UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦЕЛЬ — «НЕФТЯНОЙ ХАЛИФАТ»

Крупнейший в истории Саудовской Аравии захват заложников стал вторым подобным терактом за последний месяц...

Автор: Михаил Соколовский

Крупнейший в истории Саудовской Аравии захват заложников стал вторым подобным терактом за последний месяц. Напомним, что 1 мая пятеро иностранцев (три американца, австралиец и англичанин) стали жертвами нападения исламистов на офис швейцарско-шведской компании Эй-би-би в портовом городе Янбу на Красном море. На прошлой неделе в Эр-Рияде был застрелен гражданин Германии. И в минувшую субботу «искоренение неверных» было продолжено с новой силой.

Ворвавшись в офисные центры, расположенные в элитном районе Эль-Хубара, террористы открыли стрельбу, первой жертвой которой стал сын египтянина, служащего одной из множества международных и иностранных нефтяных корпораций, офисы которых расположены в этом районе города. Затем, проникнув в жилой комплекс «Оазис», где проживают иностранцы, террористы взяли в заложники более полусотни человек. Отпуская мусульман, экстремисты требовали от них сообщить, где находятся квартиры «неверных». Некоторые иностранцы были схвачены прямо на пороге собственных квартир.

Район немедленно оцепила полиция. На рассвете начался штурм: около двух сотен спецназовцев высадились на крышу шестиэтажного здания, в котором удерживали заложников. Первая попытка оказалась неудачной. Сразу несколько спецназовцев были ранены. Попытку пришлось повторить, в результате чего, как позже сообщили в МВД Саудовской Аравии, удалось спасти около половины заложников, однако не исключено, что часть из тех, кого спасти не удалось, были убиты во время штурма. Среди погибших граждане США, Великобритании, ЮАР, Швеции, Индии, Шри-Ланки, Филиппин и Египта — всего 22 человека, кроме того 25 раненных.

И снова «Аль-Каида» продемонстрировала свое умение наносить удары по самым уязвимым и непредсказуемым болевым точкам западной цивилизации. Беспрецедентным для Саудовской Аравии захватом заложников террористы показали способность не только убивать и внушать страх целым странам, но и влиять на стратегически важные отрасли экономик многих государств.

Эксперты одной из самых авторитетных американских организаций по экономическим исследованиям «Санфорд Бернстейн» подсчитали, что успешный теракт на объекте добычи или транспортировки саудовской нефти, о возможности осуществления которого уже предупреждали западные секретные службы, может привести к последствиям, сравнимым с последствиями иранской революции 1979 года, когда цена на баррель нефти достигла заоблачных высот.

На первый взгляд, нападение боевиков «Аль-Каиды» не имело прямых последствий для снабжения международных рынков нефтью. Оно было направлено, скорее, против обитателей жилого комплекса, нежели против нефтеперегонных заводов, нефтяных терминалов и нефтепроводов, а потому не оказало прямого воздействия на поставки «черного золота». Однако, по мнению аналитиков, оно продемонстрировало, что воинствующие исламисты способны наносить удары в самое сердце нефтеносного региона этого королевства, и, следовательно, это не может не вызвать усиления озабоченности по поводу уязвимости и без того уже напряженных мировых рынков от нарушений поставок нефти.

Теракт в Эль-Хубаре проливает яркий свет на существующие опасности в регионе, обладающем самыми большими разведанными запасами нефти. Саудовская Аравия — ведущая держава организации ОПЕК — представляет собой идеальную цель для исламских террористов. Здесь каждый их удар больно бьет сразу по двум врагам: по ненавистному Западу, который зависит от нефти, и по не менее ненавистному собственному королевскому дому, опирающемуся на политическую и экономическую кооперацию с Западом. То, что нефтяное богатство может приносить плоды только благодаря интеграции страны в мировую экономику, мало интересует сторонников насилия, утверждающих, что они защищают «капитал мусульман». Поэтому следует ожидать продолжения террора в этой стране, который будет направлен в первую очередь против иностранцев, хотя и не только против них. Тонкие различия между дружелюбно настроенными по отношению к США странами и теми государствами, кто критикует их, проводиться не будут: на прошлой неделе на улице в Эр-Рияде исламские экстремисты застрелили немца.

По мнению аналитиков, авторитет саудовских властей, объявивших себя лидерами борьбы с терроризмом в регионе после терактов 11 сентября, сильно пошатнулся. До этого Эр-Рияду удавалось, так сказать, держаться меж двух огней: с одной стороны, это Вашингтон, обвинивший власти страны в поборничестве террористам из «Аль-Каиды», требующий поддержки в борьбе с терроризмом и негодующий по поводу беспрецедентного роста цен на нефть; с другой — традиционная для исламских стран солидарность и угроза всплеска радикальных умонастроений и экстремизма. После субботнего теракта так балансировать уже вряд ли удастся.

Вот уже многие месяцы страх, связанный с нападениями террористов на крупные нефтяные объекты, способствуют устойчивому росту цен на сырую нефть и бензин.

