UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ухнуло, плюхнуло, растворилось?

На выборах Кремль обкатывал новую политическую модель

Автор: Сергей Немырыч

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит.

А.Блок

Продолжается обкатка новой российской политической модели. Отказавшись после массовых протестов 2011-2012 гг. от имитационной управляемой демократии, российское руководство ищет новые подходы к обеспечению управляемости общественными процессами в Российской Федерации. Впрочем, не стоит преувеличивать решительность разрыва с прошлым. Во всяком случае, слухи о грядущем высоком назначении В.Суркова, одного из главных архитекторов управляемой демократии, давно уже утратили свою новизну и пикантность.

Новая модель, наряду с ужесточением законодательства, регулирующего политическую жизнь (массовые акции), попытками ограничить открытость российской политики к иностранным влияниям (иностранные агенты, изменения к уголовному кодексу относительно государственной измены и т.д.), активной эксплуатацией темы сексуальных меньшинств, по замыслу ее творцов, должна предполагать больше возможностей для избирателей влиять на руководство субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Речь идет о создании, точнее восстановлении надежного канала выпуска общественной энергии, эффективно функционировавшего в 1990-е. А сегодня такой канал важен как никогда: ситуация с наводнением на Дальнем Востоке по большому счету - лишь симптом.

Итак, в большинстве регионов России вернулись к практике выборов глав субъектов Федерации. Предусмотренный законодательством возможный отказ от этих выборов носит в целом оправданный характер, учитывая местные особенности, в частности неспокойных северокавказских республик. В целом, такая модель, хотя и представляется менее утонченной, чем предыдущая, однако выглядит много откровеннее и, если так можно сказать, честнее.

В рамках этого нового подхода, часто связываемого прессой с именем первого заместителя главы кремлевской администрации В.Володина, 8 сентября 2013 г. в Российской Федерации состоялся единый день голосования. В более чем 20 субъектах Федерации прошли прямые выборы руководителей. Где губернаторов (восемь субъектов Федерации), где мэров (восемь городов), а где депутатов законодательных собраний (16 субъектов) и городских дум (12 городов). Наибольшее внимание среди них привлекли выборы в столицах: России - Москве и Урала - Екатеринбурге.

Население откликнулось на призывы политиков предсказуемо вяло. Например, явка в Москве составила рекордно низкие 33,23%. Еще меньший интерес к выборам проявили в других местах (в Екатеринбурге - 30%). На большинстве выборов победили кандидаты от партии власти - "Единой России". Итак, ухнуло, плюхнуло, растворилось?

Впрочем, не совсем так. В Екатеринбурге мэром, имеющим, впрочем, скорее представительские функции (так как серьезные решения принимает назначаемый сити-менеджер), станет гражданский активист Евгений Ройзман, широко известный в РФ, и особенно на Урале, своей активной деятельностью по борьбе с наркоманией. По официальным данным, он на почти 4% опередил кандидата от "Единой России" Якова Силина. Оказывается, что оппозиционер, имеющий историю успеха на конкретном общественно важном направлении, может побеждать в городе-миллионнике. Оказывается, региональная власть снова, как это уже было лет 20 назад, не может поставить надежный заслон чужаку. Оказывается, демократия иногда работает в России. Особенно, если администрация президента в данном конкретном случае не против.

В Москве, очевидно, что уже в первом туре достаточно честно, по российским меркам, победил врио мэра Сергей Собянин, собрав при этом по сообщению избирательной комиссии чуть более 51% голосов. Однако победа опытного чиновника, неплохого управленца, поддержанного властью, была предопределена. И хотя ее архитекторы, вероятно, рассчитывали на гораздо более впечатляющие результаты, факт остается фактом - существующий порядок вещей более или менее устраивает большинство москвичей. Как говорится, от добра добра не ищут. И это естественно, ведь если в России имеются широкие группы людей, кому есть что терять, то это, в первую очередь, москвичи, жители города с бюджетом большим, чем бюджет Лондона, Парижа или Берлина и со средней зарплатой, приближающейся к
1500 долл.

Гораздо интересней другое - 27% голосов москвичей, проголосовавших за главного оппозиционного кандидата Алексея Навального. Последний - весьма примечательная личность.

Достаточно молодой, 1976 г. р., неплохо образованный (юрфак Университета дружбы народов, Финансовая академия и полгода лидерской программы в Йельском университете), активный и харизматичный А.Навальный прославился своей антикоррупционной деятельностью. Именно ему принадлежит идея создания интернет-проектов Роспил (коррупция), Росяма (проблемы ремонта дорог), Росвыборы и других. Его расследование "Как пилят в Транснефти" стало образцом для подобных материалов, причем не только в России. Инициированный блогером скандал вокруг закупок буровых установок российским системным банком ВТБ стал серьезным политическим событием.

