Трехдневная личная встреча «Большой семерки» в Корнуолле, на юго-западном побережье Великобритании, помимо туристического антуража выпустила пространное коммюнике, поддержанное всеми участниками. Само по себе это важно. После двухлетнего перерыва, вызванного пандемией, лидеры ведущих стран — США, Великобритании, Германии, Канады, Италии, Франции, Японии, а также президенты Европейского совета и Европейской комиссии, являющиеся постоянными участниками таких встреч, согласились во многом. Не сменись в США президент, вряд ли это стало бы возможным.
Были ожидания, что центральной темой саммита, помимо пандемии, станут отношения ведущих демократий с Китаем. Именно таким должен был быть фокус отмененного в прошлом году саммита «Большой семерки» в США. Но одного лишь Китая в отсутствие общего взгляда на глобальные проблемы, включая климат, оказалось недостаточно для консолидации позиций. В этот раз Китай остался в фокусе внимания: состав приглашенных — Австралия, Индия, Республика Корея и Южно-Африканская Республика — указывал на характер общих вызовов. Но общий тон и методы решения проблем, с ним связанных, стали менее агрессивными. В финальном коммюнике о деструктивном поведении Китая, в отличие от России, вообще не упоминалось. Тем не менее США, наиболее решительно продвигавшие китайский вопрос, остались удовлетворены результатами.
Саммит в Корнуолле с учетом приглашенных представлял интересы демократий с населением более 2,2 миллиарда (28% населения Земли и более 60% населения демократических стран), на которые приходится более половины мирового ВВП. Уже это указывало — китайская модель развития не является доминирующей и существует альтернатива много более мощная, чем «угасающий Запад». Эта альтернатива — новая зеленая экономика, дружественная к климату Земли, создающая новые рабочие места на основе высоких технологий, расширяющая фронтиры человечества в Космосе и искусственном интеллекте. Не новые, но с новой настойчивостью выраженные аспекты новой экономики — справедливая свободная торговля, справедливое налогообложение (исключающее бегство глобальных корпораций в офшоры), безопасность глобальных цепей поставок, отказ от принудительного труда и гендерное равенство.
Внимание ведущих стран к климату и гендерному равенству выходит за рамки привычных идеологических установок. Теперь это важные факторы нового развития, причем не только экономического. Можно заметить, что для НАТО адаптация обороны к климатическим изменениям, использование зеленой энергии и продвижение гендерного равенства в военном истеблишменте столь же важны.
Формы, в которых в последние годы продвигались идеи борьбы с климатическими изменениями, порождали скепсис экономических прагматиков. Эта борьба во многих ее аспектах воспринималась как искусственная нагрузка на и без того проблематичное экономическое развитие. Скептики указывали на Китай и США времен Дональда Трампа. Но с приходом администрации Джозефа Байдена стало понятно, что климат — это серьезно. «Большая семерка» настроена вполне решительно в превращении фактора климата в фактор нового глобального развития. Саммит подтвердил цель ограничить глобальное потепление на 1,5 °С. За этим стоит убежденность, что глобальное потепление создается человеческой деятельностью. К 2030 году выбросы, создающие парниковый эффект, должны быть уменьшены вдвое, к 2050 — сведены к нулю.
Быстрые меры планируется принять в отношении использования угля. Само слово — уголь — единственное в коммюнике саммита (помимо названий разделов) было выделено жирным. В экономике стран «Семерки» прекращается финансирование технологий использования угля, меняется политика его использования в пользу быстрого и полного отказа. Такие же шаги планируется продвигать на международной арене. Возможны исключения, но они будут именно исключениями, а не возможностью обойти установленную политику.
Нефть и газ не попали под запрет. Но политика сокращения карбоновых выбросов распространяется и на них. Вопрос в том, насколько быстро и повсеместно могут быть внедрены новые технологии в промышленности и на транспорте, позволяющие декарбонизировать их. В отношении угля проблема решается проще, путем перехода на использование источников энергии, путь не всегда зеленые, но позволяющие кардинально сократить выбросы.
Предсказуемо, что значительная часть обсуждений и решений касалась пандемии COVID-19. Она должна быть побеждена в 2022 году с помощью, прежде всего, глобальной вакцинации. «Большая семерка» отчиталась о собственных усилиях в этом направлении. Пока что речь идет об их собственной вакцинации. Но с ее завершением поток вакцин, медицинских препаратов и оборудования должен стать достаточным для глобального решения проблемы. Глобальная вакцинация не станет коммерческим проектом, в чем Россия подозревает ведущие страны. Богатые западные государства будут тратить, а не зарабатывать на производстве вакцин, создавая глобальные условия для нового экономического развития.
COVID-19 поставил на повестку дня более широкую задачу обеспечения устойчивости глобальной экономики. Нет гарантий, что эта пандемия — исключительная редкая проблема, которую нужно решить лишь один раз. «Большая семерка» поставила целью развитие медицинских технологий, которые позволят решать вопрос создания новых вакцин и лекарств против новых пандемий за 100 дней против 300, потребовавшихся в случае COVID-19. Показательно, что никаких обвинений в адрес Китая не звучало. Пандемия должна быть побеждена, и этого, очевидно, достаточно, чтобы считать проблему решенной.
Саммит уделил внимание региональным проблемам, лежащим вне собственно экономической повестки, но влияющим на глобальное развитие. В этом списке было явно указано на дестабилизирующее поведение России. Ее планируется вовлекать в решение вопросов, представляющих общий интерес, с целью создания стабильных и предсказуемых отношений. При этом выражена поддержка независимости и территориальной целостности Украины. Прозвучал призыв к России вывести войска из Крыма. Был высказан общий взгляд, что она является участником конфликта, а не посредником в его разрешении.
Перечисление региональных проблем, очевидно, отражало степень их текущей важности. После выражения позиции в отношении России и Украины следовал захват международного рейса в Беларуси, конфликт в Эфиопии, террористическая активность в Сахеле, Чаде и Мали, проблемы стабилизации ситуации в Ливии, Афганистане. В конце списка шли вопросы денуклеаризации Северной Кореи, военного переворота в Мьянме, свободы судоходства в морях, окружающих Китай, ядерной программы Ирана, ситуации в Ираке.
«Большая семерка» не принимает и не может принимать решений, обязательных для других стран. Но так вопрос и не стоит. Китай и Россия настаивают, что эта группа стран утратила свою роль в решении мировых проблем. «Большая семерка» действительно не столь влиятельна как в годы холодной войны. Но это по-прежнему единственный международный форум, где лидеры ведущих стран собираются на несколько дней, оставляя в стороне прочие дела. Они согласовывают там политику, которая будет реализовываться через другие международные механизмы. Решения, принятые на прошедшем саммите, могут иметь не сразу заметные, но глобальные последствия.
Все статьи Алексея Ижака для ZN.UA читайте здесь.