UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ОППОЗИЦИЯ

Кризис вокруг телевизионной компании НТВ привел к созданию невиданного доселе жанра — демонстрации кулуарных разборок в прямом эфире...

Автор: Виталий Портников

Кризис вокруг телевизионной компании НТВ привел к созданию невиданного доселе жанра — демонстрации кулуарных разборок в прямом эфире. НТВ, возможно, лучшая российская телевизионная компания из существовавших когда-либо ранее, смогла обойти здесь коллег из телекомпании своего потенциального акционера Тэда Тернера CNN. Американцы показывали в прямом эфире исключительно войны и бомбежки — каждый желающий мог увидеть, как бомбят Ирак или обстреливают московский Белый дом. НТВ продемонстрировало внутреннюю жизнь самого телевидения: акция протеста телевизионщиков, не согласных с решениями о смене руководства телеканала, началась с двухдневной демонстрации редакционных коридоров, а завершилась — уже после принятия редакционным коллективом решения о возобновлении вещания — демонстрацией беседы ведущих журналистов и юристов канала с назначенным «Газпромом-Медиа» председателем совета директоров телеканала НТВ Альфредом Кохом.

В пятницу, когда пишутся эти строки, должна начать работу созданная после встречи журналистов НТВ и Коха согласительная комиссия, а в субботу, в день выхода этого номера газеты, у телевизионного центра «Останкино» должен пройти санкционированный митинг в защиту НТВ. Так что события вокруг телеканала еще будут развиваться, однако сегодня несомненно одно: холдинг «Газпром-медиа» на этой неделе пошел на установление юридического контроля над ранее принадлежавшим Владимиру Гусинскому телевизионным каналом. НТВ до последнего момента пыталось помешать проведению собрания акционеров телекомпании. За день до объявленного в «Газпроме» срока по жалобе одного из мелких акционеров проведение собрания было отменено. Однако уже утром следующего дня тот же судья отменил ранее принятое решение. До сих пор возникают сомнения о правомочности как первого, так и второго решений саратовского судьи Николаева. Однако, несмотря на эти сомнения, собрание акционеров состоялось и на нем акционеры из «Газпрома» при молчаливом согласии американского акционера «Кэпитал Ресерч» избрали новый совет директоров во главе с Альфредом Кохом. Этот совет и избрал новым генеральным директором НТВ американского бизнесмена Бориса Йордана, а главным редактором телекомпании — председателя правления РИА «Вести» и бывшего руководителя информационного вещания НТВ Владимира Кулистикова.

Журналистский коллектив НТВ продолжает считать проведение собрания акционеров незаконным. Сейчас генеральным директором и главным редактором телеканала НТВ, по мнению его сотрудников, является ведущий телепрограммы «Итоги» Евгений Киселев. За несколько дней до газпромовского собрания акционеров прошло собрание редакционного коллектива, на котором Киселев и был избран главным редактором. Российское законодательство предусматривает существование редакции как самостоятельного организма, способного избирать своего, независимого от акционеров руководителя. Однако для этого редакция должна быть зарегистрирована Министерством печати и информации России. Этого сделано не было.

В день собрания акционеров было сообщено, что Владимир Гусинский подписал меморандум о намерениях продать принадлежащие ему 30 процентов акций НТВ Тэду Тернеру. Однако пока что Тэрнер никак не вмешался в ситуацию вокруг телевизионного канала. Сам Гусинский также хранит молчание и до сих пор не высказался о происходящем вокруг НТВ. Не решенной также остается судьба еще 19 процентов акций НТВ, на голосование которыми наложен арест арбитражным судом. Но необходимо учесть, что даже в случае покупки 49 процентов акций, Тернер не будет владельцем контрольного пакета: в этом случае судьба канала зависит от фонда «Кэпитал ресерч», представители которого пока что, по существу, солидаризируются с «Газпромом». Кстати, по той же схеме «Газпромом» был установлен контроль над издательским домом «Семь дней», часть акций которого принадлежит его генеральному директору, одному из ближайших в прошлом соратников Гусинского Дмитрию Бирюкову. «Газпром» договорился с Бирюковым, и теперь уже через несколько дней прекращается издание главной политической газеты Гусинского — «Сегодня», а журнал «Итоги» будет редактировать новая команда… Между тем появились сообщения, что на встрече Гусинского и Березовского в Испании обсуждался вопрос о слиянии еще принадлежащего Гусинскому канала ТНТ и канала Березовского ТВ-6. Судя по тому, что на встрече присутствовали новые руководители ТВ-6 Бадри Патарцикишвили и Игорь Шабдрасулов, ТНТ может стать частью создаваемой сейчас медиа-империи Березовского…

