UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА-ПОЛЬША: ПРИГРАНИЧНЫЕ ЗАМЕТКИ

Микроуровень украинскопольских отношений — двухсоткилометровая полоса вдоль восточной границы Волынской и Львовской областей...

Автор: Алена Гетьманчук

Микроуровень украинскопольских отношений — двухсоткилометровая полоса вдоль восточной границы Волынской и Львовской областей. Здесь не принято заверять друг друга в стратегическом партнерстве, размышлять об адвокатстве в обмен на историческую правду, наталкиваться на бесконечные кордоны секьюрити — неизменного атрибута другого уровня отношений, президентских.

В приграничных районах, которые со следующего года будут на полтысячи километров ближе к Европейскому Союзу, чем Киев, имеют довольно смутное представление о будущем соседе (некоторые особенно «меркантильные» утверждают, что слово «Евросоюз» — от названия единой европейской валюты). Как и о том, почему резко подскочила цена на товар, доставленный намедни с Люблинской оптовой базы, или отчего так закрыты для взаимовыгодного общения стали польские таможенники. Новые реалии выдают себя даже в возросшем количестве репетиторов по польскому языку — который, к слову, никогда не считался здесь престижным. И никакой паники по поводу введения виз. Хотя до
1 октября остались считанные месяцы.

То, что новая граница Европейского Союза — факт ближайшего будущего, на Волыни ощутили как минимум год назад. «Приезжие бизнесмены» начали скупать обанкротившиеся фирмы и склады бывших воинских частей, а польские партнеры — появляться в компании со своими немецкими и австрийскими коллегами. Местные чиновники объясняют это просто: после вступления Варшавы в ЕС западноевропейским предприятиям будет выгоднее перевести часть своего бизнеса с территории Польши в украинское приграничье (из серии: дешевая рабочая сила — дороже всего). Полякам в этом деликатном деле отводится почетная роль посредника (по словам представителя облгосадминистрации — «свахи»). Именно польские бизнесмены, по замыслу местных властей, должны ознакомить осторожных европейцев со спецификой ведения бизнеса в Украине.

Пока что достижением для имеющих приграничные бизнес-интересы являются 111 волынских предприятий, созданных при участии польского капитала. Некоторые из них имеют особые преференции, поскольку зарегистрированы на территории приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности — в городе Нововолынске. А с 3,12 млн. долларов, инвестированных на протяжении последних полутора лет в Волынскую область, свыше 50% приходится на компании соседнего Люблинского воеводства. Ну а чтобы в финансовых взаиморасчетах обходиться без посредничества третьей стороны, поляки создали в Луцке банк «ПеКаО». Таким образом у наших соседей появилась еще и возможность проверять платежеспособность некоторых украинских фирм-партнеров.

Оживление бизнес-контактов между предприятиями резко диссонирует с сокращением частных шоп-туров. На Варшавском рынке в Луцке уже трудно найти человека, который бы отоваривался в Польше. «Стало выгоднее съездить в Киев, Львов или Одессу и привезти турецкий товар. Тот, кто говорит, что продолжает это делать в Польше, просто хочет набить цену», — делятся частные предприниматели. Другое дело — пограничный нелегальный бизнес. Главные действующие лица здесь — так называемые «бензовозы». Схема их работы очень проста: водитель обычной легковой автомашины заправляет полный бак бензина и переезжает границу; в ближайшем польском городке сливает горючее, продает втридорога и возвращается обратно. Все законно, без претензий. Кстати, «горе-бизнесменов» раньше называли «спиртовозами» — главным товаром был спирт.

Особые надежды у местного руководства связаны с новыми проектами в рамках еврорегиона «Буг». Столичные разговоры о том, что этот еврорегион (точно так же, как и пять других) существует только на бумаге, тамошние чиновники воспринимают едва ли не как личную обиду. «Только строительство нового моста через речку Западный Буг чего стоит» — реагируют местные полисимейкеры. И, видимо, по инерции предоставляют список достижений: в рамках проекта «Обустройство международного автомобильного пункта пропуска «Ягодин—Дорогуськ» (осуществляется при посредничестве программы приграничного сотрудничества TACIS) построена подъездная дорога в районе украинско-польской границы, выделено 2,75 млн. евро на возведение соответствующей инфраструктуры в Ягодине, реализуется экологическая программа «Чистый Буг» .

Активно задействованы в украинско-польско-белорусских делах (кроме Волынской области, Люблинского воеводства и двух районов Львовщины, в «Буг» входит Брестская область Белоруси) и англичане. При финансовой и технической поддержке Департамента международного развития правительства Великобритании осуществляется проект «Содействие созданию украинско-польского трансграничного агентства регионального развития». А через Фонд поддержки малых проектов (25 тысяч фунтов стерлингов) Волынь успела подключиться к реализации четырех микропроектов: от установления партнерских отношений между одним из населенных пунктов Шацкого района и уездом Воля Ухруська Люблинского воеводства Польши до основания отрасли агротуризма и реабилитации наркозависимой молодежи. Германская же консалтинговая компания EPOS из города Бад-Хомбург задействована в подготовке проекта по социальной реабилитации детей-инвалидов.

