UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина — кандидат в члены Евросоюза: пять вещей, которые стоит знать

От чего зависит наше дальнейшее движение к членству в ЕС

Автор: Константин Елисеев

Исторически важное решение Европейского Совета об открытии европейской перспективы и предоставлении Украине статуса кандидата на членство в Европейском Союзе подвело черту под первым формальным этапом процесса вступления нашего государства в ЕС. Украина стала рекордсменом в политике расширения, добившись уникального результата в сверхсложных условиях войны, — преодолела путь от заявки до статуса кандидата за 116 дней!

В чем же заключались основные причины этого «украинского феномена»?

Во-первых, турборежим первого этапа и собственно результат стоит рассматривать как символ и четкий сигнал всему миру о мощной солидарности и единстве западного демократического сообщества с украинским народом в его борьбе с российским агрессором за независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Ибо что отличает Украину образца 23 февраля и Украину 23 июня, с точки зрения соответствия Копенгагенским критериям членства — состояния демократических институтов, рыночной экономики и приближения к законодательству ЕС? Это практически та же Украина. Решающим фактором, который изменил все и создал формулу успеха, стала самоотверженная борьба украинского народа за свою государственность и европейские демократические ценности.

А решение Евросовета стало логичным, справедливым и абсолютно искренним проявлением глубокого уважения со стороны лидеров Евросоюза к жертвенности и преданности украинских военных, волонтеров, добровольцев, рядовых граждан, а также данью памяти десяткам тысяч украинцев, погибших вследствие российского вторжения и военных преступлений путинского режима.

Во-вторых, глубокая эмпатия к украинской борьбе со стороны граждан абсолютно всех стран ЕС, которая нашла подтверждение во многих опросах общественного мнения, побуждала руководство государств к адекватному ответу в поддержку украинских устремлений и стала мощным аргументом для украинской дипломатии в работе с европейскими правительствами.

Читайте также: Американские и европейские лидеры мнений призвали ЕС предоставить Украине статус кандидата

В-третьих, важное значение для успешного быстрого прохождения «украинского файла» по бюрократическим коридорам Брюсселя имели личная политическая воля и позиция лидеров институций Евросоюза — президента Европейского Совета Шарля Мишеля, президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, президента Европейского парламента Роберты Мецолы, Высокого представителя ЕС по иностранным делам и безопасностной политике Жозепа Борреля. Вопрос заявки Украины на членство объединил все институции ЕС и стал делом чести и принципа для его руководства. Фактически для Украины применили уникальную ускоренную процедуру рассмотрения заявки и предоставления статуса кандидата, которая для других стран длилась годами (например, для Албании пять лет, для Сербии и Черногории два года). Особенно важную роль такая политическая позиция сыграла именно на завершающем этапе согласования решения Европейского Совета с отдельными лидерами государств — членов ЕС, которые традиционно скептически относятся к расширению Союза.

В этом контексте стоит высоко отметить вклад президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца, фактически изменивших ход этой сложной для Украины игры.

В-четвертых, следует отметить правильное и смелое решение украинской власти максимально использовать окно возможностей и формально подать заявку на членство в ЕС уже через несколько дней после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Важной стала и дальнейшая ускоренная работа правительственной команды по заполнению опросника Еврокомиссии, что способствовало сохранению темпа положительного решения вопроса.

В-пятых, бесспорно, благоприятную основу для конструктивной позиции Еврокомиссии создала фундаментальная подготовительная работа Украины, продолжавшаяся с 2014 года, и прогресс, достигнутый в процессах политической ассоциации, экономической интеграции и правового сближения с Евросоюзом в рамках Соглашения об ассоциации, безвизового режима, углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли и секторальной интеграции. Нужно напомнить, что сейчас Украина уже достигла существенного уровня интеграции в отдельных секторальных политиках ЕС — авиационной, энергетической, цифровой, транспортной, «зеленой» и т.п.

Что меняет статус кандидата

Если скептикам вообще сложно объяснить добавочную стоимость статуса кандидата для Украины, потому что в таких кругах риторически вопрошают: «а где обещанное ускоренное членство в ЕС?», то для рациональной и патриотичной аудитории следует выделить такие преимущества Украины со статусом по сравнению с Украиной без статуса.

Во-первых, решение Европейского Совета от 23 июня существенно меняет геополитическую карту Европейского континента.

Это решение в первую очередь стало ломкой стереотипов для старой Европы, которая до последнего момента рассматривала ситуацию в нашем регионе сквозь призму российских интересов и перспектив.

И это — едва ли не самое главное — первое зафиксированное поражение путинского режима. Не секрет, что развязанная война имела целью заставить нашу страну отказаться от прозападного курса, а применение силы против Украины — стать уроком для других стран региона. В итоге Россия получила обратный результат, что, безусловно, ударит по путинскому режиму, какой бы позитив он ни излучал. Российские элиты заплатили слишком высокую цену за путинскую ошибку, а выстроенная авторитарная система таких ошибок не прощает.

