К итогам парламентских выборов
В ХХ веке Турция прошла сложный исторический путь. После ее поражения вместе с Германией в первой мировой войне Великобритания, Франция, Греция, Италия ввели в Турцию войска и собирались разделить между собой значительную часть турецкой территории. Национально-освободительная война турецкого народа 1919 - 1922 гг. под руководством генерала Мустафы Кемаля (в 1934 году парламент присвоил ему фамилию Ататюрк - отец турок) спасла независимость Турции. В стране был создан новый парламент - Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), новое правительство, ликвидирована монархия. 29 октября 1923 года Турция была провозглашена республикой.
Президентство М.К.Ататюрка в 1923 - 1938 годах ознаменовалось проведением глубоких преобразований, в основе которых лежало два принципа: лаицизм - развитие Турции, как светского государства, в соответствии с которым в 1928 году ислам перестал быть государственной религией, и этатизм - решающая роль государства в развитии экономики. В политическом плане в стране был установлен авторитарный режим, создание свободных профсоюзов, политических партий, кроме правительственной Народно-Республиканской партии (НРП), запрещалось.
После смерти М. К.Ататюрка позиции камилистов пошатнулись, и к середине сороковых годов в Турции сложилось широкое недовольство существовавшими порядками. Засилье бюрократии, этатизм сдерживали развитие экономики. В этой ситуации президент Ииненю отменил однопартийную систему. С 1950 по 1960 г. у власти находилась Демократическая партия (ДП), проводившая курс на развитие частно-капиталистического предпринимательства. Но ей не удалось обеспечить экономическую и политическую стабильность в стране. 27 мая 1960 года, в условиях массовых антиправительственных выступлений, военные совершили государственный переворот, создали Комитет национального единства, который взял власть в свои руки. Премьер-министр Мендерес и еще два члена правительства были признаны виновными в нарушении конституции и повешены в 1961 году. 461 человек был приговорен к различным срокам тюремного заключения. После принятия референдумом в июле 1961 года новой конституции, провозгласившей основные демократические права и свободы, страна вернулась к гражданскому управлению.
60-е и 70-е годы прошли в борьбе за власть между Народно-Республиканской партией и Партией справедливости (ПС), преемницей Демократической партии. В этот период, в марте 1971 года произошло очередное вмешательство военных в руководство страной. Перед премьер-министром С.Демирелем (ПС) был поставлен ультиматум: либо он покончит с анархией и будет проводить необходимые реформы, либо армия возьмет власть в свои руки. Это не был переворот, но после ухода С.Демиреля в отставку руководство армией два года формировало надпартийные правительства и назначало премьер-министров. С осени 1973 года политический процесс вышел из-под контроля военных, и соперничество двух ведущих партий возобновилось. НРП как партия «левее центра» обещала социально-экономические преобразования в интересах мелких предпринимателей, рабочих, служащих, а также расширение демократии. ПС действовала под лозунгами защиты прав собственности. Ни одной из них не удавалось самостоятельно создать правительство, приходилось вступать в союз с правым клерикальными партиями: Партией национального спасения Н.Арбакана и Партией националистического движения А.Туркеша. А страна тем временем впадала в глубокий кризис. Этому способствовал многократный рост мировых цен на нефть. Турцию захлестнула волна террора. В 1979 году в стране произошло более пяти тысяч политических убийств. Показателем кризиса было и то, что с марта по середину июня 1980 г. в ВНСТ состоялось 105 туров по выборам президента, но он так и не был избран.
12 сентября 1980 г. опять последовал военный переворот, власть в свои руки взял Совет национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом Эвреном. СНБ приостановил действие конституции, отстранил от власти правительство С.Демиреля, созданное в 1979 г., прекратил деятельность политических партий (в 1981 г. они вообще были запрещены и распущены, чего не было в 1960 г.) В дальнейшем СНБ действовал по схеме, апробированной в 1960 - 1961 гг. В ноябре 1982 г. путем референдума была принята новая конституция. Она установила сильную президентскую власть и сделала парламент однопалатным. В соответствии с конституцией президентом страны на семь лет стал генерал Эврен как председатель СНБ и глава государства на момент референдума. После принятия конституции развернулся процесс создания политических партий, и в ноябре 1983 г. были проведены парламентские выборы. На них победила Партия отечества (ПО) во главе с Тургутом Озалом. Программа этой партии отразила многие установки бывшей Партии справедливости. Сам Т.Озал после переворота 1980 года занимал пост заместителя премьер-министра. Сформировав правительство, Т.Озал приступил к осуществлению широкой программы реформ, основы которых были намечены еще в 1979 году правительством С.Демиреля, у которого он был советником. Они включали в себя отказ от жесткого государственного регулирования экономики, переход от импортозаменяющего к экспортоориентированному производству... Было создано производство новых видов продукции - электромашин, транспортных средств, современного вооружения. В результате положительных изменений в сельском хозяйстве страна стала обеспечивать себя продовольствием. Демократизировалась общественно-политическая жизнь.
