UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРЕТЬЯ ИРАКСКАЯ ВОЙНА

Соединенные Штаты постепенно втягиваются в новую войну в Персидском заливе против иракского народа...

Автор: Михаил Соколовский

Соединенные Штаты постепенно втягиваются в новую войну в Персидском заливе против иракского народа. Сегодня это наиболее расхожий тезис в среде журналистов-международников, об этом говорят и сами американцы. Недавно вашингтонский Центр стратегических и международных исследований опубликовал свое новое исследование, посвященное ситуации в Ираке, в котором содержится жесткая критика действий администрации США в этой стране в послевоенный период. Особо отмечаются плохое планирование операции американской администрацией, низкий уровень приоритетности, присвоенный задаче «умиротворения Ирака», а также серьезные изъяны разработанной Пентагоном стратегии его национального обустройства.

Военные эксперты центра отмечают, что США не извлекли никаких уроков из предыдущих конфликтов и не усвоили того факта, что даже самые громкие военные победы не могут завоевать мир в оккупированной стране. «Если эта ситуация не изменится в ближайшее время, причем самым радикальным образом, США могут закончить тем, что будут вести третью войну в Персидском заливе против иракского народа… И далеко не бесспорно, что США смогут выиграть такого рода асимметричную войну», — таков безжалостный вердикт исследования.

Сегодня в Ираке от рук местных партизан практически ежедневно гибнут американские военнослужащие. Всего с мая иракские боевики убили более полусотни солдат коалиции. В среднем по стране каждый день совершается от одного до двух десятков нападений на силы коалиции. Генерал Джон Абизайд, новый командующий СЕНТКОМа, стал первым американским чиновником, который признал, что Саддам Хусейн ведет «классическую партизанскую войну», которая с каждым днем становится все более организованной.

Если это так, то чего надеется добиться сверженный диктатор? Как сможет он нанести поражение 170-тысячному контингенту оккупационных войск, имея в своем распоряжении горстку фанатиков из партии БААС и наемных убийц, которым нечего терять? Не стоит, однако, забывать, что Саддам уже перехитрил одного президента Буша и надеется перехитрить и пережить другого. Прекрасно осознавая, что его армия рассыплется под прямым военным ударом Соединенных Штатов, он, вероятно, решил, что самым подходящим способом борьбы с оккупантами будет «война на изнурение». Американская газета «Нью-Йорк таймс» недавно опубликовала перечень предположений экс-президента Ирака, которые могут быть определяющими в выборе стратегии и тактики партизанской войны Саддама. Большинство из них выглядит вполне правдоподобно.

Действительно, значительные потери личного состава заставили предшественников президента Буша преждевременно закончить некоторые военные кампании, так и не достигнув желаемого результата. Клинтон вывел американские войска из Сомали, Эйзенхауэр — из Ливана, а Джонсон и Никсон — из Вьетнама. В оккупированном Ираке даже всего одна смерть американского солдата в день — на протяжении месяцев, наряду с демонстрацией по телевидению членов семей погибших — по мнению Саддама, не только деморализует оккупантов, но и усилит политическое давление внутри США и Великобритании, связанное с требованием вывода войск.

Саддам, очевидно, уверен, что европейская и мусульманская общественность не простила Вашингтону игнорирования своей позиции в период подготовки и проведения активной фазы войны, поэтому она будет отказываться сотрудничать с победителями. Экс-диктатор предполагает, что это вынудит Буша передать контроль над Ираком Организации Объединенных Наций, а голубые каски разбегутся при первом же восстании шиитов. Вдохновленный серией скандалов на иракской почве в Великобритании, Саддам надеется также и на американских журналистов, которые, по его мнению, рано или поздно раздуют аналогичные скандалы вокруг администрации Джорджа Буша. Утверждая, что он осознанно лгал, аргументируя необходимость превентивного удара, и не говорил о цене, которую нация должна заплатить за оккупацию, оппоненты нынешнего президента США понизят его рейтинг и обеспечат победу на выборах политика, выступающего за уход американцев из Ирака.

