Чем стремительнее приближается час «Х» по выходу евреев из Газы и чем чаще звучит знакомая фраза «одностороннее отделение», тем громче и масштабнее сопротивление поселенцев и их сторонников, тем яростнее действия палестинских террористических организаций. Кульминацией бурных событий последних дней стал двойной теракт в городе Беер-Шева на юге Израиля.
На этой неделе большинством голосов парламентской фракции партии «Ликуд» был одобрен поэтапный план по «одностороннему отделению» от палестинцев. Вопрос об эвакуации поселений приобрёл конкретные очертания — даты, условия, цифры… Процесс, что называется, пошёл, и деться от него уже некуда, да и некогда. Закипела работа по реализации плана премьер-министра Израиля Ариэля Шарона по выходу из сектора Газа. Особому комитету по делам эвакуации предстоит потрудиться в поте лица, чтобы не сбиться с намеченного графика. А реалии таковы, что глава правительства полон решимости завершить этот процесс как можно быстрее, даже с опережением официально установленного срока — то есть за три месяца до конца 2005 года. Что интересно, эвакуация поселенцев начнётся значительно раньше, чем кабинет министров проголосует за нее. Но это уже не столь важно, так как осенний политический марафон не сможет что-либо изменить.
Переселение добровольцев начнётся очень скоро, ещё до того как правительство приступит к подготовке для них альтернативного жилья. Перекантоваться месяц-другой у родственников со всеми своими пожитками для евреев дело обычное, зато компенсационные выплаты таким семьям обещаны уже 14 сентября 2004 года. Тех переселенцев, кто не окажется в «эшелоне добровольцев» осенью 2005 года, будут выселять из своих домов в принудительном порядке.
В истории Израиля уже был прецедент, когда тогдашний премьер-министр Менахем Бегин отдал Египту весь Синайский полуостров в обмен на заключение мирного договора между Израилем и Египтом. В марте 1982 года израильтяне покинули Синай, при этом бульдозерами и взрывчаткой был стёрт с лица земли и распахан до пустынного песка новый, с иголочки построенный город Ямит. Тогда его жители были переселены в другие районы Израиля, а многие обосновались в новых поселениях сектора Газа, откуда им вновь предстоит повторить тот же путь в глубь страны. Собственно говоря, именно Ариэль Шарон имел к этому событию непосредственное отношение и был одним из инициаторов строительства тех самых еврейских поселений, за демонтаж которых он сегодня так ратует.
Поселенцы долгие годы пользовались внушительными льготами и расположением со стороны правительства, естественно, им не понятно, как реагировать на зигзаги своего премьера сейчас. Одной из главных причин, побудивших Ариэля Шарона кардинально изменить политические взгляды, является постоянное давление мирового сообщества. Немаловажную роль в окончательном решении по уходу из Газы сыграла и экономическая сторона вопроса. Ликвидировать поселения Шарону гораздо выгоднее, чем их содержать. В охране 7500 поселенцев задействованы специальные подразделения солдат ЦАХАЛа, бронетехника и пуленепробиваемые автобусы для транспортировки жителей поселений, специально оборудованные КПП и наблюдательные вышки. На содержание всей этой армии приходится тратить из бюджета Минобороны почти 1,5 млрд. шекелей в год. «План размежевания», безусловно, тоже имеет свою цену, но эти затраты не идут ни в какое сравнение с выгодами, которые получит экономика Израиля, подорванная интифадой.
План Ариэля Шарона пока срабатывает и воспринимается во всём мире с большим воодушевлением. Оптимизм вызывали заверения официального Иерусалима не расширять уже существующие поселения на Западном берегу реки Иордан. Однако на прошлой неделе, вопреки всем предыдущим обещаниям, премьер-министр распорядился объявить тендер на строительство не тысячи, а именно 1001 единицы нового жилья на территориях, согласно уже существующему и пылящемуся в архивах проекту. Политическая стратегия Шарона понятна — по сути, он обозначает и укрепляет границы Израиля. Из этих границ исключается Газа, зато в них остаются крупные поселенческие анклавы Иудеи и Самарии. Приходится только догадываться, по какой причине премьер так резко поменял свои планы и что означает магическая цифра «1001»? Касательно цифры сразу возникает ассоциация с известной восточной сказочницей Шахерезадой, ровно столько ночей запудривающей мозги бедному султану. В роли сказочника на сей раз выступает Ариэль Шарон, а в роли слушателей — то ли Вашингтон, то ли Европа, а скорее всего, граждане собственной страны. Впрочем, израильтяне уже давно не верят в сказки, для них ближневосточные ночи кажутся слишком тёмными.
Обстоятельства, которые заставили Шарона возобновить строительство на спорных территориях, можно назвать «психологической атакой» в борьбе за кресло премьера. Его собственная правящая партия «Ликуд» уже неоднократно демонстрировала своему председателю, что она категорически против плана эвакуации поселений. Поэтому, чтобы задобрить своих же коллег, Шарон решил изменить тактику и стратегию. Проект был срочно доработан, согласован с Вашингтоном и признан соответствующим договору с США. И тут же разразился нешуточный скандал со стороны оппозиционной партии «Авода» во главе с «голубем мира» Шимоном Пересом, как ни парадоксально, активно поддерживающей план Шарона. Коалиционного правительства так и не получилось, а сказка Шарона «про 1001 ночь» окончательно поссорила «правых» и «левых». В итоге Ариэль Шарон опять оказался между молотом и наковальней, а поспешность решений, которыми он хотел угодить и нашим и вашим, не дала ожидаемого результата.
