UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина и Европейский зеленый курс: мы за или против?

Почему нам не следует отказываться от предыдущих планов, а наоборот, стоит удвоить ставки.

Авторы: Андрей Чубик, Олег Савицкий

В декабре 2019-го новый руководитель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен официально представила Европейский зеленый курс. Это план действий, цель которого - сделать всю Европу климатически нейтральной к 2050 году. В документе очерчена стратегия декарбонизации Евросоюза во всех секторах: в следующие 30 лет антропогенные выбросы парниковых газов от энергетики, промышленности, транспорта и землепользования планируется полностью сократить. До 2030 года ЕС планирует потратить более 1 трлн евро на воплощение трансформационных изменений в экономике, на энергетический переход, диджитализацию и построение новой "умной" инфраструктуры. А в феврале 2020-го бывший вице-премьер-министр по европейской и евроатлантической интеграции, а сейчас министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил о планах присоединения Украины к Новому зеленому курсу ЕС. Он тогда заметил, что по итогам Совета ассоциации Украина и ЕС согласились сотрудничать в сфере декарбонизации и защиты окружающей среды, а в итоговом совместном заявлении эти усилия определены как часть Европейского зеленого курса.

Ожидалось, что на протяжении 2020 года ЕС разработает и начнет реализовывать ряд инициатив, которые прямо или опосредованно будут влиять на развитие экономики и промышленности Украины. Сейчас эти планы под угрозой из-за чрезвычайных мер, связанных с пандемией коронавируса, внезапных изменений в составе украинского правительства и кадровых перестановок.

Одним из неотложных вызовов, стоящих перед ЕС, является подготовка пакета макрофинансовой помощи для преодоления экономического спада после пандемии коронавируса. И хотя ряд политиков отдельных государств-членов заявили о необходимости отказаться от амбициозных планов низкоуглеродного развития, предложенного действующим составом Европейской комиссии, Европейский зеленый курс считают наиболее оптимальной базой для такой помощи. Преимуществами этого подхода станет четкий политический сигнал для бизнеса и национальных правительств направить финансовые и управленческие усилия на достижение амбициозных климатических целей к 2030 году.

В этих условиях Европейский зеленый курс является революционной инициативой, но ее составляющие не есть чем-то абсолютно новым. Масштабная цель к 2050 году - уменьшить антропогенные выбросы парниковых газов в Европе до нуля - требует всеобщей мобилизации общества и глубокой трансформации экономики. Это целостная экономическая парадигма, объединяющая в единую систему уже отработанные меры и придающая им мощный импульс: повышение энергоэффективности, цифровизация сервисов и развитие индустрии данных, переход на возобновляемые источники энергии, замещение неорганизованного автотранспорта новыми логистическими системами и сервисами мобильности, стратегическое финансирование на исследования, новые технологии и поддержка инноваций. Это также означает усиление государственного регулирования, введение более жестких ограничений на загрязнение окружающей среды и установление цены на выбросы углерода во всех секторах.

Кроме известных мер и регуляторных инструментов, Новый зеленый курс включает принципиально новые элементы, которые наряду с сокращением выбросов парниковых газов помогут сделать экономику и общественную жизнь более устойчивой.

По мнению исследователей американского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic&International Studies, CSIS), Европейский зеленый курс окажет глобальное влияние на мировую экономику. Они выделяют следующие ключевые аспекты этого влияния:

1. Это наиболее комплексный и системный на сегодняшний день документ, определяющий условия для функционирования современной экономической системы при нулевых по совокупному результату выбросах парниковых газов. В частности, речь идет о дальнейшей реализации мер по энергоэффективности, усилению ответственности за выбросы, финансированию низкоуглеродных технологий и защите европейского бизнеса от конкуренции с углеродо-высокоемкими производителями из других стран.

2. Европейский зеленый курс предполагает радикальную перестройку экономики при одновременном создании специального Фонда для справедливого энергетического перехода (модель развития добывающих регионов, предусматривающая достойную жизнь и честный заработок всем работникам и сообществам, на которые окажет влияние процесс отказа от ископаемого топлива). В этом ЕС сталкивается с риском нерационального использования части средств по требованию государств-членов на реформирование угледобывающих регионов. CSIS рекомендует замещать рабочие места в углеродо-высокоемких отраслях с проведением экономических и социальных оценок по развитию перспективных видов бизнеса и занятости, а также софинансирование со стороны государств и частных компаний.

3. Евросоюз может за три-пять лет продемонстрировать всему миру эффективность реализации мер в рамках низкоуглеродного энергетического перехода, а именно: что поэтапное закрытие угольных шахт и угольных электростанций не приводит к упадку соответствующих регионов, а отказ от добычи - к финансовым потерям в общегосударственных масштабах. Такой пример станет одним из самых убедительных доказательств для США, Китая и стран Азии повторить подобную политику на национальном уровне.

4. Европейский зеленый курс базируется на современных достижениях в сфере диджитализации, на гармонизации регуляторных и рыночных правил, увеличении и объединении рынков, защите интеллектуальных прав и высоких экологических стандартах, а также предлагает строить новые экономические отрасли на принципах устойчивого развития и циркулярности.