Перечисленные пункты являются ключевыми в стратегии возвращения Саддама и наиболее болевыми точками в иракской политике Вашингтона. Американцы, похоже, постепенно осознают это, и администрация президента Буша рано или поздно найдет пути выхода из создавшегося положения. Однако на это нужно время, которым Вашингтон не особенно-то и располагает. Поэтому главной задачей американского руководства на сегодняшний день является подавление партизанского движения в Ираке, а ключевым условием для ее решения становится ликвидация Саддама Хусейна и его соратников. В последнее время коалиция с удвоенной силой взялась за поиски бывшего диктатора и его последователей и значительно в этом преуспела. Речь, конечно, идет о ликвидации сыновей Саддама. Удай и Кусай играли основополагающую роль в сохранении тоталитарного иракского режима, который продолжал держать людей в страхе даже после того, как сыновьям пришлось скрываться. Среди самых преданных членов партии Баас существовало широко распространенное мнение, что пока Саддам и его сыновья живы, есть возможность вернуть прежнюю власть, сделав жизнь коалиционных сил невыносимой и тем самым заставить их уйти. И даже если такая перспектива была весьма отдаленной, этого было достаточно для того, чтобы посеять среди населения страх перед возмездием.

Оба сына бывшего иракского президента находились на второй и третьей позициях в списке иракских лидеров, которых разыскивали войска коалиции. Эти люди воистину входили в руководство Ирака и, как и во многих арабских странах, должны были сменить на посту своего отца в случае его неспособности руководить государством.

Кусая считали главным наследником Саддама Хусейна. Он контролировал ключевые структуры сил безопасности Ирака и возглавлял «Аль Амн аль-Хас», специально созданный орган сил безопасности, занимавшийся сокрытием ОМП. Удай был известен своим взрывным характером. Под его контролем находились основные средства массовой информации Ирака. Именно он пребывал в центре международной контрабандной торговли, помогавшей режиму держаться у власти.

Несмотря на то, что они были совершенно разными людьми, их объединяла крайняя жестокость, вселявшая большинству жителей Ирака просто животный страх. Все опасались пересечься с ними на одном пути, и то, что их больше нет в живых, без сомнения, даст иракцам возможность вздохнуть спокойно.

Отныне только поимка самого Саддама Хусейна может оказаться более значительным событием. Но пока экс-диктатор не пойман, страх у многих иракцев будет довольно силен, а некоторые, возможно, будут продолжать верить в его возвращение. Однако убийство двух всемогущих сыновей выглядит настолько символично, что сопротивление преданных Саддаму людей несомненно потерпит сокрушительный удар. Эксперты предполагают, что теперь даже недовольные иракцы будут склонны к сотрудничеству с коалицией. И действительно, представители коалиции заявляют, что после гибели Удая и Кусая все больше иракцев передают американцам информацию о местонахождении различных соратников бывшего иракского президента.

С другой стороны, главной движущей силой, заставляющей иракцев сотрудничать с коалиционными силами, является все же жажда наживы. Многие местные жители надеются получить двадцать пять миллионов долларов, которые США обещали за информацию о месте нахождения самого экс-диктатора. Слухи о получении неким иракцем тридцати миллионов долларов за выдачу сыновей Саддама разнеслись по стране с быстротой молнии. Поэтому нет ничего странного в том, что далеко не все данные, которые получают американцы, достаточно точны. Это, в свою очередь, приводит к неудачным рейдам военных и ненужным жертвам среди мирного населения.

Однако результаты все же не заставляют себя долго ждать. На этой неделе американским военным в результате операции в Тикрите удалось захватить одного из личных телохранителей Хусейна. Представители коалиции в Багдаде не сомневаются, что петля вокруг Саддама затягивается. Американские военные уверены, что сейчас экс-диктатору, ежедневно меняющему свои «конспиративные квартиры», банально «не хватает мест укрытия».

Если же усилия американцев по поимке Саддама увенчаются успехом, Вашингтон сможет вздохнуть свободно. Все остальные проблемы можно будет рано или поздно решить. Конечно, оккупация Ирака продлится дольше, чем ожидали после быстрого военного успеха. Ликвидация пустившей глубокие корни диктатуры, последующая работа по наведению порядка, а также восстановление государства на новом политическом фундаменте действительно не мелочь, но спланировать все это заранее можно было лишь частично. Ведь на ту же интеграцию в экономический и социальный организм Германии восточных земель реально потребовалось значительно больше времени, чем прогнозировали эксперты. А на Балканах с последствиями войны разбираются до сих пор. Поэтому для коалиции сейчас самое главное — чтобы в Ираке был заметен хоть какой-то прогресс, а иракцы почувствовали, что им стало жить лучше, чем при Саддаме.