UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРЕУГОЛЬНИК БУДЕТ ВЫПИТ! А КОМУ СТРАДАТЬ ОТ ПОХМЕЛЬЯ?

ТРЕУГОЛЬНИК БУДЕТ ВЫПИТ!А кому страдать от похмелья? В третий раз за последние полтора месяца глава украинского государства встретился с госсекретарем Соединенных Штатов...

Автор: Юлия Мостовая

ТРЕУГОЛЬНИК БУДЕТ ВЫПИТ!А кому страдать от похмелья?

В третий раз за последние полтора месяца глава украинского государства встретился с госсекретарем Соединенных Штатов. В Хельсинки, Вашингтоне, а на этой неделе в Киеве обсуждался примерно один и тот же круг проблем. Частые встречи объясняют как важность обсуждаемых вопросов, так и то внимание, которое уделяется мнению Украины по тем или иным поводам. Пожалуй, столь активного украино-американского диалога не было даже во времена решения вопроса о безъядерном статусе нашей страны. В принципе как бы есть основания для эйфории. Однако политика - это такая игра, в которой приз получает не тот, кто больше других обрадуется, а тот, кто на несколько шагов дальше, чем другие, просчитает возможные варианты развития ситуации...

В настоящее время говорить исключительно о двухсторонних украино-американских отношениях нельзя. Как минимум стоит вести речь о треугольнике Вашингтон - Киев - Москва. В то время, когда аналитики, проживающие по двум последним адресам, занимаются внутриполитическими и внутриэкономическими расчетами, американские яйцеголовые, пользуясь тянущимся не одно десятилетие экономическим изобилием, позволяют себе роскошь заглядывать в будущее, пытаясь предугадать действия партнеров (и не очень партнеров) в политических и экономических направлениях, по крайней мере на ближайшие год-два, а то и больше. Для решения задачи необходимо наибольшее количество информации. Пожалуй, именно за ней и приезжал в Киев Уоррен Кристофер.

Расставляя точки над наиболее значимыми «i», давайте попытаемся предположить, в чем же заключаются основные интересы Украины и Америки в отношениях друг с другом (на данном этапе).

Соединенным Штатам от Украины в первую очередь необходимо получить: а) наиболее полную оценочную информацию всего происходящего в России (при этом, безусловно, желателен и украинский прогноз относительно будущих президентских выборов); б) поддержку или, по крайней мере, спокойное отношение Украины к процессу расширения НАТО; в) возможность Биллу Клинтону в середине осени отрапортовать американским налогоплательщикам о том, что за время его президентства на одно ядерное государство в мире при помощи США стало меньше. Это программа-минимум. Украина, в свою очередь, от Соединенных Штатов хотела бы получить: а) незримую, но ощутимую поддержку при решении некоторых украино-российских проблем; б) компенсацию за стратегическое и тактическое ядерное оружие в требуемых Украиной формах, сроках и объемах; в) увеличение финансовой помощи со стороны США и международных финансовых институтов; г) усиление собственной роли при формировании европейской системы безопасности; д) пропуск украинских товаров и технологий на мировые рынки, жестко контролируемые США и странами «большой семерки» (в первую очередь речь идет о космических запусках, условиях присоединения к РКРТ, а также оружейных рынках). Это программа-максимум.

Конечно же, даже за три встречи с госсекретарем США все украинские проблемы решить нельзя. Однако, подчеркиваю, украинские, поскольку американские проблемы, судя по всему, были решены. На встречах с Леонидом Кучмой, Евгением Марчуком, Александром Морозом, Геннадием Удовенко в большей или меньшей степени обсуждалась ситуация в России. Неизвестно, просчитывают ли в пылу предвыборной борьбы в России и в пылу конституционных баталий в Украине - что будет, если президентом России станет не Ельцин. В Соединенных же Штатах этими просчетами занимаются всерьез. Именно поэтому Украину пока что психологически готовят для роли плацдарма Запада на бывшей 1/6 суши. Выбирать Америке не приходится по нескольким причинам. Прежде всего определяющим является то геополитическое положение, которое занимает наша страна, да и кроме как на Украину американцам ставить не на кого: с азиатскими республиками Соединенным Штатам чрезвычайно сложно найти общий язык, прибалтийские республики находятся как бы вне игрового поля СНГ, а Белоруссия... С Белоруссией просто все ясно.

