При не затихающей со стороны президентской команды критике Виктора Януковича касательно позиции последнего по присоединению Украины к Плану действий относительно членства в НАТО украинский премьер нанес ответный удар. В интервью российским «Известиям» глава правительства заявил: «Референдум (о вступлении в Североатлантический альянс. — Ред.) может проводиться по инициативе народа и может проводиться по инициативе парламента. Когда он состоится, покажет время. Если кто-то станет вокруг этого нагнетать политические страсти, считая, что это будет приоритетом нашей внешней политики, референдум состоится очень быстро. Но мы считаем, что процесс должен проходить естественно… Будет инициатива — будет референдум».
Что ж, его мессидж активным сторонникам политики интеграции нашей страны в Североатлантический альянс недвусмысленен: оставьте меня в покое со своим НАТО, в противном случае вам же будет хуже. Но если Янукович со товарищи все же решат привести свою угрозу в исполнение? Ведь при желании и возможностях (учитывая нынешний административный потенциал «регионалов») подготовить и провести референдум уже в ближайшее время особого труда не составит.
Хотя, по большому счету, само по себе проведение сегодня референдума не имеет смысла, и катастрофических последствий для политики евроатлантической интеграции иметь не будет. Ведь референдум это, по сути, всенародный опрос. Социологические же опросы показывают, что на сегодняшний день за вступление Украины в НАТО выступают в лучшем случае 25% украинцев. В числе оппонентов и те, кто поддерживает персонально Виктора Ющенко. Так что результаты референдума можно предугадать уже сейчас. И если его проведение рассчитано на оправдание собственного бездействия в сфере политики евроатлантической интеграции (а именно так, видимо, следует понимать слова премьера, заявившего российской газете, что «проводить политику, которую не поддерживает общество, наверное, будет неправильно»), то это достаточно дорогостоящий аргумент. А украинская казна, судя по закладываемому размеру дефицита в проекте государственного бюджета на 2007 год, лишними деньгами и так не располагает.
Если же всенародный опрос рассчитан на членов НАТО и призван продемонстрировать неготовность украинского общества, то это будет оглаской секрета полишинеля: альянс не хуже нашего знает о пока еще низкой общественной поддержке вступления Украины в эту политико-военную организацию. К тому же следует помнить, что референдум — важное, но не обязательное условие при вступлении страны в альянс: нигде во внутренних натовских документах не сказано, что страна-кандидат должна проводить этот всенародный опрос мнения. Однако отношение общественности к вступлению страны в НАТО играет роль при непосредственном принятии решения странами-членами о приглашении кандидата в полноценные члены организации. А этот вопрос, как неоднократно замечали сами украинские чиновники, на сегодняшний день не стоит на повестке дня.
Впрочем, в премьерской команде пока не намерены реализовывать эту затею, предпочитая, чтобы дубинка была поднята, но не опущена. И мотивируется сие необходимостью сохранения внутриполитической стабильности в Украине. В минувший понедельник Виктор Янукович заявил на пресс-конференции следующее (цитируем по интернет-сайту ForUm): «У нас есть сегодня социологические исследования, и сегодня ничего неожиданного во время референдума не будет. Мы хорошо понимаем, что этот референдум приведет только к ухудшению политической ситуации. Кому это нужно?».
Примечательно, что в контексте ответа на натовскую тематику в интервью российской газете премьер затронул и тему разграничения полномочий между ветвями власти. «Что касается полномочий, сегодня в Конституции четко выписано: основы внутренней и внешней политики определяет парламент. Директивы, с которыми я ехал в Брюссель, я согласовал с парламентской коалицией», — сказал Виктор Янукович российскому журналисту. При этом глава правительства (как и его советники по вопросам внешней политики) как-то запамятовал, что, в соответствии со статьей 106 Конституции, президент «осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства», в то время как Кабмин занимается его реализацией. А статья 8 Закона «Об основах национальной безопасности Украины» предусматривает обретение нашей страной членства не только в Европейском Союзе, но и в Организации Североатлантического договора. Кроме того, директивы не выдаются «парламентской коалицией»: премьер на переговорах должен руководствоваться внутренним законодательством, а не программными заявлениями партий.