UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА, ЯПОНИЯ И ПОЛЕЗНЫЕ СОСЕДИ

Дипломатическое затишье в отношениях между Киевом и Токио прервано министром иностранных дел Японии...

Автор: Алена Гетьманчук

Дипломатическое затишье в отношениях между Киевом и Токио прервано министром иностранных дел Японии. Визит Йорико Кавагучи состоялся после продолжительных мидовских сверок и должен был символизировать реанимацию японско-украинского сотрудничества. Задача не из простых: со времени визита в Токио Л. Кучмы и открытия в Стране восходящего солнца нашего посольства — а это события семилетней давности — контакты между Украиной и Японией свелись к технической помощи и культурным грантам.

Неоднократные попытки возобновить политический диалог (речь шла о возможном визите в Токио А. Зленко и повторном турне на японские острова Л. Кучмы) успехом не увенчались. По имеющейся информации, Леонид Данилович не успел познакомиться с нынешним премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми по довольно банальной причине: список глав государств, которые хотели бы посетить Токио настолько большой, что предоставлять право визита президенту со столь неоднозначной репутацией в Японии просто не рискнули.

Да и внешнеполитические приоритеты на постсоветском пространстве у японцев немного другие. Подход к новым независимым государствам четко определен формулой «дипломатия шелкового пути». Это значит, что акцент в Токио принято делать на азиатскую часть СНГ (в тот же Узбекистан японские инвестиции уже превысили 1 млрд. долл., в Украину — 3,83 млн. долл.) Положительный мессидж для нашей страны состоит в том, что в последние несколько лет (по некоторым данным, с 2001 года) Украина перестала рассматриваться в японских кабинетах в связке с Россией и начала все больше фигурировать как будущий сосед Евросоюза. Отсюда — намерение некоторых японских компаний частично перевести свое производство из некоторых восточноевропейских стран (читай — будущих членов ЕС) в Украину. Точно так же, как и расширить за счет нашей страны рынок сбыта товаров, производимых в Центральной Европе. Есть информация, что с ознакомительными визитами в Киев уже не раз наведывались представители автомобильного завода Suzuki в Венгрии. Стоимость рабочей силы в этой стране — около 7 долл. в час — уже сейчас бьет по кошельку японских предпринимателей. Рассматривают возможность закрепиться на украинском рынке японские компании Yazaki и Ykk.

А падение курса йены по отношению к доллару играет только на руку японским импортерам: товары с клеймом Made in Japan становятся более конкурентоспособными. Так, лишь за два месяца этого года поставки японских легковых автомобилей в Украину увеличились вдвое.

Своеобразным украинским лобби в Японии принято считать клуб «Днипро». Среди его членов — политики и бизнесмены, которые интересуются Украиной: генеральный секретарь парламентской ассоциации японско-украинской дружбы Хакуо Янагисава (бывший замминистра иностранных дел), глава японско-украинского комитета по вопросам экономического сотрудничества и исполнительный директор компании Marubeni Хидей Тайда, консультант JBIC и бывший советник украинского Эксимбанка г-н Мадоно. До конца года в немецком Дюссельдорфе должна состояться презентация украинской экономики для приблизительно 120 японских компаний, ранее запланированная на сентябрь.

Впрочем, говорить о каких-то доверительных отношениях между бизнесменами пока рано. В памяти японских предпринимателей еще свежи случаи, как украинские коллеги забирали товар без уплаты. Причем, если в одном случае речь шла о сумме в 30 тыс. долл., в других доходило до миллиона. Украинских партнеров в свою очередь пугает замкнутость японских коллег. Во время украинско-японского делового симпозиума, состоявшегося несколько месяцев назад в Киеве, Хидей Тайда даже давал краткие рекоммендации, как найти общий язык с японскими предпринимателями: «В отличие от американцев, японские бизнесмены не очень активные. Они долго принимают решение, но после этого придерживаются взятых на себя обязательств навсегда». Неумение найти общий язык часто списывается и на расстояние. Так было, например, когда некоторым украинским предпринимателям предложили экспортировать в Страну восходящего солнца хлебобулочные изделия. Вскоре эту нишу успешно заняли… немецкие бизнесмены. В украинских экспертных кругах бытует мнение, что экономические контакты с Японией априори не могут быть эффективными: слишком уж большой разрыв в развитии. То ли дело Китай…

Тем не менее, в Японии по-прежнему считают, что Украина могла бы стать для них важным партнером с точки зрения продовольственной безопасности. Первый шаг уже сделан: в прошлом году японцы закупили в Украине на 6,5 млн. долл. зерна. Более того, нашим бизнесменам удалось закрепить за собой место лидера по импорту в Японию… сухого обезжиренного молока (доля Украины на этом рынке составляет около 40%).

