С Пиренейского полуострова на Европу наступают политические грозы. Пока что штормит только в Португалии и Испании, однако раскаты грома уже слышны в столицах других стран Евросоюза, где стоящие у власти политсилы могут вскоре оказаться между молотом и наковальней политического и социально-экономического кризисов, набирающих обороты. Еще несколько месяцев назад часть европейцев считала, что политики, ответственные за нынешний кризис, должны самостоятельно найти из него выход. Сегодня, похоже, вера в то, что такое возможно, тихо умирает. Надежда, что выход найдет оппозиция, еще живет, но это может продлиться лишь на период предвыборной кампании, что и продемонстрировала Португалия. А что более интересно: из событий в Испании можно сделать вывод: европейцы начинают размышлять о нестандартных решениях, которые могут спасти их страны и их Союз от более серьезных потрясений в будущем.
Недавние муниципальные выборы в Испании и состоявшиеся в минувшее воскресенье парламентские - в Португалии, очевидно, открывают в Европе новый политический сезон, во время которого проверке будет подвергнуто не только доверие к правящим элитам и партиям, но также демократизм европейских стран и прочность самого Евросоюза, нерушимость его основополагающих принципов. В Португалии правящая Социалистическая партия проиграла выборы в ходе досрочных выборов в парламент оппозиционной социал-демократической, за названием которой скрываются правоцентристы, которые теперь создают коалицию с правой Народной партией. Местные выборы в Испании 22 мая пока не стали причиной для роспуска правительства социалистов, но правые тоже взяли верх. Однако если «правосторонний» крен политических предпочтений - уже достаточно давняя тенденция для Европы, то следует отметить, что именно выборы в Испании преподнесли сюрпризы и неожиданности, значение которых предстоит теперь осмыслить европейским политикам.
Борьба за испанское наследство
Когда на излете ХIX столетия Испания утратила свои обширные заморские владения и погрузилась по этому поводу в депрессию, философ, писатель, поэт Мигель де Унамуно, ректор университета в Саламанке, сказал фразу, ставшую позже знаменитой: «Ме duele la Espana» - «У меня болит Испания». Сегодня она «болит» не только у граждан этой страны, работа этого «органа» беспокоит людей, отвечающих за функционирование всего общеевропейского организма. В числе так называемой группы свинских стран в еврозоне (Португалия, Ирландия, Греция, Испания) - от аббревиатуры PIGS («свиньи») - Испания имеет высокую степень риска столкнуться с финансовыми проблемами, подобными тем, с которыми сегодня пытается справиться Греция. Долги государства до конца года могут вырасти до 68,7% ВВП. В прошлом году Испания оставалась одной из немногих стран ЕС, в экономике которой сохранялась стагнация. Уровень безработицы достиг рекордного 21% и является самым высоким в ЕС. Среди испанской молодежи проблема безработицы еще острее - 45%. За последние годы ухудшилась ситуация с коррупцией. Прошлогодние инициативы социалистического правительства под руководством Хосе Луиса Родригеса Сапатеро начать структурную перестройку экономики, добиться сокращения расходов бюджета и одновременно сохранить основные социальные программы, в целом провалились. По последним данным из Брюсселя, Еврокомиссия предупредила Мадрид о том, что, по ее оценкам, предпринятых мер недостаточно, чтобы обеспечить в нынешнем году рост ВВП на 1,3% и бюджетный дефицит на уровне 6%, и призвала испанские власти к дальнейшему урезанию социальных программ, повышению налогов. Таким образом, к майским муниципальным выборам правящая Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) пришла с низким рейтингом, расколотая изнутри и, очевидно, с ожиданием поражения.
Однако такого сокрушительного разгрома испанские социалисты еще не знали. Они уступили своим основным оппонентам из консервативной Народной партии около 10% голосов избирателей, потеряв муниципалитеты в Андалузии, Кастилия-ла-Манчи, Арагоне, где они имели сильные позиции на протяжении последних десятилетий. Социалисты потеряли такие крупные города, как Севилья, Сарагоса, Лас-Пальмас, Ла-Корунья и впервые за 32 года не смогут поставить своего мэра в Барселоне. За все годы, прошедшие со времен возвращения Испании на путь демократии после падения диктатуры Франсиско Франко, у консерваторов не было такого преимущества в регионах.
Также нельзя не упомянуть о том, что значительный процент людей воздержались от участия в выборах: 12 миллионов избирателей не пришли на избирательные участки, а это треть от имевших право голоса. Также неожиданно высоким оказался уровень «протестных» бюллетеней - 584 тысячи проголосовали против всех, еще 390 тыс. опустили их в урны пустыми. В ряде случаев избиратели использовали бюллетени для того, чтобы отправить в урну для голосования гневные послания властям, или например, действовали с юмором и «пополнили» список кандидатов тренером «Реала» Жозе Моуриньо или даже целым составом сборной Испании по футболу.
Выборы также обозначили тенденцию углубления регионализации в Испании. В Стране басков крупный успех сопутствовал националистической коалиции «Бильду», которая стала второй политической силой в регионе и завоевала большинство в 96 муниципалитетах. К слову, многие считают «Бильду» политическим крылом сепаратисткой группировки ЭТА, которая перешла к легальным формам борьбы за независимость. Незадолго до выборов испанское правительство даже пыталось предотвратить участие этой политсилы в выборах, основываясь на том, что в ее предвыборных списках были десятки лиц, связанных с террористами. Верховный суд принял такое решение, однако суд Конституционный с перевесом в один голос позже снял этот запрет. Теперь не исключено, что представители «Бильду» в коалиции с другими силами возглавят мэрию города Сан-Себастьян. Кроме того, она будет представлена в парламенте автономной области Наварра.
