UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕРРОРИЗМ ЖИВ!

Известный под названием «остров богов» Бали находится у восточной оконечности острова Ява. Место это уникальное...

Автор: Михаил Соколовский

Известный под названием «остров богов» Бали находится у восточной оконечности острова Ява. Место это уникальное. Здесь, в сердце Индонезии, самой многонаселенной мусульманской страны мира, цветет очаг индуистской культуры. До сих пор он не был затронут кровопролитными межэтническими и религиозными конфликтами, сотрясающими другие провинции архипелага с падения в 1998 году режима президента Сухарто. Правительство страны всегда настаивало на том, что Бали безопасен, и в 2001 году через международный аэропорт острова прошло около полутора миллиона туристов — не только иностранных, но и индонезийских. Приезжающих сюда на отдых привлекают зеленые леса острова и чистые пляжи белого песка. Туризм долгое время был главной составляющей местной экономики. В минувшую субботу он быть таким перестал.

Славу «рая на земле» у острова отобрал взрыв в ночном клубе в городе Кута, в результате которого погибли более ста восьмидесяти и ранены более трех сотен человек. Треть всех погибших — иностранцы, отдыхавшие в этом живописном курортном городе. Почти одновременно со взрывом в Куте произошел еще один — около американского посольства в Денпасаре, крупнейшем городе Бали. К счастью, здесь никто не пострадал.

Сразу стало ясно, что мир столкнулся с очередной масштабной скоординированной террористической акцией. Судите сами. Подавляющее большинство убитых и раненых были гражданами Австралии, Новой Зеландии, Германии, Великобритании, Франции и Бельгии. Совершенно очевидно, что идеологи теракта явно метили в людей с Запада. Взрыв не случайно произошел на единственном в мусульманской Индонезии острове, населенном в основном индусами. Легко понять логику злоумышленников — если бы бомба взорвалась в той же Джакарте, она бы унесла жизни множества мусульман, а если сделать это на Бали, то из местных жителей ее жертвами стали бы только индусы.

Наиболее пострадавшей страной в результате теракта оказалась Австралия — подавляющее число жертв составили граждане этой страны. А ведь Австралия — это один из наиболее верных союзников США в борьбе против терроризма. Сегодня в Афганистане находятся 150 австралийских солдат.

Эксперты ФБР, которые вместе со своими британскими коллегами из Скотланд-Ярда участвуют в расследовании трагедии, отметили то обстоятельство, что теракт на Бали произошел во вторую годовщину взрыва американского эсминца «Коул» на аденском рейде. Диверсия, которую совершили двое террористов, подплывших к кораблю на ялике с бомбой, унесла жизни семнадцати американских моряков. Индонезия часто упоминается в связи с этим взрывом. И неспроста. Как стало известно, террористы использовали на Бали разновидность пластиковой взрывчатки, в основном употребляющейся в военных целях. Именно этот вид пластита уже применялся в предыдущих нападениях в Индонезии, а также в теракте на «Коуле».

Наконец, трагедия на Бали стала очередным звеном в цепи аналогичных событий последнего времени. Чуть ранее произошел взрыв в Джакарте вблизи американского посольства, у побережья Йемена террористы-камикадзе серьезно повредили французский танкер, а в Кувейте был убит американский морской пехотинец. На прошлой неделе были получены новые предупреждения о возможных нападениях.

Индонезия — самая большая по численности населения мусульманская страна мира. Белый дом и лидеры соседних с ней государств неоднократно указывали, что индонезийское правительство слишком вяло реагирует на угрозу террористических актов и не желает замечать, что в последнее время превращается в базу «Аль-Каиды», все активней налаживающей связи с местными террористами, в частности, с организацией «Джемаа исламия», которую характеризуют как азиатский вариант «Аль-Каиды». Считается, что именно эта группировка планировала прошлой зимой ряд взрывов у американского, британского и австралийского посольств в Сингапуре.

К тому же спецслужбы США считают одним из организаторов памятного нападения в 2000 году на «Коул» Ридуана Исамуддина — члена высшего руководства «Джемаа исламия». После взрыва эсминца Исамуддин бежал из Малайзии в Индонезию. Американцы помогли индонезийским властям выйти на него, но те не только не задержали его, но и, как подозревают, предупредили об опасности, и он успел скрыться за границей. Насколько известно, сейчас он находится в Пакистане.