А между тем, в ходе процесса ядерного разоружения и борьбы за него, Вашингтон вложил немало денег в изучение ситуации в Украине и теперь имеет весьма неплохое представление о том, что в нашей стране происходит, какие силы в ней действуют и куда они могут повести страну в случае чего. В свете всего этого для Соединенных Штатов как никогда важно, чтобы Украина сохранила свою независимость. Именно поэтому госсекретарь США довольно резко и недвусмысленно прокомментировал известное решение российской Госдумы, причем российские депутаты отреагировали на это как на вмешательство во внутренние дела России, что в принципе выглядит весьма цинично на фоне предпринятой ими в позапрошлую пятницу попытки вершить судьбы более чем десятка независимых государств.

Опять же таки, в той или иной степени, но все украинские собеседники Уоррена Кристофера осудили решение российской Думы относительно реанимации Союзного договора 1922 года, однако при всем при этом нельзя не заметить, что все стороны, как внутри, так и вне России, извлекли пользу из этой ситуации: Ельцин получил возможность обвинять коммунистов в подрыве безопасности государства, страны-члены НАТО получили еще одно доказательство необходимости расширения своей организации, кандидаты в члены НАТО вооружились новым аргументом в отстаивании необходимости своего членства в блоке, а Украина получила возможность слегка подкорректировать свою оценку процесса расширения НАТО и привела ее в соответствие с американскими требованиями (что и стало ясно из выступления Леонида Кучмы в Швейцарии).

Таким образом решение Госдумы стало катализатором натовской реакции, в результате чего генсек альянса во время пребывания в Москве категорично заявил о том, что «решение о принятии новых членов в НАТО было принято в 1994 году и НАТО с этой дороги не свернет». При этом, правда, он пытался убедить спикера Госдумы Селезнева в том, что НАТО нынешнее отличается от альянса периода «холодной войны».

На встрече в Праге Чехия официально заявила о том, что намерена стать полноправным членом НАТО в начале 1997 года, Польша подчеркнула, что будет чрезвычайно разочарована, если странам-кандидатам придется ждать целых шесть лет (а именно об этом сроке год назад заявил Брюссель). Все 12 стран Восточной Европы, намеревающиеся вступить в альянс, выразили мнение, что реальный процесс зачисления должен начаться сразу после президентских выборов в России и Соединенных Штатах.

Уоррен Кристофер, присутствовавший на заседании в Праге, куда он вылетел из Киева, заверил присутствующих в том, что окончательное решение относительно механизма и очередности принятия новых членов будет выработано в Брюсселе в декабре этого года на очередном саммите глав держав-членов НАТО, который проходит раз в два года. По сообщению агентства «Рейтер», присутствующие на пражской встрече остались довольны подобным заявлением.

В результате всех передвижений Уоррена Кристофера и Хавьера Саланы по Европе в течение последней недели, Россия со своей антинатовской позицией осталась в одиночестве. Не думаю, чтобы подобное положение дел помогло Борису Ельцину, которого, как известно, на президентских выборах морально поддерживает и украинское, и американское руководства. Но, очевидно, моральная поддержка заканчивается там, где начинается прямая угроза, где интересам, а где и просто существованию государства в целом... Вот при таких обстоятельствах Уоррен Кристофер и решил две поставленные перед ним его же руководством задачи.