Имевшие место негативные последствия политики реформ (банкротство ряда предприятий не выдержавших конкуренции, высокий уровень безработицы) дали на выборах 1991 года перевес Партии верного пути, возглавляемой С.Демирелем и вобравшей в себя последователей левого крыла Партии справедливости. Он же возглавил правительство, созданное в коалиции с Социал-демократической народнической партией. После смерти в мае 1993 года президента Т.Озала ВСНТ избрало С.Демиреля президентом, а главой партии и правительства стала Тансу Чиллер - первая женщина премьер-министр в истории Турции. Страна продолжала движение по пути начатых реформ, однако избежать обострения экономических проблем правительству не удалось. В марте 1994 года вспыхнул валютный кризис. Внешняя задолженность превышала 50 млрд. долларов.
В сентябре 1995 г. Республиканская народная партия (новое название социал-демократической народнической партии) вышла из коалиции с Партией верного пути. Коалиционное соглашение ПВП с противоположными между собой Демократической левой партией во главе с Б.Эджевитом (преемницей левого крыла прежней НРП) и Партией националистического действия А. Тюркеша оказалось кратковременным. Б.Эджевит добивался уступок рабочим государственного сектора, для чего нужно было изыскать минимум сорок триллионов турецких лир (800 млн. долларов), А.Тюркеш был против сближения с европейскими структурами и дальнейшего процесса демократизации. Эта коалиция распалась, 15 октября правительство получило вотум недоверия, но положение спас лидер Республиканской народной партии Дениз Байкал, восстановив коалицию с Т.Чиллер и ее партией. Двух лидеров объединяла ориентация на сближение с Европейским Союзом.
Поскольку ситуация в ВНСТ была неустойчивой, после разрешения правительственного кризиса лидеры основных политических партий приняли решение провести 24 декабря 1995 г. досрочные парламентские выборы.
Оценивая результаты этих выборов, следует учитывать, что по новому избирательному закону количество мест в парламенте было увеличено с 450 до 550, а также введен пропускной порог в 10% голосов.
Очевиден успех Партии благоденствия - 21,06% голосов (158 мест). В прошлом парламенте у нее было 38 депутатов. Популистские обещания дать дешевый хлеб, честное правительство, а также антизападная и происламисткая риторика оказались успешными. Важной опорой для ПБ стали обитатели беднейших районов крупнейших городов, бежавшие из деревни в поисках лучшей жизни. Так впервые за все время существования Турецкой республики наибольшего успеха на выборах добилась происламистская партия.
Партия верного пути получила 19,48% голосов (135 мест) против 27% на прошлых выборах. Внешнеполитические успехи Т.Чиллер, прежде всего форсированное решение Европарламента в середине декабря 1995 г. о приеме Турции в Европейский таможенный союз (а этот шаг преследовал цель укрепить позиции правительства Т.Чиллер и ее партии) не смогли перевесить воздействия на избирателей экономических трудностей, отражением которых является инфляция на уровне 80% в год.
У Партии отечества - 19,69% голосов (132 места) против 24% голосов на прошлых выборах.
У Демократической левой партии - 14,68% голосов (75 мест) против 10,8% в 1991 году. Успех этой партии связан с активной поддержкой экономических и социальных требований людей наемного труда.
У Республиканской народной партии 10,64% голосов (50 мест), что намного меньше, чем было раньше.
В результате выборов ситуация в парламенте осложнилась, поскольку нет очевидного лидера. Партия благоденствия не может претендовать на формирование правительства. Коалиция с ней других партий проблематична. Объективно необходимой является коалиция Партии верного пути и Партии отечества. Но их отношения, при отсутствии непримиримых программных расхождений, давно отягощены соперничеством. А тут предстоит решать - какой партии быть лидером в будущей коалиции, кому быть премьер-министром. У Партии отечества - больше голосов, у Партии верного пути - больше мест в парламенте. Но даже в случае создания коалиции между ними это даст 267 мандатов, а для обеспечения вотума доверия требуется 276. Значит необходим еще третий партнер.
Если ПВП и ПО не придут к соглашению, то ситуация становится еще более неясной. Без Партии благоденствия ни ПО, ни ПВП, блокируясь с Демократической левой партией и Республиканской народной партией, большинства в 276 человек не получат. В соответствии с конституцией, если в течение отведенных для этого 45 дней не будет создано правительство, то президент сам назначит правительство, которое через три месяца проведет новые выборы. Такая перспектива вновь избранных депутатов не привлекает.
Турция - сосед и партнер Украины. Ее стабильность и безопасность - часть нашей безопасности. Успешное продвижение Турции по пути прогресса, преодоление ею трудностей открывает новые возможности для дальнейшего развития сотрудничества между нашими странами.