UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТУПИК, В КОТОРЫЙ НАС ЗОВУТ

Буквально на следующий день после парламентских выборов начались разговоры о том, насколько нынешний парламент будет лучше предыдущего...

Автор: Ярослав Василенко

Буквально на следующий день после парламентских выборов начались разговоры о том, насколько нынешний парламент будет лучше предыдущего. Ведь в нем якобы куда больше европейски настроенных политиков, выступающих за полномасштабную интеграцию Украины в Европейский Союз. Многие комментаторы даже убеждены, что на основе этой идеи может быть сформировано парламентское большинство.

Но, увы, не все так просто. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в Украине снова разворачивается борьба «интеграционных направлений», а европейски настроенные члены Верховной Рады не так уж единодушны в своем стремлении в Европу. Одни, говоря о европейской интеграции Украины, действительно искренне хотят видеть страну в Европейском Союзе. Другие же, прикрываясь словами о евроинтеграции, реально выступают за интеграцию с РФ, отстаивая лозунг «В Европу — вместе с Россией».

Меня всегда ставил в тупик этот девиз. Главным образом потому, что он чрезвычайно размыт, и каждый вкладывает в него все, что вздумается. Не добавляют ясности даже комментарии его главных идеологов. Непонятно: то ли Украина должна вместе с Россией интегрироваться в Европу, то ли совместными усилиями пытаться достичь уровня европейских стандартов, то ли советоваться с Россией по поводу каждого шага в сторону Европы. Вполне возможно, что главное — чтобы лозунг просто звучал, а его конкретное содержание — это дело десятое. Хотя, и это надо признать, в этой расплывчатости есть и определенное достоинство: в зависимости от ситуации и политического момента можно варьировать трактовку лозунга. И это делает его универсальным, а значит — очень удобным.

И все-таки, несмотря на всю размытость, можно предположить, что речь идет именно о совместной с Россией интеграции в Европейский Союз. На эту мысль наводит фраза из недавнего выступления одного из апологетов «совместной интеграции» Андрея Деркача в российской Государственной думе. Среди прочего он говорил и о «…полноценной интеграции в экономические и политические структуры объединенной Европы, заявленной целью внешней политики Украины и России».

Но кто сказал, что цель России — «полноценная интеграция в экономические и политические структуры объединенной Европы»? Ни в одном из официальных российских документов нет упоминания о том, что Россия стремится интегрироваться в Европейский Союз. Ни один официальный российский чиновник не говорил и не говорит о том, что Россия намерена стать членом ЕС. Эту официальную позицию Кремля в очередной раз подтвердил и министр иностранных дел Игорь Иванов. В Лондоне месяц назад он заявил журналистам, что Россия не планирует вступать в Евросоюз.

Но, несмотря на всю свою абсурдность, идея совместной украинско-российской интеграции в ЕС не лишена привлекательности для среднестатистического украинца. В Украине население благосклонно относится как к сотрудничеству с Россией, так и к интеграции в Европейский Союз. Показательны в этом отношении результаты социологического опроса УЦЭПИ им. А. Разумкова, проведенного в феврале этого года: 31,6% опрошенных украинцев считают приоритетным направлением внешней политики Украины отношения с Россией и почти столько же — 31,3% — выступают за развитие отношений с ЕС.

И довольно часто средний украинец не видит противоречия между интеграцией в Европейский Союз и интеграцией с Российской Федерацией. Политическим невежеством населения активно пользуются политики. Преследуя свои цели либо в сфере политики, либо в сфере бизнеса, они популистски используют лозунг «В Европу — вместе с Россией», демонстрируя электорату, что нет необходимости противопоставлять интеграцию в Европейский Союз интеграции с Российской Федерацией и можно одинаково успешно интегрироваться в богатую Европу и нищую Россию. Все это можно было услышать в недалеком прошлом, в период предвыборный кампании.

В отличие от среднего украинца политическая элита Украины, кажется, в целом не воспринимает серьезно этот лозунг. Во всяком случае, глава президентской администрации Владимир Литвин в своей недавней статье «Чей вектор длиннее?» отзывается о лозунге довольно скептически. И создается впечатление, что правящая элита вовсе не намерена принимать его как официальную доктрину. Во всяком случае, пока такие настроения не наблюдаются.

Да, безусловно, признают даже «истинные» евроинтеграторы, лозунг «В Европу — вместе с Россией» имеет некоторые плюсы. Если, конечно, он подразумевает совместные усилия по приобщению к европейским ценностям и достижение европейских стандартов. Или — совместное участие в европейских экономических проектах. Но проблема в том, что сторонники «В Европу — вместе с Россией» демонстрируют, что суть лозунга иная: под ним подразумевается, что Киеву нет необходимости предпринимать шаги, отличные от действий Москвы. Более того, с ней нужно координировать шаги по интеграции в Европейский Союз.