Это юридическая сторона вопроса. Тем не менее понятно, что история вокруг НТВ юридической стороной не исчерпывается. Налицо стремление нового российского руководства установить тотальный контроль над федеральными телеканалами. Вопрос с ОРТ и РТР решен: весьма показательно, что сразу же после заседания газпромовского совета директоров в информационных выпусках этих телеканалов Евгений Киселев стал именоваться бывшим генеральным директором НТВ. Осталось НТВ. Однако если в случае с ОРТ и РТР восстановить государственный контроль ничего не стоило — государство и так является собственником и государственного, и формально общественного телевидения, — то в случае с НТВ была использована финансовая уязвимость канала. Владимиру Гусинскому так и не удалось создать прибыльный бизнес. Поэтому для поддержания существования телеканала он был вынужден обращаться за кредитами. Когда канал НТВ был одним из проправительственных, его основным кредитором стал полугосударственный «Газпром». Поддержка Рэма Вяхирева, без особого энтузиазма отнесшегося к переменам в Кремле, позволила Владимиру Гусинскому поддерживать на парламентских выборах не пропутинское «Единство», а блок «Отечество—Вся Россия» Евгения Примакова и Юрия Лужкова. В ходе президентской предвыборной кампании канал также не выступил на стороне Путина, дистанцировавшись от происходящего. Тем не менее в то время руководство канала еще было уверено в стабильности своего положения. Ситуация стала меняться, когда президентской администрации удалось впервые провести выборы совета директоров «Газпрома» таким образом, что в нем оказалось большинство представителей государства. Вяхиреву пришлось договариваться с Кремлем. Вчерашний главный союзник НТВ стал требовать возвращения долгов, а когда стало ясно, что Владимиру Гусинскому нечем расплатиться, было принято решение об установлении «газпромовского» (читай — государственного) контроля над каналом. При этом задействуются вполне рыночные механизмы — собственник, по словам Альфреда Коха, хочет обеспечить прозрачность финансовых потоков и более эффективный менеджмент. Аргументы журналистов о том, что в случае смены руководства канала команда НТВ его покинет, в расчет не принимаются: представители «Газпрома» говорят о том, что в редакционную политику вмешиваться не собираются. На встрече с коллективом НТВ Кох даже согласился обсуждать вопрос о сохранении за Киселевым поста главного редактора при условии, что журналистский коллектив признает правомочность совета директоров и нового генерального директора Йордана.

Представим себе, что сегодня «Газпром» нарушил юридическую процедуру и НТВ удастся доказать неправомочность собрания акционеров. Но это не изменит расклад сил среди этих акционеров: через неделю-другую «Газпром» повторит попытку вновь и изберет уже по-настоящему легитимное руководство. При этом нет никаких гарантий сохранения нынешней редакционной политики даже в том случае, если останется нынешнее руководство канала, не раз менявшее свою политическую позицию в зависимости от обстоятельств. Кроме того, НТВ пока что не может опереться на какую-либо серьезную поддержку извне. Парламент отказался обсуждать проблему НТВ. Только фракция «Яблоко» устраивает массовые акции в поддержку канала. Руководители другой либеральной организации, Союза правых сил, хотя и выражают свое возмущение, но советуют редакционному коллективу начать переговорный процесс. Многие руководители СПС не могут забыть Евгению Киселеву роли, которую сыграл этот ветеран олигархических информационных войн в отставке идеолога СПС Анатолия Чубайса и его соратников из правительства в ходе почти уже забытого широкой общественностью «дела писателей». Кроме того, и Кох, и Йордан — близкие Чубайсу бизнесмены. ОВР вообще в ситуацию не вмешивается: спасибо Лужкову хотя бы за то, что он разрешает проведение митингов в поддержку канала! Так что рано или поздно НТВ придется считаться со сложившейся юридической реальностью: канал как феномен неангажированной Кремлем информации перестанет существовать.