Этим он существенно опережает американский подход, где экономические преференции предоставляются устойчивым индустриям, но суживается поле для развития новых, а также китайский подход, где промышленный рост продолжительное время не считался с негативными последствиями для окружающей среды и людей.

5. Европейский инвестиционный банк планирует выделять не менее 50% своих инвестиций до 2025 года на принципах соответствия климатическим целям ЕС и экологической устойчивости развития. Вследствие этого появится первый в мире финансовый институт такого масштаба, который настолько четко будет работать в интересах защиты климатической политики ЕС. В свою очередь, возможность получить выгодные климатические займы будет стимулировать потенциальных заемщиков готовить качественные проекты, а другие крупные финансовые учреждения - следовать примеру ЕИБ.

6. Предложение ввести импортные пошлины для выравнивания углеродного следа товаров способно повлиять на функционирование Всемирной торговой организации и с помощью "мягкой силы" перенести европейский подход на глобальный уровень, введя его в систему правил мировой торговли. Соответствующие политические консультации могут начаться уже в следующем году, сразу после окончательного формирования и утверждения Европейского зеленого курса.

7. Превращение ЕС в источник низкоуглеродных товаров подтолкнет его торговых партнеров тоже перестраивать собственные производственные мощности и энергетический сектор с целью достижения соответствия требованиям по уровню углеродного следа. Таким образом Евросоюз запустит еще один глобальный механизм содействия низкоуглеродному переходу.

8. Европейский Союз может стать движущей силой формирования глобальных стандартов измерения углеродного следа товаров и услуг, разработки соответствующих технических устройств, методологий и программного обеспечения. При этом так называемый электронный паспорт продукта (electronic product passport), как планируется, будет включать информацию о происхождении, производстве, возможности для ремонта и демонтажа, а также о затратах на окончательную утилизацию с сопутствующими расчетами выбросов парниковых газов. Этим будет создан еще один глобальный стимул для циркулярной экономики.

Европейский зеленый курс также может стать первым кодексом правил для создания и функционирования циркулярной экономики в рамках единой гармонизированной системы технических стандартов. В отличие от существующих на сегодняшний день во многих государствах мира частичных стимулов, этим будет оказано фундаментальное влияние на многочисленные производственные процессы с целью обеспечения максимальной продолжительности жизненного цикла продуктов и их возможности для ремонта и повторного использования, а также максимального отодвигания времени их утилизации. Все это радикально повысит экономическую эффективность использования ресурсов и создаст невиданное на сегодняшний день сокращение объемов образования отходов и выбросов в атмосферу.

Европейский зеленый курс будет содействовать не только экономическому восстановлению ЕС, но и росту его геополитической роли как инициатора и тестовой площадки для новейшего подхода к современной промышленной политике на принципах циркулярности и устойчивого развития. Формирование климатически-нейтрального пространства с четкими правилами торговли и соответствующими требованиями к производителям создаст эффект "мягкого влияния" как на торговых партнеров, так и на международные институты, прежде всего на ВТО. Такая политика может стать стимулом для других крупных игроков - США, Китая, азиатских стран, а также будет способствовать увеличению объемов доступных финансовых ресурсов для финансирования климатически-нейтральных проектов.

Европейский зеленый курс уже начинает действовать как катализатор геополитических изменений. Для экономического восстановления после глобальной пандемии COVID-19 Европейский Союз, в отличие от США, имеет долгосрочную стратегию и комплекс инструментов для глубокой структурной перестройки энергетики и других отраслей, а также все шансы взять на себя роль глобального экономического лидера.

Украина также должна восстанавливать экономику и создавать средне- и долгосрочные ориентиры для бизнеса и общества. Представленная в январе Концепция зеленого энергетического перехода, подготовленная Министерством энергетики и защиты окружающей среды, была призвана стать таким указателем. Но сейчас существует риск того, что воплощение концепции в долгосрочные планы и программы будет отложено в связи со сменой правительства и приоритизацией кризисного менеджмента на латание дыр.

Это угрожает Украине тем, что мы потеряем уникальный исторический шанс перевести экономику на принципиально новые рельсы и стать частью развития обновленной "зеленой" Европы. Без долгосрочного видения и последовательного, целостного подхода к формированию государственной политики (в том числе энергетической, индустриальной, цифровой) судьба ключевых отраслей экономики и будущего государства окажется под угрозой новых кризисов и поражений, которые неизбежны при продолжении фрагментированного "лоскутного" курса.

Отказ от уже взятых обязательств перед ЕС в рамках существующих соглашений ради краткосрочных "лоскутных" решений в энергетике и других отраслях не только не решит проблемы, копившиеся десятилетиями, но и может перекрыть возможности для получения финансовой и технической помощи.

Вместо этого украинская власть на всех уровнях должна создавать условия для расширения технического и научно-исследовательского сотрудничества с институтами ЕС и обращаться к лучшему опыту построения диджитализированной, эффективной, социально справедливой и дружеской к окружающей среде экономики самых успешных европейских городов и регионов.

Все статьи Андрея Чубика читайте тут, Олега Савицкого - тут.