Но, согласитесь, довольно затруднительна координация шагов, когда один из двух стратегических партнеров не стремится к тому, чтобы стать членом ЕС. Как раз в этом, кстати, серьезный минус лозунга в глазах правящей элиты. Если «В Европу — вместе с Россией» станет официальной идеологемой, то официальный Киев дезориентирует своих европейских партнеров, и так уставших от бесконечной украинской неопределенности. Следствием этого может стать то, что Украина выпадет из раздела «Будущее Европы» заключительного документа Гетеборгского саммита ЕС и перейдет в раздел «Внешние партнеры», где окажется как раз вместе с Россией. Иными словами, евроинтеграционная перспектива Украины станет куда более пессимистичной. В сущности, лозунг «В Европу — вместе с Россией» призывает в Европу, но тянет в Евразию.

Кроме того, каждая страна имеет свои национальные интересы, которые усложняют гипотетическую координацию. Например, когда речь заходит о приватизации газотранспортной системы Украины и политики тарифов, демаркации границы или о том же договоре по реадмиссии и отношении к Евразийскому экономическому сообществу. Не говоря уже о НАТО: несмотря на сближение России и Североатлантического альянса, слишком уж отличаются подходы Киева и Москвы в вопросе расширения этой организации на Восток. Разница в подходах Киева и Москвы в этих, да и других вопросах, очевидна.

Все это хорошо заметно с печерских холмов, что и предопределяет скептическое отношение к навязчивому лозунгу украинской власти. К тому же, и это не проходит мимо внимания Банковой и Михайловской, в РФ отношение к девизу «В Европу — вместе с Россией» тоже, мягко говоря, критическое.

Очевидно, что если бы в России были заинтересованы в лозунге, то Кремль публично поддержал бы в Украине тех, кто так ратует за совместную украинско-российскую интеграцию в ЕС: ведь в Москве с такой любовью относятся к лояльным к ней политикам. Но если на уровне экспертов, особенно со стороны тех, кто близок к Фонду эффективной политики или Институту политических исследований, можно услышать одобрение лозунга, то государственные мужи категоричны. Так, российский вице-премьер Виктор Христенко, который по просьбе радио «Свобода» комментировал девиз «В Европу — вместе с Россией», высказался однозначно: «Россия не ставит вопрос о вступлении в ЕС и НАТО». И далее добавил: «Мы не позволим популистам какой-либо страны использовать имидж России в своих политических интересах».

Другое дело, что российские политики говорят о том, что интеграция России и Украины не противоречит развитию отношений этих стран с Европой. О чем еще раз сказал в Одессе Владимир Путин и призвал Украину присоединиться к Евразийскому экономическому сообществу. Но эти призывы в Киеве встречают непонимание, поскольку Украина не вынесет интеграции в две совершенно различные экономические системы — ЕС и ЕврАзЭС.

Скепсис подпитывает и реакция европейцев. Представитель Евросоюза Питер Гилфорд прокомментировал злополучный лозунг радио «Свобода» следующим образом: следуя этой логике, можно придумать лозунг, а то и призыв «В Европу вместе с Китаем, Кореей и Маврикием…» К тому же в Киеве всерьез опасаются, что эксплуатация лозунга может дать козырную карту тем европейским политикам, которые не видят в объединенной Европе место для Украины. Не секрет, что сегодня ни НАТО, ни Европейский Союз еще не выработали четкой стратегии в отношении Украины. Пока еще идет борьба тенденций. И лозунг «В Европу — вместе с Россией» неплохо вписывается в представления тех консервативных политиков, которые предпочитают видеть Украину под российским протекторатом и в евразийском пространстве, но никак ни в европейском. А это никак не может устроить официальный Киев, объявивший членство в ЕС стратегической целью.

…Россия слишком большая. И ее невозможно игнорировать. Россия имеет слишком сильные позиции в Украине. И с этим приходится считаться. Фактор России всегда будет присутствовать в украинской политической жизни. И сотрудничество с ней в Европе неизбежно. Либо в таких политических структурах, как ОБСЕ и Совет Европы, либо в европейских экономических проектах. Но сотрудничество не должно быть самоцелью и достигаться любой ценой: не думаю, что платой за это сотрудничество должны стать суверенитет страны и поверженная в прах мечта о членстве в Европейском Союзе.