Полковник Муамар Каддафи переживает триумф. Злейший враг Вашингтона, уже более трех десятилетий бессменно возглавляющий Ливийскую Джамахерию, не только сумел удержать власть в тяжелейший для его страны период международных санкций, но и после их приостановки (фактической отмены) стал активно выводить Ливию не только из экономической, но и политической международной изоляции.
В общем-то, Каддафи всегда четко улавливал конъюнктуру современных международных отношений. По окончании глобальной «холодной войны» между США и СССР стали меняться и приоритеты его внешней политики. Если в середине 80-х Каддафи заявлял, что США — враг всех арабов, главный источник нависшей над ними опасности, то спустя полтора десятилетия он уже утверждал, что у Ливии нет политических противоречий с Западом, проблема заключается в религиозной и расистской ненависти, которую испытывают к нам западные крестоносцы. При этом ливийское руководство все чаще стало говорить об «африканском единстве» (порой даже в ущерб идеям панарабизма).
Муамар Каддафи не был бы великолепным стратегом, не воспользуйся он нынешней антитеррористической кампанией для корректировки своего имиджа в глазах европейцев. Еще год назад, вспомнив, по-видимому, старые связи в исламистском «интернационале», он вышел на прямой контакт с руководством тогда еще могущественного «Талибана», а затем его сын Саиф взял на себя миссию посредничества в деле освобождения восьми сотрудников христианской гуманитарной миссии, арестованных талибами по обвинению в распространении в Афганистане христианства. Широкий резонанс в мире вызвали также посреднические усилия ливийского лидера в процессе прекращения локальных конфликтов, охвативших практически весь африканский регион «Великих озер», а также его предложения по ближневосточному урегулированию.
Но самым большим успехом в своей международной деятельности Каддафи может считать собственную инициативу по созданию нового политического объединения на Африканском континенте. В 1999 году в своем родном городе Сирте он выступил с предложением создать Соединенные Штаты Африки. Тогда многие посчитали это титанической задачей и невыполнимой причудой ливийского лидера, известного своими противоречивыми идеями. Однако спустя два года на встрече лидеров африканских государств это предложение превратилось в четкий план. Еще год понадобился на формальную ратификацию этого предложения двумя третями стран-членов.
И вот, в минувший понедельник в южноафриканском городе Дурбане открылся саммит Организации африканского единства, который стал последним в истории ОАЕ. На нем было официально объявлено о прекращении существования этой организации и создании вместо нее Африканского Союза по образу и подобию Европейского Союза. После этого объявления Муамар Каддафи победоносно воздел руки к небу и показал на пальцах латинскую V — знак триумфа.
Небольшой экскурс в прошлое. Около полувека назад один из выдающихся африканских лидеров президент Ганы Кваме Нкруме подарил освобождавшемуся от колониализма континенту идею создания политически и экономически единой процветающей Африки. В 1963 году с созданием Организации Африканского Единства эта идея начала воплощаться. Однако ОАЕ, по признанию ряда государственных деятелей, оказалась неспособной решить возлагавшиеся на нее задачи, в том числе добиться предотвращения локальных конфликтов, обеспечения сотрудничества в целях развития, расширения экономических связей.
В результате организация получила в мире известность главным образом благодаря пышным саммитам, проводимым во дворцах, построенных африканскими диктаторами на американские и советские деньги, а также борьбой с апартеидом в Южной Африке. В то же время этот эксклюзивный клуб президентов и монархов игнорировал многочисленные гражданские войны на континенте, геноцид населения, настаивая на святости принципа невмешательства во внутренние дела независимых государств. Такому положению дел способствовало то, что недавно получившие независимость страны не желали поступиться даже малой частью своего суверенитета, а африканские диктаторы не хотели, чтобы кто-то вмешивался в их дела. Принятию решений также мешал принцип консенсуса, добиться которого входящим в ОАЕ 53 странам было часто крайне сложно.
Последние годы были отмечены заметным падением влияния панафриканской организации. Характерная деталь — лишь 16 стран- членов регулярно платили свои взносы, что привело к образованию у ОАЕ долга в 42 млн. долларов.
Предполагается, что ее преемник — Африканский Союз — будет лишен этих недостатков. АС будет действовать уже в новых условиях и призван прежде всего создать условия для социально-экономического развития Африки, покончив с конфликтами и укрепив мир и безопасность. В новую организацию будут входить все те же 53 государства.
На своем последнем заседании Ассамблея ОАЕ рассмотрела рекомендации, подготовленные министрами иностранных дел относительно структуры АС и практических аспектов реализации плана социально-экономического возрождения «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), который станет главной программой союза.
Высшим органом АС является Ассамблея глав государств и правительств, которая встречается раз в год. Первым ее председателем будет президент ЮАР Табо Мбеки. Министры иностранных дел войдут в состав исполнительного совета, который подотчетен Ассамблее. Другими органами АС являются постоянный комитет представителей, состоящий из послов стран—членов союза, и комиссия, которая будет выполнять роль секретариата.
В ближайшие годы будут учреждены также Всеафриканский парламент, Африканский суд, экономический, социальный и культурный советы. Финансовыми органами АС станут Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд и Африканский инвестиционный банк. Не исключено, что члены союза перейдут на единую африканскую валюту.
Важную роль призван играть Совет мира и безопасности, состоящий из избранных представителей 15 стран. В рамках совета, который сравнивают с Советом Безопасности ООН, предусмотрен механизм по раннему предупреждению угроз безопасности континенту. Этот орган в свою очередь должен дать зеленый свет созданию собственных африканских миротворческих сил.
Главный идеолог Афросоюза полковник Каддафи в своем выступлении заявил, что континент, обладающий колоссальными запасами природных ресурсов, должен более жестко вести дела с развитыми странами мира и иметь возможность пользоваться собственными богатствами. Он уверен, что члены АС должны выработать согласованную общеафриканскую позицию в отношении таможенных пошлин, экспорта и импорта в переговорах с Европейским союзом, странами, входящими в Североамериканское соглашение о свободной торговле, и мировыми рынками. К тому же ливийский лидер выразил уверенность, что любые попытки подорвать интеграцию стран Африки обречены на провал.
Первый председатель АС президент ЮАР Табо Мбеки полагает, что организация даст Африке шанс занять адекватное место в мировой политике, положив конец маргинализации континента. По словам Мбеки, новый союз должен работать во благо народа, а не быть «клубом диктаторов», каким, по мнению президента ЮАР, была ОАЕ.
Что ж, образование Африканского Союза может означать начало нового этапа истории этого континента. Как уже отмечалось, существовавшая до сих пор ОАЕ сыграла свою роль в борьбе с колониализмом и апартеидом, но она мало что сделала для поддержки демократии, прав человека или для сохранения мира в регионе. А Африканский Союз сконцентрируется именно на этих видах деятельности. В то время как ОАЕ настаивала на суверенитете государств, входящих в нее, ожидается, что Африканский Союз будет обладать правом вмешиваться в разрешение конфликтов, особенно в случае геноцида.
На бумаге все выглядит красиво. Но зная историю Африки, можно предположить, что любые изменения на этом континенте будут встречать на своем пути множество трудностей. Большинство обозревателей полагают, что в основе грандиозного проекта лежат амбиции его авторов, а не трезвый расчет и практические нужды африканских стран. Препятствия на пути Афросоюза столь же огромны, как планы его инициаторов. Если Евросоюз развивался и расширялся постепенно, то Афросоюз, по замыслу создателей, должен сразу объединить 53 государства со слабой экономикой, разными культурами и противоположными интересами. Эксперты считают, что африканские политики смотрелись бы лучше, если бы поставили перед собой более реальные задачи. В частности, разговоры о создании общего парламента вряд ли имеют смысл, пока многие соседи открыто враждуют и даже воюют друг с другом.
Существует также и мнение, что провозглашение новой организации, по сути, является попыткой облачить в новые одежды прежнюю структуру. Основная проблема заключается в том, что эти косметические реформы не затрагивают первооснову африканских проблем: авторитарную политическую традицию. Стареющие лидеры таких стран, как Кения и Зимбабве, вряд ли захотят перемен. Кроме того, далеко не все сторонники Африканского Союза стоят на одинаковых позициях. Южноафриканский президент Табо Мбеки стремится к развитию демократии и экономическим реформам в Африке, в то время как Каддафи подчеркивает необходимость защиты против того, что он называет враждебным Западом.
К тому же общеафриканские реформы не учитывают того, что в экономическом плане страны континента являются конкурентами. Они производят одну и ту же продукцию и пытаются пробиться на европейские и североамериканские рынки, в то время как экономический потенциал всего континента меньше, чем некоторых американских штатов.
К слову сказать, Африканский Союз, впрочем, уже столкнулся с несколькими сложностями. Полковник Каддафи хочет, чтобы штаб-квартира АС находилась в Ливии, однако большинство членов союза выступают за сохранение штаб-квартиры в Аддис-Абебе, где располагалась ОАЕ. Много вопросов вызвало и принятие в союз Зимбабве, страны, потерявшей недавно место в Британском Содружестве.
Пока будущее нового африканского межгосударственного объединения выглядит туманным. Однако сегодня это никоим образом не мешает полковнику Каддафи купаться в лучах славы.