В Вашингтоне жалуются, что это не единственный случай, когда Джакарта практически не помогла западным борцам с терроризмом, опасаясь массовых беспорядков. Иностранные эксперты полагают, что страхи преувеличены, и сейчас этот тезис, возможно, будет проверен на практике: не исключено, что взрыв на Бали — самый крупный теракт в мире после сентябрьских событий в Нью-Йорке и Вашингтоне — станет переломным моментом, переполнив чашу терпения индонезийских властей. Уже в ближайшее время в Индонезии вступит в силу закон, предоставляющий полиции невиданные доселе полномочия. Ожидается, что правоохранительные органы получат право задерживать подозреваемых в террористической деятельности даже в том случе, если прямых доказательств их вины нет.

Однако для всего мира ключевой вопрос на сегодня звучит так — являются ли исполнители акции на Бали членами местной организации или их готовили и финансировали внешние силы? Другими словами, преследуют ли они свои собственные цели местного уровня — или же их можно расценивать как новый удар, нанесенный «Аль-Каидой» в глобальной кампании против западного мира?

Скорее всего, истина лежит где-то посередине. Дело в том, что правительства государств Юго-Восточной Азии уже в течение нескольких месяцев выражают обеспокоенность намерениями исламистских группировок образовать в регионе некое «мусульманское супергосударство». Легко допустить, что такая идея пришлась бы по душе и представителям «Аль-Каиды». Во многих странах Юго-Восточной Азии в связи с этим предпринимаются активные меры по обузданию военизированных группировок. Однако Индонезия долгое время считалась «слабым звеном» в кампании по борьбе с терроризмом, развернутой в регионе. Как уже упоминалось, несмотря на давление со стороны США и других государств, правительство Индонезии до последнего времени не уделяло должного внимания борьбе с экстремистскими группировками. И сейчас пришел момент расплаты за это бездействие.

Террористы же, воспользовавшись сложившимися в Индонезии благоприятными условиями для своей деятельности, вполне могли преследовать две цели — утвердиться в Юго-Восточной Азии и напомнить Западу, что терроризм все еще жив и имеет массу возможностей для проявления. Проиграв Западу битву за Афганистан, «Аль-Каида» и ее пособники, опасаясь падения своего авторитета и репутации среди сторонников, чувствуют сейчас острую необходимость совершать новые теракты.

Таким образом, последние несколько недель показали, что исламские экстремисты по-прежнему способны наносить удары, направленные против США и других западных стран. Более того, у войны, которую террористы ведут против всего мира, появилось новое измерение — теперь взрывы могут сотрясти любое место в любой стране.

Но это еще не все. Последние события подтверждают появление неприятной тенденции в деятельности международных террористов. В прошлом теракты были направлены против символов мощи западного мира и его финансовых интересов. Взрыв же на Бали и нападение на французский танкер у берегов Йемена свидетельствуют о смене стратегии «Аль-Каиды». Отныне она направлена на подрыв экономических интересов Запада. Судя по всему, террористы надеются посредством терактов вызвать новый глобальный экономический кризис. Взрыв на «острове богов» служит именно этой цели, поскольку туристический сектор международной экономики еще более чувствителен, чем финансовые рынки.

Однако, несмотря на то что основное внимание аналитиков приковано к индонезийской трагедии, уничтожение французского нефтяного танкера может оказаться знамением еще более опасной тенденции для Запада. Массовые нападения на нефтяные танкеры могут иметь самые драматические последствия для мировой экономической системы. Это будет меткий удар в самое ее основание и в одно из наиболее слабых ее мест.

И хотя «Аль-Каида» уже не в состоянии использовать Афганистан в качестве своей базы, исламские террористы легко могут найти для себя новый полигон — им вполне может стать не только Индонезия, но и Пакистан, где на прошлой неделе небывалого успеха добились на всеобщих выборах исламские радикальные партии, сочувствовавшие «Талибану».

К тому же сегодня можно с прискорбием констатировать, что со времени прошлогоднего нападения на США поддержка «Аль-Каиды» в мусульманском мире не только не ослабла, но и возросла. Не последнюю роль в этом сыграло упорство, с которым Вашингтон пытается сменить силовым способом политический режим в Ираке. Однако мусульмане по всему миру считают, что Саддаму Хусейну американцы отводят гораздо большее значение и возлагают на него большую вину, чем он имеет на самом деле. И это множит число сторонников «Аль-Каиды».

А с другой стороны, рост влияния и опасности исламских фундаменталистов по всему миру лишь укрепляют позиции того лагеря внутри Соединенных Штатов, который полагает, что мир и безопасность на земле могут быть достигнуты только посредством применения военной силы. Круг замыкается.