В целом к началу 2010-х гг. А.Навальный приобрел известную популярность в узких кругах интернет-активистов и либеральной общественности в целом, оставаясь малоизвестным широкой публике. Участие в протестном движении, яркие выступления на Болотной площади и проспекте Сахарова повысили узнаваемость начинающего политика-популиста, не скрывавшего с самого начала своих гигантских политических амбиций. Однако до участия в серьезной игре было еще очень далеко.

Но как это часто бывает в России, не было бы счастья, так несчастье помогло. Реакция властей на разоблачения и политическую активность либерального националиста, а политическая платформа А.Навального может быть охарактеризована именно так, была настолько же жесткой, насколько и контрпродуктивной для российской правящей элиты. Возбужденные уголовные дела завершились в августе 2013 г. обвинительным приговором суда - пять лет колонии общего режима.

А дальше прокуратура опротестовала решение суда о взятии под стражу, и он продолжил свое участие в кампании по выборам мэра Москвы. Достаточно эффективно используя политтехнологические приемы, работая напрямую с населением, А.Навальный завоевал поддержку больше чем четверти избирателей, пришедших на участки, и выдвинулся в первые ряды оппозиционных деятелей, сделав серьезную заявку на место лидера протестных сил. Конечно, можно и нужно говорить о беспрецедентно низкой явке, о том, что Алексея Анатольевича на самом деле поддержали только 7% москвичей, но факт остается фактом - на московских выборах он пришел к финишу вторым, пропустив вперед только одного из ключевых членов "путинского политбюро".

Итак, в России впервые за последние десятилетия родился новый политик первой величины, не прошедший школу исполнительной власти (занимаемый на протяжении года пост внештатного советника при кировском губернаторе Н.Белых - не в счет). Причем политик гибкий и обучаемый. Его заявления на митинге 09.09.2013 после выборов мэра свидетельствуют: бывший маргинал начинает задавать новую норму.

Стоит подробнее присмотреться к его внешнеполитическим взглядам. В целом, эти взгляды вполне укладываются в так называемый "путинский консенсус" - "Россия - великая наша держава". Навальный поддержал войну 08.08.2008 с Грузией. Его украинское этническое происхождение не помешало новой российской политической звезде в принципе соглашаться с формулой об одном народе, разделенном границей возле Хутора Михайловского.

Это еще раз доказывает то, что сегодняшняя политика Москвы по отношению к Украине зависит не столько от личности хозяина Кремля, сколько отражает сложившиеся в российском обществе представления. И такая политика "принуждения к дружбе" будет продолжена до тех пор, пока население и элиты России не осознают, что Украина -отдельная страна, и надо договариваться, а не диктовать условия.

Пример А.Навального, прошедшего за каких-то три-пять лет путь от околополитического блогера до рейтингового политика, занявшего второе место на выборах в Москве, свидетельствует - российское общество кардинальным образом изменилось. И среди важнейших характерных черт сегодняшнего российского социума стоит отметить следующие моменты.

Во-первых, путинская Россия несравненно более свободное общество, нежели чем был брежневский СССР. Ведь представить себе конкуренцию первого секретаря московского горкома КПСС Виктора Васильевича Гришина с каким-либо выскочкой на выборах просто невозможно. И это очень-очень важно.

Кстати, интересен и тот факт, что, в отличие от предыдущего поколения видных российских демократов, большинство из которых были выходцами из хороших номенклатурных семей, даже в большей степени, чем представители КПСС и ее реальных наследников, в сегодняшней России можно реально претендовать на политическое первенство и выходцу из менее привилегированных слоев. Новое поколение российских демократов не исчерпывается собчаками и гайдарами.

Во-вторых, Интернет, социальные сети действительно превращаются в серьезный политический фактор в глобальном масштабе. Успех Б.Обамы, твитер-революции в Тунисе и Египте - не изолированные случаи. Интернетовские политические технологии успешно работают в России. Скорее всего, в ближайшем будущем они продемонстрируют свою эффективность и в Украине.

В-третьих, существенная часть российского общества неудовлетворенна существующей ситуацией. И речь идет о его наиболее обеспеченных и "продвинутых" слоях (за того же А.Навального в центре Москвы голосовали гораздо более активно, чем в спальных районах). Эта неудовлетворенность касается как власти, так и системной оппозиции, то есть правящей группы в целом. Показательно, что кандидат от КПРФ И.Мельников набрал чуть больше трети от голосов А.Навального.

Идет кастинг нового лица российской политики. При этом, если большинство, не находя своего героя, традиционно ограничивается спорами на кухнях, то активное меньшинство уже оторвалось от компьютера и участвует в реальных избирательных кампаниях. И это очень серьезно, хотя ягодки из этих цветочков созреют не сегодня и не завтра.