UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тайский "майдан": решительный и беспощадный

Протестующие в Бангкоке требуют отставки правительства

Автор: Алексей Коваль

В Бангкоке активная фаза протестов началась практически одновременно с киевским евромайданом. Их причиной стала подготовка к голосованию в парламенте по вопросу об "амнистии" опального экс-премьер-министра, осужденного в 2008 г. к двум годам тюремного заключения за злоупотребление служебными полномочиями. В последующие дни события в Бангкоке развивались почти так же стремительно, как и в Киеве. Оппозиционеры захватили ряд министерств и административных зданий, блокируют работу правительства и зовут народ на баррикады. Они хотят заставить власть, отстаивающую интересы лишь одной "семьи", услышать глас народа.

Опальный экс-премьер, которого не желают впускать

Для понимания текущих событий в этой азиатской стране следует напомнить, что в 2006 г. в Таиланде произошел военный переворот, совпавший с визитом в Нью-Йорк тогдашнего премьер-министра страны Таксина Чиннавата. Низвергнутый премьер решил не возвращаться из США в Бангкок, а укрыться в Лондоне. Все выдвинутые против него в 2008 г. обвинения он назвал "политически мотивированными". Великобритания согласилась с его доводами и не стала выдворять на родину. В том же году, продав арабам принадлежавший ему британский футбольный клуб "Манчестер Сити", миллиардер Чиннават обеспечил себе благополучное существование в Дубае в последующие несколько лет. При этом он старался даже из-за рубежа оказывать влияние на политические процессы в своей стране.

И его усилия не были напрасны. На политической сцене Таиланда произошли кардинальные перемены. Массовые протесты 2009–2010 гг. сторонников Чиннавата - т.н. "краснорубашечников" - привели к власти на выборах 2011 г. партию Пхыа Тхаи ("Для Таиланда" - Phak Phuea Thai), образованную из запрещенных после бегства экс-премьера партий "Тайцы любят тайцев" (Thai Rak Thai) и партии "Народной власти". В результате новым премьером страны стала Йинглак Чиннават - младшая сестра Таксина. Одним из пунктов ее предвыборной программы значилось принятие закона об амнистии для всех осужденных после переворота в сентябре 2006 г. Йинглак готова была сделать все, чтобы этот закон был принят, а ее брат Таксин смог вернуться в страну и при этом - избежать ареста.

Попытка премьера "протащить" закон в интересах "семьи" через парламент и стала причиной массовых протестов, захлестнувших Бангкок в ноябре. Эпицентром этого протеста стал центральный район столицы вокруг помпезного монумента демократии, возведенного в Бангкоке в 1932 г. в ознаменование перехода от абсолютистской к конституционной монархии и в последующие десятилетия превратившегося в традиционное место сбора всех недовольных текущим состоянием дел в государстве или действующим правительством.

Площадь, с которой колонны демонстрантов могут быстро расходиться в разные районы города, оккупировали представители оппозиции, возглавляемой бывшим членом парламента от Демократической партии и экс-вице премьером Сутхепом Тхаугсубаном. Этот седовласый политик оставил уютный кабинет и снял дорогой пиджак, чтобы за несколько дней превратиться в
командира уличных протестов.

Демонстранты, прежде всего, добились снятия с повестки дня парламента "билля" об амнистии для экс-премьера, а затем потребовали отставки Йинглак Чиннават, обвиняя ее в том, что она всего лишь марионетка - на самом деле страной управляет ее брат Таксин.

С 25 ноября тайская оппозиция начала пикетировать правительственные здания, и затем захватила министерство финансов, но дом правительства (огороженный колючей проволокой и отрядами спецназа) оказался ей не по зубам. Власти ввели в столице чрезвычайное положение. 28 ноября в парламенте Таиланда (почти так же, как неделю спустя в Верховной Раде Украины) с треском провалилась попытка оппозиции отправить правительство Йинглак Чиннават в отставку через вотум недоверия - 297 из 492 депутатов проголосовали против. Таким образом, тайская оппозиция лишилась последнего конституционного средства для отставки кабинета.

А уже в минувшую субботу тайские власти, действуя так же, как и украинские, попытались противопоставить антиправительственному "майдану" у монумента демократии свой проправительственный митинг на стадионе "Раджамангала". И если в Киеве подобные параллельные акции проходят достаточно миролюбиво, то в Бангкоке организованный "подвоз" десятков тысяч сторонников правительства на акцию в столицу из северных районов страны (где популярность Таксина высока, в то время как жители южных районов Таиланда поддерживают оппозицию) вызвал всплеск недовольства. Особо активные оппозиционеры бросились штурмовать колонны автобусов еще на подъезде к месту сбора, но самые жестокие столкновения произошли близ вышеупомянутого стадиона (спустя несколько часов после того, как украинский "Беркут" с особым остервенением и цинизмом "зачистил" киевский Майдан Независимости от митингующих). В Бангкоке в субботу также пролилась кровь - два человека погибли, десятки ранены. Власти бросили на усмирение протестующих несколько тысяч полицейских, которые, однако, не смогли остановить эскалацию конфликта. ЕС и США также призвали тайских политиков к сдержанности.

