UA / RU
Поддержать ZN.ua

У ИЗРАИЛЬСКОГО РУЛЯ ВСТАЛ «МИСТЕР НЕТ»

В отличие от Шимона Переса Беньямин Натаньяху чаще говорит арабам «нет», чем «да» Недавно в одном ...

Автор: Ростислав Хотин

В отличие от Шимона Переса Беньямин Натаньяху чаще говорит арабам «нет», чем «да»

Недавно в одном из комментариев для «ЗН» я сравнил методы ведения избирательной кампании теперь уже потерпевшим поражение на первых в израильской истории прямых премьерских выборах Шимона Переса с предвыборной манерой другого политика из другой страны - российского Бориса Ельцина. И тот, и другой немного изменили себе перед непосредственно выборами, дабы «придвинуться» к своим конкурентам - Беньямину Натаньяху и Геннадию Зюганову. Ельцин - уйдя в народ с красными флагами и социальными защитами, с выплатами задержанных зарплат, а Шимон Перес - прямо в стиле своих правых конкурентов - бомбометая без разбору по южному Ливану. Это две пары совершенно разных политиков из совершенно разных миров, но их объединяет нечто общее. Например, открытая и однозначная ставка внешнего мира на действующих лидеров и какой-то патологический страх соседей перед победой конкурентов - правого в Израиле и левого - в России. Теперь можно представить себе, как будут развиваться события в первые часы и дни в случае победы Геннадия Зюганова. Сначала - шок на Западе и всеобщее мировое оцепенение, затем осторожные заявления о возможности сотрудничества и т. д. Ну а ближайшие соседи, как видно по израильскому «ближнему зарубежью», могут срочно собраться на экстренный саммит, о чем уже договорились лидеры Иордании, Египта и Палестинской автономии...

Что же все-таки произошло в Израиле - поражение Шимона Переса, архитектора мира и продолжателя дела покойного Ицхака Рабина, или же победа лидера блока Ликуд, «правого ястреба» (по выражению радикальной арабской печати) Беньямина Натаньяху, известного также на политическом жаргоне под прозвищем Биби? Учитывая совсем ничтожный отрыв в голосах избирателей, проголосовавших за лидера Ликуда, от голосов сторонников Шимона Переса (а это, по предварительным данным, менее одного процента), можно утверждать, что израильское общество на перепутье, не определившись, чего же оно хочет - то ли мира любой ценой, то ли своей безопасности - пускай даже и в полубоевых условиях. Интересно, что два события, произошедшие сразу после выборов, подтверждают эту противоречивость и неопределенность.

С одной стороны, израильтяне совершили несколько рейдов-возмездий на позиции палестинских боевиков на востоке Ливана, а с другой - немного либерализировали пропускной режим на границе с палестинскими Сектором Газа и Западным берегом...

Наверное, вдова Ицхака Рабина - Лея сильно драматизирует итоги выборов, расценивая их как поражение политической стратегии своего покойного мужа, угрожая собрать чемоданы и иммигрировать из теперь чуждого ей по духу Израиля. На самом деле сторонников мира с арабами в Израиле много (если не большинство!) - это почти половина отдавших голоса за Переса плюс значительное количество избирателей, купившихся на хитрый предвыборный лозунг Натаньяху - «За безопасный мир!» То есть «безопасный», но ведь все-таки «МИР»!

Да, новый израильский премьер 46-летний Натаньяху, по мнению экспертов, может значительно замедлить мирный процесс (отъявленные пессимисты вообще склонны сейчас поставить крест на этом самом процессе). Но есть несколько факторов, дающих право утверждать, что возможности нового премьера небезграничны. Во-первых, общественное мнение в Израиле и все-таки большое количество сторонников мира - пускай и в разных его вариациях. Во-вторых, израильские правые уже демонстрировали как бы нелогичность - то есть свою приверженность миру. Не кто иной, как правый премьер Менахем Бегин согласился в 1978 году в Кемп-Дэвиде на мирный договор с Египтом, что фактически означало первый шаг в сторону арабо-израильского компромисса. В-третьих, сам мирный процесс на Ближнем Востоке зашел довольно далеко - израильтяне имеют мирные договоры с Иорданией и Палестинскую автономию под боком, прорвана блокада на контакты с Израилем со стороны значительного числа арабских игроков, в том числе и со стороны влиятельного арабского Персидского пояса. В-четвертых, мирный процесс получил одобрение со стороны самых влиятельных стран мира - в том числе США, Евросоюза и России (хотя последняя и пытается разыграть в конкуренции с американским влиянием сирийскую карту).

Не сможет любой израильский премьер проводить политику, не одобренную Вашингтоном, ибо эта маленькая, пускай и развитая страна не сможет обойтись без как минимум двух миллиардов ежегодных американских долларовых безвозмездных инъекций. Ну, возможно, максимум мирный процесс может быть заморожен до американских президентских выборов - американское руководство просто захочет больше сосредочиться на завоевании второго срока и не испортить отношений с частью влиятельной еврейской общины США, которая была не совсем согласна с «уступками» арабам со стороны Шимона Переса.

Надежду на все же продолжение стратегического курса на мир при возможном изменении тактики дает и то, что Партия труда, по предварительным данным, добилась довольно успешных результатов на парламентских выборах в кнессет. Да и накануне выборов сам господин Натаньяху не исключил возможности создания коалиционного правительства и включения в его состав министров из числа пересовских «трудовиков» (условно как бы «партии мира»).

Очевидно, замедление мирного процесса возможно на палестинском направлении - то есть затормозится процесс трансформации Палестинской автономии в некую форму государственности, заморозится вопрос об израильских поселенцах, жестче станет израильская реакция на палестинский терроризм (кстати, о чем вообще думали палестинские радикальные головы из исламистской группировки Хезболлах, проводя в апреле серию террористических актов-самоподрывов и одновременно подрывая шансы Шимона Переса. Не хотели иметь дело с «мягким Пересом» - придется слушать другой язык «жесткого» Натаньяху...) В то же время замораживание, очевидно, не исключено для сирийского и ливанского направлений будущей израильской внешней политики, автором которой будет уже Натаньяху. Новый премьер, по крайней мере в предвыборном исполнении, есть ярый противник отдачи Сирии Голанских высот да и вообще считает, что с нынешним сирийским руководством вообще нельзя ни о чем договариваться, ибо, по его словам, «в Сирии правит диктаторский режим» Хафеза Асада. А именно возврат захваченных Голан является главнейшим сирийским условием для подписания мирного договора с Израилем. Возможно, не уйдут израильские войска и из южного Ливана в период премьерства Натаньяху, так что перспективы разрешения проблем Израиля с тандемом Сирия - Ливан в эти сроки почти равны нулю.