Другой неутешительный для властей звонок прозвучал из Каталонии, где живет 16% населения страны. На выборах мэра Барселоны победу одержала националистическая «Конвергенция и Союз», которая еще в декабре прошлого года на выборах в местный парламент получила 38% голосов избирателей и сегодня инициирует дебаты о том, может ли Каталония стать новым государством Европы. Впрочем, пока местные жители в большей степени озабочены общегосударственными проблемами Испании, и сторонников скорейшего отделения здесь наберется 18%, однако углубление кризиса и бездействие властей в Мадриде только усиливает подобные настроения.
Такие результаты местных выборов оказались достаточным основанием для оппозиционной Народной партии потребовать от правительства проведения досрочных всеобщих выборов. По плану они должны состояться в марте 2012 года, но лидер народников Марьяно Рахой считает, что социалисты, оставаясь у власти, только продолжат агонию страны. Самораспуститься, однако, в правительстве не пожелали, напротив, из всех возможных тактик они избрали видимо худшую - заявили о том, что результаты выборов не заставят их свернуть с избранного пути реформ, в реализацию которых уже мало кто верит. На партийном форуме в начале июня испанские социалисты выдвинули нового лидера, который вместо Сапатеро поведет партию на выборы 2012 года. Им стал шеф МВД страны и вице-премьер Альфредо Перес Рубакальба, который менее чем за год обещал вернуть ИСРП популярность избирателей. Впрочем, в его адрес тут же зазвучала критика: мол, наверное, решение внутрипартийных проблем для него будет более актуальным, чем социальных и экономических.
Революция «возмущенных»
На первый взгляд, в перипетиях испанской политической жизни и нет ничего удивительного. Ситуация, когда одна крупная партия сменяет другую, характерна и для других демократических стран Европы. Однако прошедшие выборы в Испании вызвали к жизни новую форму европейской народной демократии, которая, возможно, если этот опыт окажется приемлемым для других, перешагнет границы и станет общеевропейским движением. В середине мая на площади Пуэрта дель Соль в Мадриде около десятка молодых людей решили провести собственную акцию протеста под лозунгом Democracia real YA! («Настоящая демократия СЕЙЧАС!»). Несколько ранее этот лозунг распространился в Интернете и нашел отклик в сердцах десятков в основном молодых людей. Их выход на мадридскую площадь 15 мая чем-то напоминал стихийную народную волну, свергнувшую режимы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, испанские «возмущенные» однако не выдвигали столь радикальных лозунгов и потребовали демократизации избирательного законодательства, которое в Испании дает преимущество двум партиям, ужесточения борьбы с безработицей и коррупцией, более прозрачного госуправления. Власти бросили против молодых людей полицию, когда те попыталась устроить беспорядки, но задержать удалось лишь нескольких из них, однако на следующий день через неконтролируемый властями Интернет и Twitter активисты нового движения снова организовали сбор вблизи «Ворот солнца», назвав себя «Движением 15 М». На этот раз это был уже мирный протест, который быстро превратился в подобие палаточного городка, где кипела работа по изучению общественного мнения горожан о том, что их действительно беспокоит, какие проблемы, по их мнению, должны в первую очередь заботить политиков. Свои «рекомендации» властям активисты вывешивали на больших плакатах, которые крепились на фасадах домов, станциях метро. Форма данных стихийных собраний и живого обсуждения прямо на улице стала настолько популярной, что посиделки на Пуэрта дель Соль стали круглосуточными. За молодежью сюда потянулись более зрелые испанцы, которые уверовали, что их голос из мегафона над площадью более значим, чем крестик в избирательном бюллетене. Здесь каждый мог высказаться о насущном. Испанский Конституционный суд пытался запретить «посиделки» в канун выборов, когда агитация запрещена, но в субботу 21-го мая обитатели лагеря просто заклеили себе рты, издав, по их словам, немой вопль протеста. Выборы прошли, однако до сих пор на улицах испанских городов можно видеть небольшие собрания, которые теперь организуют даже жители отдельных домов.
Активисты движения считают, что они способны дать новое дыхание испанской демократии, которая все еще слаба. «Это свежий ветер в нашей чрезвычайно спертой политической атмосфере», - говорит Фернандо Валеспин из мадридского Autonoma University. Эти люди напомнили гражданам, насколько далеки заботы политиков от реальных проблем граждан, как неумело власти выстраивают каналы коммуникации со своими избирателями, считает эксперт. Молодежь сделала это за считанные дни. Сегодня этот опыт уже хотят взять на вооружение как социалисты, так и «народники» для собственной предвыборной стратегии.
Поддержка «Движению 15 М» приходит из других стран, а его активные участники уже подумывают о том, чтобы к всеобщим выборам в марте 2012 года стать вполне оформившейся политической силой, хотя организационной структуры, лидеров и механизмов реализации народных чаяний у них пока нет. Их лагерь на «майдане» по настоянию властей, вероятно, будет ликвидирован. Тем не менее молодые испанцы обратили внимание на фактически общеевропейскую проблему - постоянный дефицит демократии в Евросоюзе, обострившийся после принятия Лиссабонского договора, а также разразившегося экономического кризиса, который приводит к ущемлениям прав европейцев и неурядицам почти во всех сферах трудовой и социальной деятельности.