UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цена политического аутизма

На днях Украина передала в ЮНЕСКО и в Европейскую комиссию документы, разъясняющие украинские аргументы касательно работ по восстановлению судоходных путей в дельте Дуная...

Автор: Алла Лазарева

На днях Украина передала в ЮНЕСКО и в Европейскую комиссию документы, разъясняющие украинские аргументы касательно работ по восстановлению судоходных путей в дельте Дуная. Перед этим Румыния в течение долгих месяцев активно рассылала протесты во все возможные международные инстанции относительно украинских реконструкционных работ. Европейская комиссия сочла нужным сделать довольно резкое заявление по поводу украинского проекта. Встревоженные экологическими аргументами, забеспокоились эксперты ЮНЕСКО. Запахло серьезным осложнением дипломатических отношений. И, тем не менее, согласно нашей информации, полтора десятка страниц, разъясняющих украинскую позицию Западу, в Министерстве охраны окружающей среды переводили полгода.

Если верить Бухаресту, обустройство судоходного пути через устье Быстрое обернется маленькой экологической катастрофой. Французская пресса на страницах газет «Фигаро», «Круа» и «Либерасьон» тиражирует точку зрения лидера партии зеленых в румынском парламенте Нинель Пейя, которая утверждает, будто бы расчистка устья и углубление морского дна сразу за Быстрым повлекут «снижение уровня воды в дельте, поставят под угрозу жизнь пеликанов и практически разобьют экологическую систему природного заповедника на две части».

В тон румынским зеленым глава директората по вопросам окружающей среды Европейской комиссии Кетрин Дай еще в июле заявила, что Украина должна «немедленно прекратить строительство канала», после чего необходимо провести соответствующую экологическую экспертизу последствий реализации этого проекта.

В то же время официальный Киев отвергает экологические аргументы Румынии, настаивая на финансовой сути конфликта. Как разъяснила «Зеркалу недели» посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Наталья Зарудная, на сегодня Румыния является монополистом по использованию дельты. Это означает, что все суда, входящие и выходящие по Дунаю в Черное море, платят Бухаресту немалые таможенные сборы.

Вынуждена платить такой сбор и Украина, в то время как два природных устья — Быстрое и Прорвинское — до начала 90-х годов активно использовались в судоходных целях.

— Мы ничего не строим и не создаем в самом устье, — подчеркивает Наталья Николаевна. — Украина только расчищает настилы ила, так как устье обмелело местами до 50-сантиметровой глубины. Это никоим образом не разрушает окружающую среду и не создает экологических проблем. Сама Румыния, имея четыре шлюзовых, искусственно проложенных канала, ежегодно их расчищает.

Украинская сторона апеллирует к следующим цифрам. Восстановить судоходный потенциал устья Быстрое требуется лишь на участке в три километра. Это позволило бы Украине пропускать через свою территорию больше тысячи транспортных кораблей в год. Киев уже пообещал потенциальным партнерам в случае благополучного завершения реконструкционных работ снизить цены за транзит в 3—4 раза по сравнению с теми, которые практикует Румыния.

Кроме того, Киев настаивает на том, что всего несколько десятков лет назад Румыния использовала только 40% дунайских вод. Сегодня же, по данным украинских дипломатов, в распоряжении Румынии находится 70% водных ресурсов дельты — благодаря искусственным каналам, построенным недавно.

— Если мы расчистим устье Быстрое, то вернем себе всего лишь один процент из потерянных тридцати, — настаивает Наталья Зарудная.

—Мы привлекли к сотрудничеству по работе в дельте германское предприятие «Жозеф Мобиус», — пояснил «Зеркалу недели» первый заместитель министра иностранных дел Украины Александр Моцик. — Проект с участием немецких специалистов стоил дороже тех, что предлагали украинские предприниматели. Но мы выбрали его именно из экологических соображений. Пусть это дороже, но надежнее для сохранения окружающей среды.

Украинские дипломаты в Париже и Брюсселе постарались доказать, что на самом деле и пеликаны живы и улетать не собираются, и неприкосновенный природный заповедник под защитой ЮНЕСКО находится только на румынской территории, и что румыны, прокладывая в дельте искусственные каналы, ни разу не согласовывали работы с украинской стороной, тогда как строительство шлюзов имело негативные трансграничные последствия.

Насколько же все эти аргументы были услышаны?

«Зеркалу недели» пока не удалось узнать реакцию Европейской комиссии, так как предоставленная украинской стороной документация только поступила к ее экспертам. В департаменте по использованию биосферы в Париже также были немногословны. Один из ведущих специалистов международной сети по ресурсам биосферы согласился встретиться с корреспондентом «ЗН» неофициально.

Эксперт ЮНЕСКО, попросивший не называть его фамилию, пояснил, что в целом украинская аргументация выглядит достаточно убедительно. Однако изучение документации потребует не одну неделю, а последующая экспертиза на месте отнимет еще больше времени. Поэтому даже самые предварительные и приблизительные выводы по сути делать рано. А вот по форме...

Политическая неопытность и, возможно, излишняя дипломатическая скромность Украины обернулась необходимостью оправдываться, причем с немалым опозданием. Румыния, защищая собственные, — возможно, чисто финансовые, а может, и экологические интересы, сумела сформировать достаточно стабильное общественное мнение по теме. В то время как Украина молчала, — традиционно разбираясь с внутренними противоречиями.

В принципе, политический аутизм свойственен всем без исключения постколониальным странам. Но точная постановка диагноза сама по себе не облегчает положения.

Украина до сих пор не научилась ощущать себя игроком на международной сцене, где правила жестки и безжалостны, где каждый борется за собственные позиции и где за финансовые возможности своей страны дерутся до последнего. Украина никак не желает замечать, что политический (и финансовый) эгоизм других государств занимает ровно столько места, сколько им оставят, без оглядки на филантропию и добрососедские нежности. И самое печальное — Украина не видит, что темп ее продвижения по международной арене не совпадает с тем, который практикуют конкуренты. А это значит, что они доберутся до цели раньше.

Пожелавший остаться анонимным эксперт ЮНЕСКО подчеркнул, что на самом деле битва за Дунай для Украины совсем не выиграна. Даже если досье, составленное в МИДе, выглядит совсем неплохо. Потерян политический темп, отсутствуют солидные политические партнеры, готовые пролоббировать и защитить украинский интерес, а собственный опыт накапливается, методом проб и ошибок, слишком медленно. «Вам нужно срочно переключиться на методы активной, даже агрессивной дипломатии», — рекомендовал собеседник на прощание. Сложно сказать, насколько готов сегодня Киев отвлечься от передела остатков внутреннего рынка и ощутить себя не хутором в степи, а небольшой и не самой сильной частичкой единой, довольно тесной планеты.