Две недели назад цены на американскую нефть (без учета инфляции) в Нью-Йорке достигли 41,85 долларов — самой высокой отметки за всю историю в абсолютных ценах. В сегодняшних ценах нефть в 1979 году доходила до 80 долларов за баррель. Тогда это привело к серьезному экономическому кризису на Западе. Сейчас, предупреждают экономисты, если цены продержатся на столь высоком уровне еще пару месяцев, можно ждать роста инфляции и издержек производства, замедления темпов экономического роста, стагнации. Учитывая общую глобализацию экономики, вряд ли эта ситуация останется локальной.

И не удивительно, что дипломаты, нефтяные компании и экономисты содрогаются при мысли о том, что успех террористов создаст эффект домино с долгосрочными катастрофическими последствиями для половины мира. «Священная война» «Аль-Каиды» все ближе подбирается к нефти и вызывает все более мощный резонанс на рынках и в правительственных кругах многих государств мира.

То, что подобные теракты совершаются именно сейчас, случайностью не назовешь. Руководство Саудовской Аравии объявило о намерении увеличить квоты добычи нефти. Эта мера с учетом стремительно растущих цен на нефть и в предверии конференции стран-членов ОПЕК была четким сигналом в адрес США: с помощью увеличения нефтедобычи мы позаботимся о стабилизации ситуации на мировом рынке. Мы остаемся незаменимым партнером.

Не требуется никаких теорий заговора, чтобы объяснить поведение ячеек группировки «Аль-Каида». Соединенным Штатам нужно все больше нефти, поэтому они нуждаются в Саудовской Аравии, которая заботится о сохранении приемлемых цен. А раз это так, то можно ожидать новых нападений террористов на США и их союзников.

Как и предполагалось, на состоявшемся в четверг заседании ОПЕК министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими предложил членам организации стран — экспортеров нефти увеличить установленный лимит ежедневной добычи на 2,5 млн. баррелей (до 26 млн.) с целью снизить цены. После саудовских событий это заседание проходило очень сложно. Многих присутствующих интересовал вопрос: может ли аль-Наими дать гарантии, что Саудовская Аравия, проявившая полную неспособность защититься от «Аль-Каиды», увеличит добычу с нынешних 8,5 млн. баррелей до 9,1 млн. баррелей в день? Тревога по поводу будущих возможных терактов на саудовских объектах и все более жесткие меры безопасности, реализуемые иностранными нефтяными компаниями, являются элементами, которые с каждым днем все больше затрудняют добычу и транспортировку нефти.

Беда в том, что Эр-Рияд является единственным членом ОПЕК, не использующим пока что значительную долю своих запасов нефти. И если Саудовская Аравия не сможет доказать способность воспользоваться имеющимся нефтяным потенциалом, весь план по сдерживанию цен, на котором настаивает Вашингтон, окажется несостоятельным.

А если в сложившейся ситуации теракт, о котором предупреждают западные спецслужбы, на самом деле произойдет и вследствие него будут разрушены нефтяные сооружения, цена на сырую нефть может выйти из-под контроля. Конечно, Соединенные Штаты и Европа воспользуются имеющимися запасами, но эта контрмера может действовать не больше полугода.

И если теракты в нефтедобывающих регионах будут продолжаться, если они будут захватывать все новые страны и территории (а вожди «Аль-Каиды» не раз недвусмысленно заявляли о том, что намерены наказать за прямую или косвенную помощь Соединенным Штатам любые державы, включая арабские), то трудно ожидать хотя бы относительного спокойствия на рынке. Пусть даже, в отличие от иракских объектов, нефтяная инфраструктура многих стран (той же Саудовской Аравии) достаточно надежно защищена. Однако террористы порой действуют весьма изощренно, что показала удачная атака на французский танкер «Лимбур» осенью 2002 г.

При этом малейшие перебои с поставками нефти могут болезненно отразиться не только на экономиках развитых стран, но и на их политическом будущем. В первую чередь это касается США. «Нефтяные проблемы» неизбежно скажутся на репутации Джорджа Буша и на результатах ноябрьских президентских выборов в Соединенных Штатах. Ведь не случайно основной соперник действующего президента Джон Керри все чаще поднимает нефтяной вопрос. Пока американская экономика выдерживает давление «дорогого барреля», однако в случае дальнейшего подорожания нефти ее рост почти наверняка прекратится. Что скажется, понятное дело, не только на результате президентской кампании в Америке.

Кроме того, успешные теракты могут привести в действие цепную реакцию не только в отношении цен на нефть. Новые победы «Аль-Каиды» нанесут удар по основам правящей семьи в Саудовской Аравии, уже разобщенной, пребывающей в постоянных спорах и на данном этапе явно лишенной политических ориентиров, без ясной дипломатической стратегии и с невразумительными отношениями с историческими союзниками.

На фоне этой ситуации начинает вырисовываться сценарий, который вызывает ужас у аналитиков и о котором пока стараются не говорить — создание «Нефтяного халифата», контролируемого фундаменталистами и террористами. Уже сегодня невооруженным глазом видно, что «Аль-Каида» на нынешнем этапе преследует две политические цели: свержение саудовского режима и установление контроля над страной, обладающей самыми богатыми запасами нефти в мире, и изгнание американцев и британцев из Ирака, который в классификации запасов сырой нефти занимает второе место, а также оказание помощи фундаменталистам в захвате власти в Багдаде.

Таким образом будут заложены основы для создания огромного исламского радикального халифата. Благодаря эффекту домино в других странах, он может установить контроль над тремя четвертями всех мировых запасов нефти.