Ситуация вокруг популярного телеканала продемонстрировала, как реально развивалась российская экономика ельцинских времен. Это была — и осталась при Путине — экономика избранных. Когда бизнесмен нужен государству, его бизнес поддерживается, на его долги и возможные криминальные прегрешения просто не обращают внимания. Но как только представитель крупного бизнеса оказывается в оппозиции власти, ему вспоминают все: неэффективность бизнес-проектов, долги, преступления. Владимир Гусинский, в эти дни прекращающий быть владельцем НТВ, — лишь одна из фигур в этом ряду. Вспомним хотя бы Анатолия Быкова, бывшего одним из самых могущественных предпринимателей Красноярского края, но превратившегося за несколько месяцев в разыскиваемого по всему миру уголовника. Или Бориса Березовского… Нет, пожалуй, Березовского в этом ряду вспоминать мы не будем…

Крах бизнеса Гусинского оказался, тем не менее, не только его личным крахом: это оказался еще и крах общественных надежд на получение информации, не цензурируемой властями. При этом либерально настроенная часть общества должна еще и с горечью наблюдать, как этот крах сопровождается демонстрацией преимущества рыночных рычагов давления над административными. Может появиться опасная иллюзия — и это касается не только российского, но и украинского, и любого другого недореформированного постсоциалистического общества, — что рыночная экономика просто не может обеспечить свободы информации.

Это не так. При эффективно существующей рыночной экономике существуют объемы рекламного рынка, позволяющие существовать десяткам, если не сотням коммерческих каналов. В этой системе просто невозможно утаить информацию: каждый канал существует как доходное предприятие и менее всего заинтересован в потере доверия. Конечно, существует еще и интерпретация информации, но человек в рыночном обществе быстро учится сравнивать интерпретации и делать свои выводы. Существующие объемы рекламного рынка в России или в Украине таковы, что существование здесь коммерческого телевидения, не поддерживаемого дотациями, вряд ли возможно, что бы об этом не говорили сами телевизионщики, активно поддерживающие миф о прибыльности. Окупаться еще как-то может небольшой канал дешевых «мыльных опер», но уж никак не культурно-информационное вещание типа НТВ: если хотеть получать от НТВ прибыль, нужно делать совсем другой канал, и цинизм позиции Коха, обещающего не вмешиваться в редакционный процесс, как раз в этом и состоит. Выходом из такой ситуации является создание эффективно действующих механизмов, позволяющих существование общественного телевидения, дотируемого и контролируемого самими налогоплательщиками — как Би-Би-Си в Великобритании или то самое Чешское телевидение, проблемы которого заставили выйти тысячи людей на улицы Праги прошлой зимой… Но не будем забывать, что в российском или украинском обществе в ангажированной информации заинтересована не только власть, но и вся политическая элита, стремящаяся к тому, чтобы общество получало информацию, выгодную тем или иным политическим силам в данный момент. Коммерческий частный канал — великолепный флюгер, его можно сколько угодно раз переориентировать, как это уже происходило с НТВ, «1+1» или СТБ. Общественное телевидение переориентировать практически невозможно: именно поэтому относящийся к собственному народу с плохо скрываемым презрением российский или украинский политический и предпринимательский истеблишмент существования такого телевидения никогда не допустит.