашей исторической родины к АРЕ стало достаточно сдержанным. Были в значительной мере свернуты широкие к тому времени контакты, начиная от промышленных и кончая туризмом. Хотя в вопросе ближневосточного конфликта приоритеты СССР не менялись, поэтому военно-техническое сотрудничество оставалось «святым делом».

1991 год круто изменил все не только для жителей одной шестой. Совершенно новая геополитическая ситуация не могла не сказаться на Ближнем Востоке, где Советский Союз стремился играть одну из ключевых ролей. Новые государства, возникшие на широких имперских просторах, поспешили, в первую очередь, установить дипломатические отношения с Израилем. Не осталась исключением здесь и Украина, чье первое посольство в регионе было открыто не в Каире, а в Тель-Авиве.

Говоря об открытии друг друга, следует отметить, что Египет предпринимает в этом направлении достаточно конкретные шаги. Невзирая на то, что экономические возможности страны весьма ограничены, с 1992 года при МИД АРЕ действует Фонд технического сотрудничества со странами СНГ, который проводит регулярные семинары для различных специалистов оттуда, с недавнего времени и для журналистов. Относительно продолжительное пребывание в стране позволяет не только познакомиться с ней, но и глубже понять проблемы как ее, так и региона.

Если практически во всех остальных сферах Россия претендует на то, чтобы занять вакуум, образовавшийся после исчезновения СССР, то на Ближнем Востоке эта тенденция пока столь отчетливо не просматривается. Во всяком случае, отношения Каира и Москвы радужными сейчас не назовешь. Египет, являющийся одной из самых влиятельных мусульманских стран, не может приветствовать откровенно просербскую политику России на Балканах. Кроме этого, в Египте помнят, что чеченцы исповедуют ислам. Эти факторы значительно сдерживают развитие отношений между двумя странами. Хотя игнорировать Москву в Каире никто не может и не собирается.

Украина не имеет в своем пассиве подобных антиисламских действий. В эпоху расцвета советско-египетской дружбы она играла особую роль, в первую очередь, в экономических связях. Обретя независимость, она стала для Египта единственными воротами во все пространство бывшего Союза. Следствием осознания этого является заявление начальника управления стран СНГ МИД Египта Омара Эль Фарука о том, что отношения с Украиной являются для его страны приоритетными.

Однако при всех позитивных факторах динамизма украино-египетским отношениям явно недостает. Безусловно, новый импульс им мог бы придать планируемый визит президента Египта Хосни Мубарака в Украину. Приглашение посетить Украину им принято, но, как сообщил тот же О.Эль Фарук, «специфика ближневосточного региона отличается непредсказуемостью ситуации и многими сюрпризами, что делает определение конкретных сроков визита достаточно сложным». С учетом того, что в ноябре планируется проведение парламентских выборов, ожидать Мубарака в Киеве в этом году трудно.

Объем украино-египетского товарооборота гораздо ниже возможностей двух стран. По мнению руководителя одной из крупнейших торгово-промышленных групп Египта «ММ» Салаха Махмуда, причинами такого положения являются нестабильность законодательства и отсутствие финансовой стабилизации в Украине, хотя отмечает, что «мы уже чувствуем первые признаки улучшения экономической ситуации».

«ММ» является едва ли не единственной частной фирмой, которая стремится к развитию сотрудничества с Украиной и обеспечивает треть украино-египетского товарооборота. Причем сотрудничество не ограничивается торговыми операциями. Через несколько недель должен быть пущен тракторосборочный завод в Александрии, который будет собирать из комплектующих завода «Южмаш» 1000 тракторов в год. В дальнейших планах украино-египетского СП, созданного в рамках группы «ММ», — производство тракторов ХТЗ, а также труб.

Наверное, г-ну Махмуду проще, чем другим египетским предпринимателям, ибо не каждый из них может похвастаться хорошими личными контактами с президентом Украины (в бытность свою директором «Южмаша» Леонид Кучма стоял у истоков создания тракторостроительного СП и четыре раза посещал с этой целью Египет). Но вряд ли только этим можно объяснить ту выжидательную позицию, которую занимают другие египетские предприниматели.

