Ал Гор устал от предвыборной кампании. Об этом все чаще и чаще твердит американская пресса, и не только симпатизирующая республиканцам. Действительно, в отличие от того подъема, который был виден невооруженным глазом во время проведения первичных выборов, сегодня положение кандидата от демократов выглядит поистине удручающе. Гор опять скатился вниз по результатам опроса общественного мнения. В руководстве его команды опять происходят вынужденные изменения. На горизонте замаячила угроза начала расследования специальной комиссией его кампании 1996 года. Дух поражения уже витает в воздухе, и вице-президент, похоже, даже слышит взмахи его крыльев.
Алу Гору нужно отдать должное — в марте он наконец добился своей цели и по результатам опроса избирателей обогнал своего соперника-республиканца, ликвидировав чудовищное отставание от Джорджа Буша, с которым начинал предвыборную гонку осенью прошлого года. Сейчас же лидер республиканцев вернул себе прежние позиции, причем в некоторых регионах его положение даже укрепилось. Однако результаты опросов — вещь весьма переменчивая, к тому же это лишь вспомогательные показатели, они не могут претендовать на точность предсказания итогов выборов. Но даже при всем этом анализ упомянутых результатов за последние три месяца свидетельствует о неотвратимом падении рейтинга кандидата в президенты от Демократической партии США.
Посетителям своего предвыборного штаба Буш любит показывать огромную настенную карту США, на которой штаты, в которых губернатор Техаса лидирует по опросам общественного мнения, окрашены в синий цвет, имеющий два оттенка (в зависимости от величины отрыва от своего соперника). На сегодняшний день «голубых штатов» уже более чем достаточно для победы Буша на ноябрьских выборах. Чтобы победа досталась Алу Гору, последнему нужно не только удержать все штаты, где он сейчас впереди, и выиграть там, где число избирателей, поддерживающих каждого из кандидатов, приблизительно равно, но и вытеснить Буша из нескольких «голубых штатов». Это задача чрезвычайно сложная, если не сказать непосильная.
Судя по всему, пик популярности Гора остался далеко позади. Вице-президент не смог получить поддержки более чем половины опрошенных избирателей ни разу с момента начала кампании, даже когда обошел по результатам опроса своего соперника. Количество тех, кто имеет резко отрицательное мнение о нем и не будет голосовать за него ни при каких условиях, на десять процентов выше, чем тех, кто аналогично относится к Бушу. Гору не удается сыграть даже на тех вопросах, в которых демократы были традиционно сильны. Избиратели отмечают, что предложения республиканцев по усилению социальной защиты населения им нравятся ничуть не меньше, чем предложения их соперников. Мало того, популярность Буша, похоже, стала расти и среди тех категорий населения, которые традиционно симпатизировали демократам и были главной опорой для Гора — например среди латиноамериканцев.
Все это не может быть гарантией победы Джорджа Буша на президентских выборах 2000 года. Однако никто не станет спорить, что он использовал время, прошедшее после первичных выборов, значительно эффективнее, чем Гор. И добился таких результатов за счет пересмотра своих взглядов, переместившись по политическому спектру в направлении центра. Но самое главное — он сумел при этом не потерять своих сторонников из числа правых. А его соперник за это же время «достиг» обратного. Только он начал робко искать опору в центре, как тут же ощутил недоверие среди активистов левого лагеря.
Однако сейчас это проблема для вице-президента США не единственная. В конце июня стало известно, что Партия зеленых выдвинула кандидатом в президенты своего лидера — Ральфа Нэйдера. Уже сейчас новоиспеченный кандидат только в Калифорнии, традиционно считавшейся оплотом демократов, способен оттянуть на себя не менее десяти процентов голосов избирателей. Интересно, что феномен Нэйдера многие наблюдатели склонны объяснять весьма просто — слабостью предвыборной кампании Эла Гора и разочарованием в нем его потенциальных сторонников.
В то же время сам вице-президент не может просто отмахнуться от Нэйдера по нескольким причинам. Прежде всего, лидер «зеленых» имеет определенную поддержку профсоюзов, а профсоюзы традиционно играют значительную роль в предвыборной кампании демократов. Объединенный профсоюз работников автомобильного транспорта и водителей грузовиков демонстративно отказался поддерживать Ала Гора после того, как Нэйдер блестяще выступил на заседании исполнительного совета этой организации и сорвал овации за бичевание соглашения НАФТА (устанавливающее режим свободной торговли между Канадой, США и Мексикой) и желание нынешней администрации установить аналогичный режим для Китая. Достаточно того, чтобы профсоюзные боссы остались в ноябре на своих сегодняшних позициях, и за этот участок своей кампании Буш может не беспокоиться.
