UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРУДНО БЫТЬ ГЕГЕМОНОМ

О том, какое важное значение придают западные державы своим взаимоотношениям с Украиной, узнаешь преимущественно из отечественных СМИ...

Автор: Оксана Приходько
О том, какое важное значение придают западные державы своим взаимоотношениям с Украиной, узнаешь преимущественно из отечественных СМИ. Зарубежная «желтая» пресса, конечно же, не отказывает себе в удовольствии посмаковать различные скандальные ситуации, которыми богата наша плодородная земля, однако в таких респектабельных и влиятельных газетах, как International Herald Tribune, количество публикаций об Украине можно пересчитать при помощи пальцев одной руки. (Даже во время массовой истерии, очагом инфекции которой послужили публикации в The Financial Times, IHT с царственной величавостью практически полностью проигнорировала эту мелкую возню, ограничившись лишь под самый конец сообщением одного из информационных агентств). Тем удивительнее было обнаружить в этой газете неоднократное упоминание нашей державы в статье одного из ведущих политических обозревателей Los Angeles Times Syndicate Уильяма Пфаффа, посвященной неподверженности внешнеполитических приоритетов американской администрации кардинальным изменениям вне зависимости от того, кто победит на предстоящих выборах в президенты США.

В упомянутой статье обсуждаются рекомендации, разработанные специалистами аналитического центра RAND Corporation и принимаемые во внимание и Пентагоном, и американской администрацией. В числе восьми перечисленных в газете приоритетов внешней политики США Украина упоминалась дважды. Однако в полном тексте аналитического доклада корпорации, размещенном в Интернете, самих приоритетов оказалось все же несколько больше. Тем не менее Украине действительно было уделено непривычно много внимания.

Итак, наряду с расширением и развитием инфраструктуры НАТО и урегулированием ситуации на Балканах отдельным пунктом выделено поощрение польско-украинского сотрудничества как способа укрепить связи Украины с Западом. В частности, отмечается, что «наибольшей угрозой независимости Украины является не военная, но экономическая. Отсутствие согласованной программы экономических реформ может закрепить зависимость Украины от российского рынка и подвергнуть опасности способность Украины интегрироваться в евроатлантические институты». Тем не менее тот факт, что в конце 1990-х «Украина и Польша преуспели в преодолении существовавшей ранее враждебности и установлении необычайно сердечных взаимоотношений», свидетельствует о том, что именно «Польша может послужить воротами на Запад для Украины, и, если украинская экономика начнет стабилизироваться, Украина станет намного более привлекательным партнером для Польши и других стран Центральной Европы».

Следующий приоритет непосредственно касается «поддержки альтернативного пути транспортировки каспийской нефти через Черное море и через территорию Украины в Польшу». Пролоббировав транспортную ветвь Баку—Джейхан, американские аналитики вдруг обнаружили привлекательность и украинского пути. Не скрывая того, что решающее значение в выборе пути транспортировки имеют политические мотивы, аналитики центра констатировали, что «затягиваемая Россией удавка вокруг импорта Украиной энергоносителей сулит болезненные последствия для способности этой нации сохранять с трудом добытый суверенитет».

Не умаляя достоинства азербайджано-турецкого нефтепровода, авторы доклада предлагают Вашингтону поддержать «вспомогательную» ветку, проходящую через украинскую территорию. По данным американцев, украинская часть трубопровода практически готова и пустить по этому пути нефть можно будет в ближайшее время, пока будет прокладываться основной, турецкий, нефтепровод. Учитывается также и относительная дешевизна всего украинско-польского проекта — приблизительно 1 миллиард долларов против 2,5—4 миллиардов, необходимых для реализации турецкого варианта. «Проблемы с украинским вариантом заключаются в неприемлемом инвестиционном климате в Украине и отсутствии реформ в энергетическом секторе. Существующее налоговое законодательство скорее карает, чем поощряет зарубежных инвесторов. А украинская энергетика относится к одним из наименее эффективных в мире. Американская поддержка украинского нефтепровода должна находиться в прямой зависимости от украинских экономических реформ. К счастью, сегодня Украина имеет реформаторски настроенное правительство. И Украина имеет мощный стимул: в целях сохранения своей независимости ей необходимо сократить энергетическую зависимость от России, что означает потребность в данном пути транспортировки каспийской нефти, к тому же в срочном порядке. Иначе Украина, активный участник программы НАТО «Партнерство ради мира», может перестать взывать к Соединенным Штатам и их союзникам по НАТО с просьбой защиты от России».

Кстати, по поводу России. Американцев, как оказалось, больше всего беспокоит состояние здоровья россиян. Тот факт, что в России доля женского населения в возрасте после 60 значительно превышает долю детей в возрасте до 10 лет, создает потенциальную угрозу манипулирования «ядерной кнопкой» (человеческие ресурсы российской армии в ближайшие годы будут исчерпаны, денег на техническую модернизацию армии в России нет, желание налаживать союзнические отношения с мощными военизированными странами, в частности членами НАТО, тоже не просматривается, значит, вся надежда именно на «ядерную дубинку». Именно поэтому американские аналитики считают необходимым помочь России преодолеть сложившиеся тенденции превышения уровня смертности над уровнем рождаемости и беспрецедентного сокращения продолжительности жизни мужчин. Для этого россиянам необходимо отказаться от чрезмерного потребления алкоголя и курения и обзавестись презервативами. Ну и еще на долгие годы обеспечить себе экономическую стабильность. Чтобы и пенсии для проживания хватало, и детей было на что содержать. И в этом Запад им поможет. В том числе и материально.

Примечательно, что г-н Пфафф в своей статье тоже не смог обойти вниманием «российский вопрос». Хотя в целом эта статья была несколько о другом. Все эти проблемы останутся приоритетными во внешнеполитической деятельности США только в том случае, если у них, Штатов, не пропадет желание и дальше тащить на себе ношу «мировой гегемонии». Никакого ругательного смыла в это понятие г-н Пфафф не вкладывает, впрочем, как и одобрительного. Он просто пытается выяснить, а зачем, собственно, Штатам это нужно? Правда, по признанию самого журналиста, американцы предпочитают игнорировать подобные каверзные вопросы. Так что в ближайшем будущем мы еще можем позволить себе особо не напрягаться. Пусть по поводу наших трубопроводов, налогов и презервативов голова болит у других. На то они и гегемоны.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы