UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тринадцатая победа Эрдогана

Поправки в Конституцию дают практически неограниченные полномочия главе государства.

Автор: Сергей Корсунский

В минувшее воскресенье в Турции состоялись исторические президентские и парламентские выборы. Бессменный лидер правящей Партии справедливости и развития, в прошлом премьер-министр, а ныне действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган снова победил - в тринадцатый раз за 16 лет своего пребывания во власти. По предварительным подсчетам, он набрал чуть больше комфортных 52% голосов (из 56 миллионов граждан, принявших участие в голосовании, явка составила около 87%). Историческими эти выборы стали потому, что в соответствии с поправками к Конституции, внесенными по результатам всенародного референдума 2017 года, в стране фактически меняется форма правления: из парламентско-президентской Турция становится президентской республикой, причем с практически неограниченными полномочиями главы государства. Президентская форма правления по-турецки построена по американскому образцу, но с тем отличием, что вертикаль исполнительной власти практически не будет иметь противовеса в виде двухпалатного парламента, независимого Верховного суда, четко выписанных процедур импичмента и проведения специальных расследований в связи с деятельностью главы государства. Президент - он же премьер-министр - он же главнокомандующий - он же лидер правящей партии. Выборы в рамках новой Конституции должны были состояться осенью 2019 года, однако неожиданно для многих Эрдоган приблизил их более чем на год. Официальное объяснение - необходимость устранения неопределенности, кто же поведет Турцию к новым вершинам, сохранения стабильности в условиях нарастания внутренних и внешних вызовов, срочной реформы правительства. Однако критические голоса говорили также об ухудшающейся экономической ситуации, серьезной девальвации лиры, что привело к двузначным цифрам инфляции, стагнации урегулирования в Сирии, а значит - о продолжении проблемы беженцев, ставших весьма серьезной обузой для бюджета республики, накаленные отношения с ЕС и США. Эрдоган, безусловно, относится к числу политиков, предпочитающих не делиться властью ни с кем, поэтому победа на этих выборах для него имела большее значение, чем все предыдущие, вместе взятые. Он решил не откладывать решительный бой на 2019 год, перенес выборы на 24 июня и - победил.

К событиям в Турции невозможно оставаться равнодушным. Это важнейшая для ключевых геополитических игроков страна. Турецкая Республика - это не просто 16-я экономика мира, но и форпост НАТО на Востоке, держатель ключей к воротам в Черное море, влиятельный игрок в сирийском конфликте и в ситуации на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и на Балканах. К нынешним выборам Турция подошла с целым клубком внутренних и внешних противоречий, ставших предметом жарких дискуссий на ведущих международных площадках. С одной стороны, Турция постоянно заявляет о приверженности ценностям Североатлантического альянса, с другой - категорически настаивает на покупке российских С-400; говорит о поддержке территориальной целостности Украины и не признает аннексию Крыма, но при этом активно сотрудничает с Россией: отказалась вводить против агрессора санкции - и строит "Турецкий поток"; активно борется с терроризмом - и в то же время поддерживает ХАМАС; сотрудничает с Ираном и Россией в Сирии, имея противоположные с ними цели. Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на протяжении последних лет был одним из излюбленных объектов критики со стороны экспертов и журналистов из стран содружества западных демократий, но при этом мало кто из руководства этих стран решился на открытую конфронтацию с Анкарой, учитывая важность Турции для ЕС и НАТО. Эрдогана обвиняли во всех возможных грехах - начиная с подавления оппозиции и свободы слова, злоупотреблении административным ресурсом, и заканчивая стремлением к установлению фактического диктаторского режима, да еще со значительным религиозным уклоном. Последнее означало бы тотальный отказ от принципов республики Ататюрка, то есть не только чисто административное, но и концептуальное изменение основ Турецкой республики, заложенных Мустафой Кемалем в 1923 году. Эрдоган выиграл все выборы за последние 16 лет, едва не оступившись лишь однажды, в 2015 году, когда его партия получила большинство в парламенте, впрочем, недостаточное для формирования однопартийного правительства. На повторных выборах, состоявшихся в том же году, ситуация была исправлена - президент Турции не признает промежуточных побед. Кстати, и на прошедших в воскресенье выборах его политическая сила не набрала ожидаемого количества голосов. Партия справедливости и развития не получила единоличного большинства в парламенте, и будет вынуждена находиться в коалиции с националистами, что несколько осложнит работу новой системы власти, хотя, конечно же, не остановит запущенный процесс трансформации.

