Новый турецкий парламент приведен к присяге. Сейчас важнейшими вопросами остаются: кто будет новым спикером парламента, как будет формироваться новое правительство и кто станет новым президентом Турции после Ахмета Сезера. Также не менее существенный вопрос — радикальные или косметические изменения проведет премьер-министр Реджеп Эрдоган в своем новом кабинете и будет ли на этом исчерпан политический кризис, который в результате зашедших в тупик президентских выборов в апреле-мае стал причиной досрочных выборов 22 июля.
Премьер Эрдоган не собирался спешить и представлять президенту Ахмету Сезеру новый список кабинета в течение 48 часов после того, как его назначили на эту должность. Но он вряд ли будет использовать весь 45-дневный период, отведенный ему для формирования нового кабинета. Чего же ожидать? Реджеп Эрдоган должен распутать узел из многих проблем, прежде чем сможет сформировать новый кабинет. Первыми в этом узле будут выборы нового спикера. Похоже, для правящей умеренно-происламской Партии справедливости и развития (ПСР) не составит труда провести компромиссную кандидатуру на этот пост.
После избрания нового спикера начнется 30-дневный период для выборов президента. Если спикера изберут девятого августа, то после его избрания начнет функционировать парламент, который должен завершить выборы нового президента до седьмого сентября. А это означает, что у Реджепа Эрдогана останется еще 12 дней до окончания 45-дневного срока для формирования нового правительства. Однако получить вотум доверия от парламента для формирования кабинета можно будет после избрания нового президента.
Реджепу Эрдогану нужно больше времени, чтобы провести операцию по «протягиванию» на президенство протеже Партии справедливости и развития министра иностранных дел Абдуллы Гюля или бывшего спикера парламента Булента Аринка. Все это необходимо сделать так, чтобы провести «кандидата согласия», не втягиваясь в новый конфликт с лидерами оппозиции и не вызывая нового политического кризиса по вопросу президентства. Эрдоган стремится положить начало новой политической эре для Турции, прибрав к рукам все козыри, с которыми его деятельность на должности премьер-министра может оказаться еще более успешной, чем раньше.
В этом смысле, вероятно, небезосновательна информация, согласно которой существуют определенные «тайные договоренности» между премьер-министром и мощными турецкими вооруженными силами относительно формирования нового периода. Пока эта информация не получила официального подтверждения, но когда мы увидим, как он сформировал новый кабинет и кого предложил на пост президента, можно будет сказать, что «капитану турецкой политики» нужны спокойные воды, чтобы воплощать в жизнь навязчивую идею, которую на прошлых выборах поддержало почти 47% турецкого электората.
Результаты недавних выборов свидетельствуют о том, что в сознании народа ислам сохранил свою силу и некоторые политики, получившие религиозное воспитание, позиционируют себя как альтернативу секулярному истеблишменту. Многие турки, в частности влиятельные армейские генералы, справедливо опасаются, что Абдулла Гюль (в случае его избрания) воспользуется президентскими полномочиями — а среди них право наложения вето на решение законодательной власти, — чтобы помочь своему союзнику премьер-министру Реджепу Эрдогану разрушить барьер между государством и религией. Например, приверженцы секулярной модели хотят сохранить запрет на ношение мусульманских головных платков в государственных учреждениях и других общественных местах.
Победа партии Реджепа Эрдогана с наибольшим, начиная с 1969 года, количеством голосов может дать ему мандат на то, чтобы снять некоторые мусульманские ограничения, включая мусульманский платок, которые легли в основу образования современной Турции в 1923 году Мустафой Кемалем Ататюрком. Можно вспомнить, что турецкие военные уже четыре раза, начиная с 1960 года, разгоняли происламские правительства. Сегодня сложно прогнозировать, как далеко способен зайти Эрдоган в своих происламских устремлениях и как долго может терпеть подобные действия турецкая армейская верхушка.
С другой стороны, 47% голосов избирателей, полученных Партией справедливости и развития, прямо указывают, что настало время попытаться слегка модернизировать установленные Ататюрком правила, принятые после провозглашения Турции на руинах Оттоманской империи. Реджеп Эрдоган, выступая после победы, пообещал расширить демократические права и уверил, что будет искать взаимопонимания со светскими институтами во главе с военным командованием по вопросу роли ислама в турецком обществе.
Электорат показал, что наследие и принципы Ататюрка больше не соответствуют реалиям текущей турецкой политики. Вместе с тем, считают турецкие эксперты, скорее всего, военные признают победу происламских сил и пока будут вести себя сдержанно, наблюдая за развитием событий. «Они выиграли игру, — сказал отставной генерал Риза Кукукоглу, — сейчас мы должны дать им время показать себя и следить, будет ли Партия справедливости и развития действовать согласно правилам Ататюрка». Военные, поддержанные светскими турецкими партиями и большинством городских элит, усматривают продвижение Эрдоганом в общественную жизнь мусульманских ценностей как угрозу национальной идентичности, светскости и демократии.
Победа происламской Партии справедливости и развития, в сущности, расколола турецкое общество пополам по политическим вкусам и показала, что существуют большие разногласия между исламистами и приверженцами светского пути развития страны. Но если премьер-министр Реджеп Эрдоган снова будет выдвигать на президентскую должность своего протеже Абдуллу Гюля, он тем самым вновь бросит вызов военным, испытывая их терпение. Поэтому не исключено, что в случае попыток Эрдогана осуществить «исламскую реставрацию» армия найдет возможность вмешаться в политический процесс в стране и в пятый раз отстранить происламистские силы от власти. Причиной этого может быть ограничение демократии и угроза светским принципам, заложенным Ататюрком.