Говоря о Египте, следует всегда иметь в виду одно обстоятельство, которое вроде бы лежит на поверхности, но, вместе с тем, иногда забывается. Ни одна страна мира не может сравниться с Египтом по своему возрасту, который перевалил за пять тысяч лет. Знаменитый Карнакский храмовый комплекс был заброшен уже тысячу лет, когда была вырыта первая лопата котлована под фундамент храма Святой Софии. У этой страны за плечами вечность. Может, поэтому ей не хочется никуда спешить. Этот подход к жизни и делам проявляется во всем, от столь раздражающей непривычных людей непунктуальности до медленных и осторожных шагов в деле реформирования собственной экономики. Конечно, спешить лучше медленно, но при этом все-таки надо спешить. Если, конечно, это необходимо.

Темп современного мира диктует необходимость не поспешности, но динамизма. В этом отношении Израиль и Египет, чьи экономики к моменту Кемп-Дэвида были во многом схожи, использовали мир несколько по-разному. Во всяком случае, именно динамизм, в первую очередь, бросается в глаза в Израиле и, соответственно, отсутствие его — в Египте. Это сравнение хромает, как всякое, ибо и помощь Израиль получает большую, чем Египет, и социальных проблем у него несопоставимо меньше. Но, тем не менее, израильские бизнесмены не ждут возможности, а ищут ее. Египетские, даже дождавшись, выжидают.

Вопрос современного состояния израильско-египетских отношений представляется тоже достаточно любопытным. Все-таки прошло уже больше пятнадцати лет с момента подписания мирного договора, установлены отношения в полном объеме. Однако личные наблюдения свидетельствуют, что перелома в сознании людей нет. Более отрадную картину представляют в этом смысле бизнесмены, у которых на первом месте общий бог — Меркурий. Во всяком случае, у того же концерна «ММ» нет никаких предубеждений против торговых отношений с недавним заклятым врагом. Отношение же интеллигенции таково: мир, конечно, лучше войны, но Израиль остается врагом. Робкие попытки высказать другую точку зрения на эту страну вызывают острое неприятие и набор штампов, которым позавидовал бы даже отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Тут можно узнать, что Моссад ежедневно посылает в Египет зараженных СПИДом проституток, что в Израиле находится крупнейший в мире центр по производству фальшивых долларов, сионизм, естественно, фашистская идеология и т.п. И если террорист, взрывающий бомбу на улице Алжира, безоговорочно осуждается, то такой же террорист, но в Иерусалиме, пользуется если не явной, то тайной симпатией.

Упрекать за это людей сложно, в конце концов, если бы на протяжении 17 лет и на памяти нынешнего поколения Украина трижды потерпела бы сокрушительное военное поражение от страны, равной по площади и населению Южной Бессарабии, то вряд ли в Киеве имела бы особый успех тема ее нынешних экономических успехов. Не способствуют взаимопониманию и ставшие недавно известными факты расстрела египетских военнопленных израильтянами в 1956 и 1967 гг. Но вот патриотическая позиция профсоюза журналистов Египта, решившего не иметь никаких профессиональных контактов с израильскими коллегами и даже не направлять в Иерусалим своих постоянных корреспондентов, вызывает отнюдь не уважение, а досаду.

Значительное внимание египетские масс-медиа уделяют тому, что они называют «правильным пониманием смысла и роли ислама». В этом контексте понятен также их интерес к процессам, происходящим в новых государствах бывшего СССР, где ислам исповедует большинство населения. Этим странам Египет оказывает значительную гуманитарную помощь в религиозно-просветительском плане. С этой точки зрения представляется нелишним напомнить, что в Украине тоже есть свои мусульмане, находящиеся сейчас в таком положении, что им не до строительства мечетей, построить бы крышу над головой. Египет мог бы помочь крымским татарам и в строительстве мечетей, и в образовании, и даже в обустройстве, говорит О.Эль Фарук. «Но Египет считает крымских татар частью украинского народа. Поэтому без официального обращения руководства Украины с просьбой о такой помощи он не станет вмешиваться во внутренние дела дружественной страны», — подчеркивает при этом он.

Есть еще и другие моменты, связывающие наши страны, например общая заинтересованность в скорейшем мирном урегулировании на Балканах. Ну а кроме этого, Египет на все времена останется туристской Меккой, где сосредоточены уникальные памятники древнейшей в мире цивилизации, удивительный колорит Каира и Александрии, сочетающих в себе экзотику Востока и современную инфраструктуру, знаменитые курорты на Красном море. Все это при ценах, значительно более низких, чем, скажем, в Израиле. И все это — всего в трех часах полета от Киева.