Прошедшие выборы имели одну важную черту, которая уже начала стираться из памяти избирателей: это наличие реально сильной конкуренции со стороны оппозиции. Представитель Республиканской народной партии Мухаррем Индже и лидер недавно созданной Хорошей партии Мерал Акшенер (как и лидер курдской Партии демократии народов Демирташ) составили достойную конкуренцию Эрдогану. Они не смогли обойти его в президентской гонке, однако их политические силы вошли в парламент и, безусловно, составят влиятельную оппозицию провластной коалиции. Крайне трудно предугадать, насколько трезво в Бештепе (резиденция Эрдогана в Анкаре) понимают всю ответственность свалившейся на них безраздельной власти. Количество министерств будет сокращено с 26 до 16, создаются девять стратегических советов по разным направлениям, появится полноценная в нашем понимании Администрация президента, все силовые структуры будут напрямую подчиняться президенту, в то время как парламент утрачивает полномочия контроля над деятельностью правительства. В отличие от многих стран, в которых вопросы внешней политики пребывают на периферии интересов избирателей, в Турции значительная часть общества хорошо понимает важность международного положения Анкары. Экономика Турции очень сильно завязана на внешнюю торговлю, и ЕС является главным партнером и инвестором. Практически не имеющая собственных ресурсов страна получает газ из шести стран, и при этом более 60% - из России. Переговоры о членстве Турции в ЕС ведутся с 2005 года, но по состоянию на сегодня практически заморожены. В Брюсселе, Берлине, Вене и Париже все отчетливее звучат голоса о невозможности членства Турции в Евросоюзе, а в Анкаре отказываются говорить о любых иных альтернативах в отношениях с ЕС. Прошедшие выборы показали, что Эрдоган сделал выигрышный шаг, помирившись с Россией после инцидента со сбитым Су-24. Четыре миллиона российских туристов, вернувшиеся в Анталию, возобновление экспорта турецкой аграрной продукции из этой провинции в Россию изменили настроения избирателей - и едва ли не впервые за многие годы традиционно оппозиционная Анталия поддержала Эрдогана.

Разумеется, для Украины одним из ключевых вопросов в контексте состоявшихся выборов является возможная трансформация политики Турции по отношению к украинско-российскому конфликту. Буквально накануне выборов президент Турции дал интервью, в котором очень высоко оценил отношения с Россией и лично с Путиным, отметив, что они являются "самыми опытными в Генассамблее ООН" лидерами, поскольку находятся при власти более 16 лет. Эрдоган очень гордится дружбой с Путиным, которого называет не иначе, как "дорогим другом". В минувшем году состоялось 7 турецко-российских саммитов и 12 телефонных разговоров, торжественная церемония открытия строительства атомной станции в Аккую, была внесена предоплата за поставки С-400. Уже в этом году заявлено об окончании строительства первой нитки "Турецкого потока" и о начале строительства второй, в связи с чем Эрдоган объявил об окончательном урегулировании ситуации с предоставлением Россией скидки на газ, которая была обещана еще в 2015 году. При этом Турция занимает весьма последовательную позицию по непризнанию аннексии Крыма, поддержке территориальной целостности Украины, в том числе в международных организациях, развивает с Украиной транспортные и торгово-экономические отношения, военно-техническое сотрудничество. Скорее всего, внешняя политика Турции по указанным вопросам, которая характеризуется крайней прагматичностью, после переизбрания Эрдогана не изменится. Насколько можно судить по результатам голосования в тех городах и провинциях, где проживает значительное число крымских татар, они поддержали действующего президента. В то же время любопытно, что граждане Турции, проживающие в России, отдали большинство голосов оппозиции.

Прагматичность турецкой внешней политики означает, что в принципиальных вопросах, важных для нашей страны, с Турцией нужно и можно договариваться. При этом важно использовать набор не менее прагматичных, чем турецкие, аргументов, не уступающих в классе российским. Эрдоган уважает сильных политиков, не боящихся отстаивать свою позицию и принимать волевые решения. Он терпелив и непоколебим в достижении своей цели. Популизм, присущий в той или иной степени каждому политику, у Эрдогана опирается на практические результаты, которые трудно оспаривать. Он обещал третий мост через Босфор, мост через Измитский залив, три тоннеля под Босфором и новый огромный аэропорт в Стамбуле - и они построены. При этом уже не столь важно, что строительство Аккую начинается лишь спустя девять лет после подписания контракта, бензин в Турции - один из самых дорогих в мире, а планы строительства ста тысяч километров скоростных железнодорожных магистралей так и остались на бумаге. Эрдоган - прирожденный политик, и после тринадцатой за 16 лет победы ему все равно, что об этом думают его недруги. Но ему точно не все равно, что могут ему предложить его друзья.