Что же касается ядерного разоружения Украины, то этот процесс еще идет и определенные разночтения с американской стороной по этому поводу у Украины есть. В частности, украинские АЭС не получают вовремя топливные сборки, изготовление которых в России, согласно трехстороннему заявлению, должны финансировать Соединенные Штаты. Россия утверждает, что Америка этого вовремя не делает, США эти заявления опровергают и требуют от Украины ускорения темпов вывоза оставшихся ядерных боеголовок, Украина же на это отвечает устами премьер-министра: «Там будет видно». Это в принципе означает, что решение проблемы будет найдено, но Украина, в случае невыполнения договоренностей, своими принципами в отношении обеспечения АЭС топливом поступаться не собирается.

Продолжая экономическую тему, надо сказать, что обе стороны понимают всю важность коммюнике, меморандумов, хороших личных отношений и обещаний взаимовыгодной политической поддержки, но вместе с тем отдают себе отчет в том, что политика должна подкрепляться финансово. И речь сейчас идет не о деньгах на предвыборную кампанию, а о средствах, необходимых народному хозяйству Украины в переходный период. По данным из информированных источников, Уоррен Кристофер пообещал, что Америка значительно увеличит помощь Украине и выведет наше государство на приоритетное место в СНГ, оттеснив Россию на почетное второе. Относительно высоких технологий, судя по всему, консенсус двум сторонам, похоже, достичь не удалось, но в то же время Уоррен Кристофер пообещал содействие США в вопросе принятия Украины в Всемирную организацию торговли.

Вопреки желанию Бориса Ельцина и Жака Ширака Соединенные Штаты настояли на приглашении Украины на саммит по ядерной безопасности в Москве, а также пообещали добиться вынесения чернобыльской проблемы в отдельный пункт, как того требовал Киев. Что же касается придания большей весомости украинскому голосу в вопросах построения европейской безопасности, то тут американская сторона осторожно пообещала способствовать установлению специфически партнерских отношений между НАТО и Украиной и, вместе с тем, в очередной раз подчеркнула ключевое значение нашей страны для общеевропейской безопасности. В то же время Украина решила на Америку надеяться, но самой не плошать и в ряду первоочередных шагов в плане усиления своего присутствия в Европе решила вне очереди открыть посольство в Боснии и, возможно, оказать боснийцам посильную, скорее символическую, финансовую помощь в размере 50 тысяч долларов. Возможно, постоянное присутствие украинских дипломатов в Боснии поможет Украине получить частичку пятимиллиардного пирога, выделенного на послевоенное возрождение государства. То есть, не исключено, что украинские фирмы и предприятия могут получить подряды, оплачиваемые из этой суммы. Правда, учитывая то, что к дележу подоспели более крупные рыбы, в этом вопросе Украине стоит поторопиться.

Впрочем, не будем придирчивыми и констатируем, что в целом украино-американские отношения на данном этапе могут считаться весьма и весьма удовлетворительными. Но точно так же, как человек не может жить полнокровно только одной половиной мозга или только работой в ущерб семье, Украина не может довольствоваться лишь позитивом в пусть даже очень важном, но не единственном направлении. Не исключено, что успехи на американском фронте могут обернуться пусть частичным, но поражением на российском. Надо полагать, что российская сторона в преддверии визита Бориса Ельцина в Киев не испытывает большого восторга, созерцая украино-американские объятия. Подобные вещи не могут не нервировать и не задевать издерганного коммунистами Бориса Ельцина. Самой мелкой местью со стороны Москвы может стать включение в российскую делегацию 4-5 апреля Юрия Дубинина, которого явочным порядком президент РФ назначит послом в Украине. Таким образом, украинская сторона не сможет избавиться от неугодного дипломата путем непредоставления ему агримана (о вероятности подобного шага говорили многие украинские политики, в том числе и Владимир Горбулин). А уже о крупных ответках и говорить нечего. Их в российском арсенале великое множество: флот, газ, долги... Тут бы нам по своим векселям расплатиться. И дай Бог, чтобы нам не накинули «американский» процент.