Впрочем, во время визита Йорико Кавагучи больше говорили о межправительственных проектах. Среди них — японская программа «Официальная помощь развитию». Насколько известно, речь идет о кредитировании Японией проектов строительства мостового перехода через р. Южный Буг в Николаеве, реконструкции «Южного машиностроительного завода», Черкасской ТЭЦ и международного аэропорта «Борисполь», многоцелевого проекта очистки сточных вод в Кривом Роге.

Возможно, придать этим проектам реальные очертания было бы намного проще, не будь постоянных бюрократических проволочек, на которые наталкиваются японские дипломаты в наших ведомствах. В Токио приходилось слышать, что бывали случаи, когда для организации встречи посла Японии с чиновником на уровне замминистра проходило несколько месяцев. «Куда проще наводить мосты с молдавскими властями. В Кишиневе многие вопросы можно решить за один день», — делился один японский дипломат (посольство Японии в Киеве по совместительству занимается и Молдовой. — Авт.). Как-то не вписываются такие действия с заверениями Президента Л.Кучмы, что «для нас сотрудничество с Японией со всех точек зрения имеет стратегическое значение…».

Так или иначе, с 1994 года японцы успели предоставить Украине грантовой помощи почти на 120 млн. долл. Начиная от оборудования Национальному академическому театру оперы и балета им. Шевченко и киевскому городскому дому ребенка «Березка», заканчивая созданием в городе Славутиче кризисного центра социально-псхологической помощи пострадавшим от ЧАЭС, проектами для киевской больницы Охматдет, Национальной филармонии и Музея истории.

На переговорах в Киеве впервые вслух было заявлено о возможном подключении японцев к проекту ликвидации твердого ракетного топлива («монополия» на реализацию которого не один год принадлежит американцам). Каким способом — в Токио еще не обсуждали. Однако есть предположения, что речь, скорее всего, могла бы идти об их финансовом вовлечении в этот проект.

Пока что усилия японских стратегов сосредоточены в несколько других направлениях: возможном содействии Украины в решении проблемы… северных территорий и более активного участия нашей страны в дискуссии вокруг северокорейского кризиса.

О чем идет речь? По мнению японских дипломатов, ни одна страна в мире не знает специфики ведения переговоров с Россией лучше, чем Украина. Конечно, идеальным вариантом для Токио была бы поддержка Киевом японской позиции по Курилам. Однако, отдавая себе отчет в маловероятности такого шага, японцы сосредоточились на изучении опыта ведения переговоров между Киевом и Москвой в решении наиболее деликатных вопросов.Таких, например, как раздел Черноморского флота.

Нельзя не упомянуть о северокорейском кризисе. Благодаря «ядерным играм» Пхеньяна, у Токио появился реальный шанс восстановить свое реноме регионального лидера. Японская идея фикс — создание международной коалиции стран, которые бы под крылом Страны восходящего солнца выступили против ядерных разработок КНДР. О необходимости в срочном создании такой коалиции японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми заявлял уже не раз. В том числе и накануне состоявшегося турне в Германию, Чехию и Польшу. Украина, по замыслу японцев, должна быть представлена в этом «проекте» как страна, которая в свое время добровольно отказалась от третьего по мощности ядерного потенциала в мире.

Впрочем, как считают некоторые эксперты, оживлению украинско-японских отношений вполне может посодействовать и назначение послом Японии в Украине Амаэ Кищиро. Поговаривают, что именно он в начале 90-х приложил немалые усилия для создания в Киеве японского диппредставительства. А то, что с состоянием дел в Украине дипломат был ознакомлен еще до прибытия на нынешнюю должность, стало понятно, когда через 48 часов после приземления в аэропорт «Борисполь» г-н Амаэ анализировал перспективы двустороннего сотрудничества на пресс-конференции в посольстве. В формирование положительного имиджа Украины свою лепту вносит и Японская ассоциация украинистов: многие из ее членов (в основном преподаватели университетов, научные сотрудники и политологи) даже владеют украинским языком. Их бы усердие политикам и дипломатам…