Премьерское кресло ещё больше пошатнулось под автором «плана размежевания» после теракта, который произошёл в Израиле 31 августа. В центре города Беер-Шева террористами-смертниками были одновременно взорваны два рейсовых автобуса. В результате 16 человек погибли и 100 получили ранения разной степени тяжести. До этого трагического инцидента Израиль получил небольшую передышку — взрывы в автобусах не гремели с 22 февраля этого года. Южные ворота Израиля до сегодняшнего дня оставались относительно тихим местом, куда крайне редко проникали террористы. Боевики резко изменили свой маршрут и пешком беспрепятственно прошли со стороны Хеврона, где отсутствуют заградительные сооружения.
Теракт в Беер-Шеве накануне «одностороннего размежевания» — стандартный манёвр террористов для срыва каких-либо мирных инициатив. С другой стороны, противники плана Шарона получили мощный козырь, чтобы подвергнуть сомнению правильность принятого решения по уходу из Газы. Ускоренный график эвакуации поселений они называют «бегством под огнём», что никоим образом не остановит террор. Более того, большинство поселенцев и их защитников уверены: боевики только расправят крылья в освобождённой Газе и окрылённые успехом активизируют свою террористическую деятельность против Израиля. Но, несмотря на шквал обвинений, Ариэль Шарон продолжает идти к намеченной цели. Первой и немедленной реакцией на теракт в Беер-Шеве было его заявление о том, что это вещи не взаимосвязанные и он выполнит взятые на себя обязательства до конца.
Долгое время армия и полиция никак не могли договориться, кто будет нести ответственность за последствия демонтажа поселений и форпостов. Другими словами — кто из них готов к выполнению задачи «по депортации поселенцев в рамках плана размежевания». На днях такое решение наконец-то было принято. В итоге стороны пришли к компромиссу: ЦАХАЛ будет обеспечивать общее руководство процессом эвакуации, в то время как подразделения пограничной полиции примут основной «огонь» на себя.
Самыми «крайними» во всей этой ситуации остаются поселенцы. На выселение правительство щедрой рукой выделило каждой семье по 300 тыс. долларов. Но идеология и благоустроенный быт оказались сильнее обещанных благ. Расставание со своим домом и «особой атмосферой», которая присутствует в поселениях, очень болезненно, и по-человечески этих людей понять можно. Что интересно, за последние годы поселения сильно «обрусели». Статистика утверждает, что на сегодняшний день здесь проживают до 30% бывших выходцев из стран СНГ. Говорить о том, что их жителями являются одни «вязаные кипы», как называют в Израиле религиозных евреев, крайне опрометчиво. Многие поселенцы живут там отнюдь не из сионистских побуждений. Просто комфортно жить на природе, где отсутствуют наркоманы и уголовники, где можно не закрывать на ночь дверь и вечером заглянуть на огонёк в любой дом. К тому же поселения находятся не на краю света, даже по израильским меркам расстояния до больших городов небольшие (20 — 30 минут езды), а некоторые и вовсе можно считать спальными районами Иерусалима. Из чего следует вывод — жителям поселений совсем не хочется попасть в эшелон к дисциплинированным добровольцам. И нужно сказать, они серьёзно настроены «идти на баррикады», о чём свидетельствует многотысячная акция протеста, организованная поселенческим движением в конце июля.
Такие зрелищные мероприятия случаются в Израиле не слишком часто. 150 тысяч противников «плана Шарона», дружно взявшись за руки, выстроили «живую цепь» протяжённостью 100 км от сектора Газа до Стены плача в Иерусалиме. Для доставки демонстрантов на места были задействованы 800 автобусов, тысячи полицейских и добровольных охранников, над автотрассой, вдоль которой змеилась «живая цепь», барражировали вертолёты, а само шоссе было забито безнадёжными пробками. Завершилась грандиозная акция тихо-мирно у врат Святого города пением гимна Израиля «Ха-Тиква».
Правда, праздничный фейерверк в честь этого мероприятия оказался не таким уж и мирным. В то самое время, когда тысячи поселенцев протестовали против ухода Израиля из Газы, палестинские боевики «отсалютовали» по одному из поселений миномётными снарядами. Последнее время явно просматривается определённая тенденция, вроде цепной реакции — чем тщательнее ЦАХАЛ «зачищает» территорию Газы перед своим уходом, тем активнее деятельность боевиков против жителей поселений и приграничного города Сдерот. Два месяца назад ЦАХАЛ начал операцию по предотвращению ракетных обстрелов, введя войска в северные районы Газы. Перед израильской армией была поставлена задача — создать «сектор безопасности», который отдалит пусковые установки «Касамов» от зелёной черты. Тем не менее «Касамы» сыплются на головы жителей Сдерота как из рога изобилия, а уничтоженные ЦАХАЛом палестинские «боевые плацдармы» плодятся из небытия, и конца этой замкнутой цепи не видно.
Несмотря на постоянную угрозу со стороны воинственных соседей, нежелание покидать насиженные места выражается не только протестами, но и конкретными цифрами. Более 80% жителей еврейских поселений, подлежащих ликвидации, отказались от положенных им денежных компенсаций. Люди, по сути, сознательно лишают себя возможности обустроить свою жизнь в каком-либо другом уголке Израиля, отрезая себе пути к отступлению.
События в стране накануне часа «Х» приближаются к некой критической точке, после которой может последовать неуправляемая цепная реакция. «План размежевания» оказался под перекрёстным огнём, но в этой войне вряд ли будут победители…