Украина, Молдова и Грузия получают от Евросоюза четкую европейскую перспективу и обоюдный консенсус по долгосрочной стратегической цели развития отношений — обретении полноправного членства в ЕС согласно статье 49 Договора о ЕС.

Учитывая общий безопасностный и геополитический контекст, есть все основания считать, что такой консенсус поддерживается и освящен и странами «группы семи», и НАТО. А значит, будет получать всестороннее содействие в реализации поставленных задач.

В понимании европейской бюрократии и политической элиты Украина больше не является «серой зоной» между развитым Западом и «диким российским полем».

Это решение также является индикатором того, что западные элиты меняют свое восприятие Украины, Молдовы и Грузии, а в дальнейшем и всех участников «Восточного партнерства» и готовы углублять отношения вплоть до интеграции региона без «страха перед Кремлем».

Само российское вторжение в Украину 24 февраля 2022 года нивелировало те силы в Европе, которые старались сохранить баланс сил и интересов в регионе.

Очевидно, статус кандидата на членство в ЕС создает также более благоприятный фон на Западе для продвижения евроатлантической интеграции Украины.

Еще с 2014 года постоянно повторял, что Европейский Союз является гарантией национальной безопасности Украины, поскольку последовательная реализация европейского курса, с одной стороны, усилит устойчивость нашего государства, а с другой — поддержка ЕС была бы гарантией, что Украина выстоит в войне на истощение, которую Россия развязала еще в 2014 году.

Во-вторых, статус кандидата значительно повышает уровень ответственности, которую на себя берет Европейский Союз, за поддержку Украины в политической, безопасностной, финансово-экономической, социальной и гуманитарной плоскостях. Фактически, открывая перед Украиной европейскую перспективу и предоставляя статус кандидата, Евросоюз берет наше государство под своеобразную опеку, помогая стране восстановить экономику после войны и достичь высоких критериев членства.

Под этим углом зрения новое дыхание должен получить и Фонд солидарности с Украиной, запущенный под патронатом президента Европейского Совета и президента Европейской комиссии. Кроме содействия в послевоенном восстановлении Украины, фонд может быть эффективно использован и для достижения целей предвступительных переговоров.

Также европейская перспектива и статус кандидата на членство в ЕС — это и мощный потенциальный сигнал для международных инвесторов о целесообразности увеличить инвестиции в экономическое и технологическое развитие Украины, по крайней мере в регионы, которые не страдают от активной фазы боевых действий.

В-третьих, статус кандидата значительно повышает уровень ответственности украинской власти и ее подотчетность украинскому обществу. В украинской внутриполитической плоскости будет происходить существенное улучшение динамики и целенаправленности правительственной деятельности, законотворческой работы и внедрения законов. Отныне скорость движения Украины в ЕС будет зависеть большей частью от скорости и качества внедрения реформ и достижения стандартов и критериев членства. Соответственно будет усиливаться и бремя ответственности власти перед обществом по реализации европейской повестки дня.

Кроме этого, отныне политическая дискуссия в Украине, и в первую очередь во время выборов, будет сосредоточиваться вокруг членства в Евросоюзе. Основная борьба будет разворачиваться вокруг проевропейских идей и программ, как быстрее и качественнее выполнить евроинтеграционные задачи и обрести членство.

Статус кандидата также положительно повлияет на возвращение украинцев из-за рубежа в Украину.

В-четвертых, следует ожидать усиления противодействия России динамике вступления Украины в ЕС с задействованием всех рычагов влияния, в том числе в европейских странах.

Несомненно, что этот первый раунд режим Путина проиграл. Не стоит верить словам российского диктатора, что Россия ничего не имеет против вступления Украины в Евросоюз. Путин не может позволить признать, что он проиграл борьбу за кандидатство, и потому просто лукавит. Целью Кремля остается уничтожение украинской независимости и восстановление российского контроля над нашими землями.

В-пятых, предоставление Украине статуса кандидата открывает перед нами новый пласт задач — выполнение определенных Еврокомиссией предпосылок и начало предвступительных переговоров по 35 разделам правовых наработок ЕС.

Читайте также: Что Украине даст статус кандидата в ЕС: названы шесть преимуществ

Факторы, которые будут определять скорость движения к членству в Евросоюзе

Уже сейчас из многих европейских столиц и европейских институций все чаще звучат сигналы, что не стоит рассчитывать на турборежим и ускоренную процедуру при вступлении Украины в ЕС. Говорят о долгих годах переговоров и реформ, приводя в пример другие страны, в частности Черногорию, Сербию и Северную Македонию, которые десятилетиями прокладывают свой путь в Евросоюз.