Феномен Нэйдера вскрывает вторую, пока не обозначенную четко, однако весьма серьезную проблему, стоящую перед вице-президентом: после двух сроков пребывания у власти демократам становится все труднее вызывать новый энтузиазм у своих сторонников. Впрочем, это характерно не только для демократов. Дело в том, что во время первого срока нахождения у власти президента проголосовавшие за него обычно не очень требовательны. Если же их чаяния остаются неудовлетворенными и во время второго срока, то недовольство избиратели обычно вымещают на следующем избраннике. В свое время вице-президент Буш столкнулся с подобной проблемой, оказавшись не в состоянии найти общий язык с правыми республиканцами. Сегодня Гор испытывает то же самое в отношении левых демократов.
Преодоление этих трудностей осложняется еще одной неприятностью, внезапно обрушившейся на вице-президента, — решением высшего совета министерства юстиции создать специальную комиссию для расследования возможных злоупотреблений в вопросах финансирования предыдущей президентской кампании демократов.
Как и в случае с Нэйдером, эта проблема не затрагивает вице-президента непосредственно, а выдвигаемые обвинения в таком правовом государстве, как наше, просто вызвали бы улыбку. Гору инкриминируют участие в мероприятии по сбору средств на предвыборную кампанию демократов в одном из буддистских храмов, а также предъявляют претензии по поводу того, что он из служебного кабинета в Белом доме звонил некоторым влиятельным лицам и организациям с настойчивыми просьбами о пожертвованиях в фонд его партии. Согласно американским законам, такие действия приравниваются к злоупотреблению служебным положением.
Гор имеет достаточно возможностей для оправдания по обоим обвинениям. Что касается буддистского храма, то запланированное здесь мероприятие вначале не было связано со сбором финансовых средств. Однако в последний момент оно превратилось во встречу с местной религиозной общиной, имевшую явно пропагандистские цели. Конечно, это было незаконным, однако вице-президент в период предвыборной кампании работал по 18 часов в сутки и, естественно, не мог быть ответственным за все изменения в программе тех мероприятий, в которых принимал участие.
Что же касается телефонных звонков, то в этом случае доказать факт сознательного нарушения вице-президентом безумно запутанных и сложных американских законов в области финансирования предвыборных кампаний будет очень сложно.
Однако суть не в том, имелись элементы криминала в действиях Ала Гора или нет. Выдвинутые обвинения укрепили колеблющихся избирателей в обоснованности их главных подозрений в отношении личности вице-президента — они убедились в том, что, во-первых, ему нельзя доверять, а во-вторых, — что он сам до конца не определился в своих политических пристрастиях. Последнее подтверждается как его политическими лозунгами, так и его поведением. Сперва Гор критиковал «рискованные» предложения своего соперника-республиканца по сокращению налогов или реформированию социальной защиты, а через некоторое время он уже объявлял об увеличении в два раза заявленных им показателей сокращения налогообложения и предлагал выделять субсидии для людей, откладывающих деньги в личный пенсионный фонд.
Упомянутые недостатки Ала Гора как кандидата в президенты имеют неприятную особенность взаимного усугубления. Понятно, что любой претендент на высшую государственную должность в США, занимающий в период предвыборной кампании пост вице-президента, должен и дистанцироваться от ошибок своего предшественника, и в то же время использовать достижения предыдущей администрации в качестве кредита на свое будущее правление. Для Ала Гора такое балансирование особенно рискованно — он просто обязан строить свою кампанию на пропаганде успехов действующего президента в сфере экономики и при этом должен избежать отождествления в глазах избирателей своей личности с Биллом Клинтоном, позволившим себе аморальные похождения (что в условиях появления обвинений в финансовых злоупотреблениях выглядит весьма проблематично).
Если вице-президент хочет избавиться от приставки «вице-» в названии своей будущей должности, эту задачи он должен решить в течение двух ближайших месяцев. Пока американские избиратели мало уделяют внимания грядущим выборам, а думают больше о летних отпусках, у него еще есть время для перелома ситуации в свою пользу. К тому же впереди два события, которые можно эффективно использовать для этого. На августовской конференции Демократической партии Гор должен объяснить, чем его президентство будет отличаться от президентства Клинтона, а на традиционных октябрьских теледебатах лидеру демократов предстоит доказать, что его программа лучше обещаний Джорджа Буша.