Оппозиция идет на штурм

В минувшее воскресенье, после "кровавой субботы", на улицах Бангкока митинговали уже 100 тысяч человек, и этот день оппозиция назвала днем "народного восстания". Оппозиция объявила, что возможность мирного решения конфликта упущена и выдвинула ультиматум - Йинглак Чиннават должна сама подать в отставку с поста премьера не позже, чем через два дня. Сутхеп Тхаугсубан обратился к демонстрантам с речью, в которой откровенно сказал, что необходимо нарушить закон, чтобы достичь своей цели. Оппозиционные силы взяли в осаду правительственные учреждения в шести районах города, пытаясь парализовать работу правительства и силовых ведомств, подорвать возможность властей вести организованное сопротивление. Им даже удалось обесточить здание кабмина, но прорваться внутрь они не смогли из-за противодействия спецназа, стойко державшего оборону. Во время штурма спортклуба столичной полиции и самого МВД отряды оппозиционеров неожиданно столкнулись с самой госпожой премьером (которая, как оказалось, здесь и укрывалась с субботы), и только чудо и слаженные действия охраны главы правительства позволили Йинглак Чиннават ускользнуть прямо из-под носа демонстрантов. Премьер вынуждена была на несколько дней укрыться в секретном месте, продолжая оттуда призывать к спокойствию и миру. Однако принять ультиматум и уйти в добровольную отставку она отказалась, а вскоре предложила лидеру оппозиции встретиться и обсудить проблемы один на один. Когда эта встреча (организованная при посредничестве военного командования) провалилась, МВД страны заявило, что выдало ордер на арест Сутхепа Тхаугсубана и требует, чтобы он добровольно сдался властям.

В последние дни протестующие взяли под свой контроль несколько столичных телеканалов, постоянно транслирующих призывы к населению поддержать протесты и выступления лидеров оппозиции. Тем временем на тайском "майдане" заработал "народный совет" - парламент восставших, видящий себя прообразом новой демократической власти в стране после свержения правительства.

Помимо углубления раскола Таиланда по линии север - юг, нынешние протесты выявили следующую особенность: против правительства на стороне оппозиции выступают в основном благополучные и состоятельные граждане страны, лояльные также и к королевской власти. Опорой же семьи Чиннават и премьер-министра выступают беднейшие слои населения, поддерживающие амнистию экс-премьера Таксина и даже возвращение его к власти, памятуя о социально ориентированных экономических реформах, проводимых им до переворота 2006 г.

Следует отметить, что другая важнейшая внутриполитическая сила, а именно тайские военные, пока не вмешивается в конфликт. Напомним, что за последние 80 лет военные 18 раз совершали "перевороты" в тайском королевстве и брали на себя ответственность в деле восстановления порядка в стране, когда политикам не удавалось договориться. Военное командование 4 ноября выступило с заявлением о существовании путей мирного разрешения конфликта, считая, что ситуация постепенно нормализуется. К слову, вышеописанные внутриполитические события пока не влияют на туристическую индустрию Таиланда - оппозиция воздерживается от блокирования аэропортов и, в частности, международного в Бангкоке.

Король - празднует, "майдан" - стоит

В то время, как активность украинского евромайдана не снижается, несмотря на то, что Виктор Янукович оставил Украину на несколько дней для чрезвычайно важного визита в Китай, на тайском "майдане" 5 декабря была объявлена вынужденная пауза. Причиной стал национальный праздник - 86-я годовщина ныне здравствующего монарха Таиланда Пумипона Адульядета. И для оппозиции, и для действующей власти он - персона уважаемая, а по религиозным канонам - даже священная. Выражая дань уважения к монаршей особе, протестующие в центре Бангкока свернули свой лагерь и даже позволили, как у нас бы сказали, "коммунальным службам столицы" навести порядок на газонах и проезжей части вокруг монумента демократии, где и состоялись основные торжества по поводу дня рождения короля. Небольшая группа демонстрантов в этот день оставалась пикетировать МВД, но, как считают власти, лишь для того, чтобы создавать видимость, дескать, протесты продолжаются, и демонстранты не намерены снижать свою активность.

Тайское правительство, в свою очередь, также ответило миролюбивым жестом. На блокпостах и вокруг административных зданий Бангкока (которые очень хотят, но еще не успели захватить протестующие) вместо вооруженных до зубов грозных "омоновцев" на вахту заступили женщины-полицейские. Некоторые из них вооружились по случаю для рождения монарха не резиновыми "демократизаторами", а розами, которые они с улыбкой дарили прогуливающимся по улицам города сторонникам оппозиции.

Однако перемирие в Бангкоке было недолгим. Сегодня из тайской столицы снова звучат призывы Сутхепа Тхаугсубана: "Все - на штурм! Мы будет вести борьбу каждый день - до самой победы!".