Первоочередная задача для Украины — быстрое и надлежащее выполнение семи предпосылок, которые определены в Выводе Европейской комиссии от 17 июня и подтверждены решением Европейского Совета от 23 июня. При этом в случае их выполнения до конца 2022 года Еврокомиссия подтверждает формальную готовность рассмотрения возможности дальнейших действий на пути к членству в ЕС. Это будет означать рекомендацию начать переговоры о вступлении.

В то же время вполне очевидно, что для таких переговоров необходимо понимание исходных позиций Украины: состояния экономики и инфраструктуры, численности населения, уровня восстановления территориальной целостности. Поэтому прекращение войны и установление продолжительного мира — обязательное условие дальнейшего движения к членству. Соответственно, понимая это, Кремль будет пытаться максимально затягивать военные действия, используя стратегию контролируемой войны на истощение и дестабилизацию ситуации в Украине. При таких условиях и Киеву, и нашим лоббистам в Евросоюзе будет очень сложно обеспечить консенсус или квалифицированное большинство (в случае реформирования системы принятия решений) при рассмотрении государствами — членами ЕС перспективы перехода на следующие этапы обретения членства.

Отдельным проблемным вопросом и значимым фактором при определении длительности процесса интеграции Украины в ЕС являются внутренние реформы и абсорбционная способность самого Евросоюза, о чем говорили в последнее время и президент Франции, и канцлер Германии.

Проблемных рифов с потенциальным присоединением Украины возникает много: это и огромные нагрузки на Общую сельскохозяйственную политику Евросоюза, в частности размеры выплат украинским фермерам, это и объем выделенных Украине средств из структурных фондов ЕС, учитывая самый низкий уровень ВВП на одного человека в Украине среди потенциальных государств — членов ЕС, это и представительское участие Украины в институциях ЕС, в частности в Еврокомиссии и Европарламенте (при нынешних условиях наше государство могло бы рассчитывать на 50–60 депутатских мандатов). Речь идет и о необходимости отказаться от принципа единогласности при принятии внешнеполитических решений и перейти к принципу квалифицированного большинства. А самым чувствительным вопросом для многих стран Западной Европы, возникающим в контексте потенциального членства Украины в ЕС, является дальнейшее усиление позиций центрально- и восточноевропейского блока государств новой Европы в процессе формирования и принятия решений в ЕС.

Четвертый фактор, который следует учитывать Украине при планировании последующих действий, — избирательные периоды и смена руководящего состава в Евросоюзе.

Очевидно, действующее руководство учреждений Евросоюза — и Шарль Мишель, и Урсула фон дер Ляйен, и Роберта Мецола — искренне преданны поддержке нашего государства и в борьбе с российским агрессором, и в сближении с Евросоюзом. Также максимально конструктивен сейчас и действующий состав Европарламента.

Следующий избирательный цикл в Евросоюзе запланирован на 2024 год. Аналогичные процессы будут происходить и в Украине. Поэтому представляется логичным приложить все силы и Киеву, и Брюсселю, чтобы своевременно сделать еще один стратегически важный шаг в обретении членства в ЕС и одобрить решение о начале предвступительных переговоров к следующему избирательному циклу в Украине и ЕС в 2024 году.

Также при стратегическом планировании следует учитывать и возможность финансового обеспечения процесса расширения со стороны ЕС. Речь идет о рамках многолетней макрофинансовой перспективы Евросоюза. Сейчас действует семилетняя перспектива 2021–2027 годов, не предусматривающая достаточных финансовых ресурсов для ускоренного решения вопроса вступления Украины в ЕС.

И последним ключевым фактором, который будет влиять на динамику сближения Украины и ЕС, станет способность украинской власти продолжать эффективную реализацию Соглашения об ассоциации, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли. С локализацией боевых действий и постепенным возвращением к мирной жизни важной задачей для власти будет обеспечение верховенства права и предотвращение возврата к старым политическим закулисным играм. Внутренний раздор — именно то, чего ожидают друзья Кремля для дискредитации и торможения нашего европейского выбора.

Принципы и механизмы, заложенные в Соглашении, уже позволяют при наличии политической воли в Украине и Еврокомиссии двигаться к достижению критериев членства и приближению украинского законодательства к европейским правовым наработкам.

В связи с этим нужно максимально эффективно использовать продолжающийся процесс пересмотра Соглашения и его обновления для осуществления «квазискрининга» украинского законодательства. Это значительно сократит продолжительность соответствующих процедур в рамках предвступительных переговоров.

Получение статуса кандидата стало исторической стратегической победой Украины, что начало формальный процесс вступления нашего государства в Евросоюз. Скорость и темпы нашего движения зависят не только от способности обойти внешние рифы, но и в первую очередь от способности украинской власти и общества сохранить национальное единство, победить в войне с путинским режимом и внедрять системные целенаправленные реформы. Окно возможностей для украинской евроинтеграции будет оставаться открытым как минимум до 2024 года. Поэтому наша общая задача — максимально использовать для эффективности украинской государственности.