Свою причастность к Большой Европе в украинской части секретариата ощущают благодаря семилетнему членству в Ассоциации европейских приграничных регионов. Более того, членом исполнительного комитета организации сегодня является представитель Украины, руководитель отделения секретариата еврорегиона «Буг» Клавдия Хомюк. Хотя, согласно проверенной информации, на это место претендовали поляки.

Новый статус Польши — новые хлопоты и для руководства еврорегиона. Дело в том, что после вступления наших соседей в ЕС программу технической помощи ФАРЕ, которая распространяется на страны-кандидаты, заменит программа ИНТЕРРЕГ — проект для членов Евросоюза. Намеки официального Киева о необходимости провести чейндж и в Украине — только TACIS на ФАРЕ — не нашли понимания в Брюсселе, поэтому полякам и украинцам придется как-то состыковать TACIS с ИНТЕРРЕГом. Условно говоря, большие деньги с маленькими. Впрочем, в этом нет аномалии: почти десять лет эта же «пара» уживается на российско-финской границе, в районе Северной Карелии.

Волынские должностные лица утверждают, что могли бы быть более убедительными в Брюсселе, если бы Верховная Рада приняла закон о трансграничном сотрудничестве: сегодня руководители еврорегиона вынуждены постоянно апеллировать к Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве. А она, понятно, не может дать ответа на большинство сугубо украинских вопросов.

Еще одна головная боль — обустройство границы. По евросоюзовским меркам расстояние между КПП не должно превышать 16—22 километра. На польско-украинском кордоне оно достигает 130. Уже более двух лет висит в воздухе идея открыть в Волынской области еще два перехода — Морозовичи—Крылов, Адамчуки—Збережне. Кроме того, межгосударственный переход Устилуг—Зосин до сих пор дает зеленый свет только легковым автомобилям. Хотя именно в этом пункте пропуска еще с 1997 года осуществляется совместный паспортный и таможенный контроль — эксперимент, оправдавший ожидания обеих сторон.

Первое впечатление от международного пропуска Ягодин —бесконечные автомобильные очереди — развеивается при более детальном ознакомлении с ситуацией. Оказывается, большинство водителей используют подъездную дорогу к кордону в качестве… обычной парковки: украинцы ждут «своей» смены на таможне. Один водитель рассказал, что ему придется простоять здесь еще около четырех часов, прежде чем начнет проходить пограничные формальности. Причину объяснил так: на польской таможне сейчас смена «ксендзиков», а им на глаза лучше не попадаться. Как оказалось, ксендзиками украинские «бензо-» и «спиртовозы» называют двух польских братьев-таможенников, которые уж слишком ответственно относятся к своим обязанностям. Точно так же замедляется движение, когда на польской таможне появляются специальные инспекторы — на украинской стороне их прозвали черной сотней (из-за цвета формы).

Вообще, жители пограничних районов признают, что в Польшу ездить стали намного меньше: появилась работа и на «рідних теренах». Примечательно, что рабочие места часто дают те, кто раньше успел заработать денег... на той же пограничной торговле с поляками. Сегодня они — владельцы небольших торговых центров и баров-ресторанов в районных центрах (типа Любомля или Владимира-Волынского). К тому же пересекать польский кордон стало еще и небезопасно: едва ли не каждую неделю здесь пересказывают истории о том, как польские власти депортировали жителя того или другого района только за то, что в его сумке была найдена бутылка водки или блок сигарет. Многие погорели на непомерно высоких штрафах. А вот районные власти Любомльского района с недавнего времени представлены на границе постоянно: чиновники посменно контролируют, чтобы в полном объеме взимался экологический сбор. Чего не сделаешь ради наполнения местного бюджета...

Что касается визового режима, то складывается впечатление, будто в Киеве просто нагнетают ситуацию. Как ни парадоксально, но год назад паника среди населения была ощутима, сегодня — все просто смирились с фактом. На оптимистически-официальные заявления о введении бесплатных виз здесь реагируют двузначно. Пессимисты утверждают: стоит только подсчитать, во сколько им обойдется дорога до Луцка и обратно (именно в этом городе будет находиться ближайшее консульство), и станет понятно, что бесплатные визы — «красивая сказка для политиков». Оптимисты же верят: в Киеве и Варшаве смогут договориться о дополнительных льготах для жителей приграничных районов. Недаром же так активно скупаются квартиры в соседних с Польшей городах, срочно меняется прописка. Дом с видом на Европейский Союз скоро станет очень доступным.